Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 13. Когнитивное развитие. не наливается сок. В 4—5 лет дети начинают принимать в расчет и коли- чество сока






не наливается сок. В 4—5 лет дети начинают принимать в расчет и коли-
чество сока. Они считают, что сок окажется более крепким там, где нали-
то больше сока. В 7—8 лет дети учитывают не только количество сока, но
и количество воды, и считают более высокой концентрацию там, где сока
больше, чем воды. Однако если в обоих кувшинах сока больше или мень-
ше, чем воды, они попросту пытаются угадать. В 9—10 лет дети начинают
учитывать, насколько количество сока в одном кувшине больше, чем в дру-
гом. В некоторых случаях этот способ ведет к правильному решению, а в
некоторых — к неправильному. В 11 — 12 лет дети уже используют для ре-
шения задачи Нёлтинга пропорцию. Если пропорция в двух кувшинах ока-
зывается одинаковой, они считают, что крепость сока будет равна. Если
же сопоставить пропорции непосредственно не удается, дети возвращают-
ся к способам действия предыдущего уровня. 13—14-летние подростки де-
монстрируют новую, более высокую стратегию. Они сравнивают между со-
бой пропорции, если один из знаменателей делится на другой. Например,
если соотношение сока и воды в кувшинах 1/3 и 4/6, они замечают, что
3x2=6, и сводят 1/3 к 2/6. Наконец, в 15—18 лет, поданным Кейса, стано-
вится доступной высшая форма стратегии, состоящая в приведении к об-
щему знаменателю (рис. 13.14).

Очевидно, что задача Нёлтинга связана с отношениями пропорции и
весьма близка по структуре к пиажеанской задаче «Весы», рассмотренной
выше в трактовке Р. Сиглера. Кейс выделяет большее число стадий разви-
тия, чем Пиаже и Сиглер. Но главное различие проявляется там, где на-
чинается интерпретация стадий. Пиаже, как было видно ранее, объяснял
стадии в терминах структур операций. Кейс проводит другую линию объяс-
нения, связанную со стратегиями решения, используемыми детьми, и ме-
ханизмами переработки информации.

Возьмем первые четыре стадии. Кейс считает, что базовая операция ре-
бенка на этих стадиях одна и та же — счет. Самая простая стратегия на пер-
вой стадии предполагает необходимость держать в рабочей памяти только
один элемент— наличие или отсутствие сока. На второй стадии ребенок
должен активизировать в рабочей памяти два числовых элемента — число
единиц сока в кувшине А и число единиц сока в кувшине В. На третьей ста-
дии в памяти необходимо удерживать уже три элемента: число единиц сока
в кувшине А, число единиц воды в кувшине А и информацию о том, чего

Рис. 13.14. Стадии решения задачи Нёлтинга детьми.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.