Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 13. Когнитивное развитие. Первый модуль — физические механизмы






Первый модуль — физические механизмы. Начинает развиваться у детей
с 3—4 месяцев. Ребенок обрабатывает информацию о поведении физичес-
ких объектов и создает классификацию объектов, основанную на их физи-
ческих свойствах. Если объект может начинать движение или изменять его
сам по себе, то он скорее всего может быть субъектом. Если же это проис-
ходит только с привлечением внешних источников энергии — он не субъект.

Второй модуль — механизмы мышления. Начинает развиваться у детей
с 6—8 месяцев. Обрабатывает информацию о субъектах и их целенаправ-
ленных действиях.

Третий модуль — механизмы мышления. Начинает развиваться у детей
около 18 месяцев. Обрабатывает информацию о субъектах и их менталь-
ных отношениях к возможно существующему. Следовательно, эти меха-
низмы ответственны за метарепрезентации, а также за понимание дей-
ствий в отношении потенциально несуществующих обстоятельств.

С. Барон-Кохен (цит. по: [Hobson, 1993]) решающую роль в развитии
theory of mind отводит детекции ребенком направления взгляда. Автор тео-
рии добавляет к перечисленным выше модулям еще детектор намерений
(определение намерения другого человека), детектор направления взгля-
да (прослеживание ребенком взгляда взрослого, что позволяет ментально
присоединиться к намерению взрослого), а также механизм общего вни-
мания, когда внимание ребенка и взрослого встречаются на одном объек-
те, что дает представление об обмене психическими состояниями.

Согласно теориям этой группы, развитие модели ментальное™ главным
образом зависит от собственной активности ребенка в социальном мире.
Различия во взглядах авторов заключаются в том, предшествует ли понима-
ние эквивалентности себя и другого человека различению социального мира
и мира объектов. В первом случае мы имеем теории симуляции, которые
предполагают, что понимание другого происходит через уподобление их соб-
ственной направленной деятельности на базе собственного опыта.

Б. Рассел, например, считает, что знание о разделении на субъект и
объект и знание об объекте есть на самом деле знание об отношении меж-
ду собой как субъектом опыта и объектом. Опыт социального взаимодей-
ствия играет огромную роль в развитии понимания себя и других как
субъектов (цит. по: (Hobson, 1993]).

Теории подобия (matching)

Основное внимание в теориях этой группы уделяется проблеме понимания
эквивалентности себя и другого. Предполагается, что врожденное сходство
между собой и другими наиболее очевидно в ситуациях, где Я и другой во-
влечены в одну и ту же деятельность. Это и есть ситуации подобия, позво-
ляющие младенцу понять, что Я и другой одинаковы в их потенциальной
возможности вступать в психологические отношения с объектами.

Два главных подхода в этих теориях схожи в подчеркивании централь-
ной роли интермодальной интеграции и амодальной репрезентации ин-
формации, полученной от себя и других.


Познание ментального мира






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.