Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Иерархическая категоризация






Другой принципиальной логической способностью является использова-
ние иерархической категоризации. Это предполагает возможность пони-
мать соотношение понятий. Например: собаки и колли (колли — вид со-
бак); все колли — собаки, но не все собаки — колли. Хотя некоторые ис-
следования подтверждают, что младшие дети не понимают соотношения
класс—подкласс так, как взрослые и старшие дети, однако недавние ис-
следования очень маленьких детей подтвердили способность формировать
категории, основанные на иерархических отношениях.

Способность к категоризации у младенцев 4 мес была продемонстри-
рована в исследованиях Борнштейна, Кессена и Вейскопфа [Bornstein,
1981; Butterworth, Harris, 2000]. Младенцы делят световой спектр на четы-
ре основных цвета: синий, зеленый, желтый и красный. Младенец реаги-
рует на изменение цвета при предъявлении разноцветных стимулов. Так,
цвета с длинами волн 480 и 510 нм воспринимаются взрослыми как изме-
нение от синего к зеленому цвету. Младенцы также распознают их как два
различных цвета. Использование метода привыкания в этом эксперимен-
те показало, что изменение длины волны в пределах одного цвета, напри-
мер 480 и 450 нм, ребенок воспринимает как другой пример той же кате-
гории синего цвета. Открытие универсальности цветовой категоризации в
соответствии с длинами световых волн в ранней перцепции имеет важней-
шее значение, так как позволяет предположить, что существуют когнитив-
ные структуры на самых ранних этапах развития человека.

Мандлер и Боар [Mandler, Bauer, 1988] исследовали способность кате-
гориального мышления у младенцев 12, 15 и 20 мес, используя метод, на-
званный последовательным прикосновением. Регистрировалось дотягивание
и схватывание объектов по группам. Предъявлялись объекты базового
уровня (собаки и кошки), суперординарного уровня (одушевленные и нео-
душевленные), а также категории, предполагающие контекст (например,


Познание ментального мира

предметы из ванной). Мандлер и Боар нашли, что дети могут последова-
тельно касаться объектов, которые принадлежат к той же самой иерархи-
ческой категории (например, все собаки). Эти паттерны последовательного
касания принадлежали к строго базовому уровню и в меньшей степени к
суперординарному и контекстуальному. Изложенные данные показывают,
что даже младенцы имеют некоторые знания о соотношении класс—под-
класс, и, следовательно, способны использовать информацию для форми-
рования категорий знакомых объектов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.