Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перцептивная сегрегация






Перцептивная сегрегация представляет собой разбиение некоторой группы
объектов на отдельные объекты,
или выделение в группе объектов отдель-
ных ее составляющих. Начальной стадией перцептивной сегрегации явля-
ется выделение фигуры из фона. В привычных ситуациях мы не обращаем на
это внимания, но первое, что нужно сделать при восприятии некоторой
зрительной информации, это решить, что считать фигурой, а что фоном.
Если на столе лежит книга, мы, не задумываясь, скажем, что это книга и
что лежит она на столе. В этом случае у нас нет проблем с выделением фи-
гуры из фона. Существуют некоторые особенности зрительной стимуля-
ции, которые сами по себе помогают перцептивной системе отличить фи-
гуру от фона: фон обычно (хотя и не всегда) включает в себя фигуру, он
содержит меньше деталей и отличи-
тельных особенностей по сравне-
нию с фигурой. Обратимся к рис.
3.6. В данном случае у нас не возни-
кает сомненний в том, где здесь фи-
гура, а где фон: сама зрительная ин-
формация подсказывает, что нечто
относительно более связное и четко
очерченное (светлое пятно) являет-
ся фигурой.

Однако объяснять процесс выде-
ления фигуры из фона только осо-
бенностями стимуляции было бы не-
правильно. Это можно наглядно
продемонстрировать на примере
восприятия двойственных изображе-
ний, или изображений с взаимообра-
тимыми фигурой и фоном (рис. 3.7).

Рис. 3.6. Фигура и фон.

Когда мы смотрим на это изобра-


Восприятие формы


Рис. 3.7. Взаимообратимые фигура и фон: профили или ваза.

жение, нам попеременно видятся то
ваза, то два человеческих профиля; в
каждый момент что-нибудь одно. Та-
кого рода ловушки заставляют заду-
маться о том, за счет чего в нормаль-
ных условиях существования мы
последовательно и достаточно устой-
чиво принимаем один объект за фи-
гуру, а другой за фон? Исследования
показывают [Weisstein, Wong, 1986],
что восприятие объекта как фигуры
связано с относительно более деталь-
ным анализом информации по срав-
нению с восприятием объекта как
фона. Проще говоря, фигура — это
то, на что мы в данный момент обра-
щаем преимущественное внимание.
В одном из экспериментов испытуе-
мым показывали на короткое время
вертикальные или слегка наклонен-
ные линии на фоне классического
изображения «профиль или ваза»
(см. рис. 3.8).

Рис. 3.S. Позиции предъявления стимула (А, В, С).

Причем линии предъявлялись в
одном из трех положений: А, В или
С. Задача испытуемых была до-
вольно простой: ответить, располо-
жена ли линия вертикально или
слегка наклонена. Результаты по-
казали, что процент правильных
ответов был относительно выше в
том случае, когда линия находилась
в той области, которая в данный
момент воспринималась испытуе-
мым как фигура. В те моменты,
когда испытуемый видел вазу, рас-
положение линии в точке В приво-
дило к большему количеству пра-
вильных ответов по сравнению с
вариантами расположения в точках
А или С. И наоборот, когда испы-
туемый видел профили, ответы
были более точными при расположении в точках А или С.

Выше мы говорили о том, что в принципе существуют некоторые осо-
бенности стимуляции, которые настраивают субъект на восприятие одно-
го объекта как фона, а другого — как фигуры. Однако влияние самого


Глава 3. Восприятие

субъекта зачастую оказывается настолько сильным, что выделение фигу-
ры из фона может соответствовать особенностям стимуляции с точностью
до наоборот. Представьте себе, что у вас есть добрый, подвижный и весе-
лый молодой пес. Вы вышли с ним погулять довольно поздно вечером, спу-
стили его с поводка, он забежал за угол дома и там скрылся. Вдруг оттуда
раздался истошный женский крик. Вы бросаетесь за угол и видите такую
картину: ваш пес, на огромной скорости бежавший к женщине, встает на
задние лапы и пытается лизнуть ее в лицо, после второго истошного кри-
ка пес в испуге, скуля, отскакивает в сторону.

Кто должен быть в этой картине фигурой, исходя из особенностей сти-
муляции, зрительного поля и т. п.? Пес, конечно. Почему? Потому что он
ближе (т. е. в буквальном смысле на фоне женщины), меньше и, кроме
того, лучше виден в свете фонаря. А что для вас в данной ситуации будет
фигурой? Женщина. Почему? Потому что вас интересует ее поведение.
Поведение вашего пса вам известно. А на женщину вы обращаете при-
стальное внимание: ведь так неудобно получилось — человека испугали.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.