Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬ — особая общ­ность между познающими субъектами, условие взаи­модействия и передачи






ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬ — особая общ­ность между познающими субъектами, условие взаи­модействия и передачи знания (или — значимости опы­та познания) одного для другого. Вплоть до 20 в. гаран­тией достоверности познания выступала универсаль­ная структура познающего субъекта. Собственно про­блема И. ставится Гуссерлем в " Пятой картезианской медитации". Поскольку Гуссерль начинает опыт фено­менологической рефлексии с исключения " наивной" опоры на предшествующий сознанию мир (как тут-объективно-сущий), ему требуется новое основание для обеспечения значимости опыта рефлексии, и он предпринимает попытку обоснования рефлексии через саму рефлексию. Каждый субъект, рефлексируя, выст­раивает мир специфически, этот мир — опыт субъекта, зависящий только от его познания. Следовательно, ре­шение — в проблеме взаимоотношения субъектов, в частности, Я и Другого. Гуссерль находит, что Я есте­ственным образом выстраивает в себе Других и скла­дывает интерсубъективную общность — общность (ги­потетических) субъектов, каждый из которых имеет мир в своем опыте, и, в силу этого, мир может рассма­триваться как объективно (для-всех) сущий — то есть как основание индивидуального опыта Я. В то же вре­мя в И. — Я фиксирует своеобразие своего опыта в от­ношении других возможных опытов. На основе интер­субъективного сообщества при рефлексии над тем, как Другой выстраивает " его" Других, формируется интенциональная общность, характеризующаяся направлен­ностью на горизонт возможностей понимания и беско­нечное пространство сообщества (по сути, — преобра­зование идеала истинного человечества). Однако про­блема выяснения корректности знания остается откры­той, поскольку бесконечное самоуглубление — идеал, вещь-в-себе. Позднее Гуссерль вводит понятие " жиз­ненного мира" — духовного образования, которое зада­ет основные " темы" для " вариаций" — всякого дейст­вия или мысли конкретного субъекта — и посредством этого служит базисом И. В дальнейшем тема И. рассма­тривается в аналитической философии (как проблема общезначимости логических и языковых форм — у Рассела, Карнапа, Куайна), феноменологии (Сартр: конфликт претензий конституирующих субъектов;

Мерло-Понти: тело как общезначимое основание ре­флексии всякого субъекта) и феноменологической со­циологии (Шюц). Шюц рассматривает И. в свете двух правил (интерпретации) социальной жизни — взаимо­заменяемости точек зрения Я и Другого и признания схожести интерпретации общих фактов и программ по­ведения при несущественных различиях. Однако все эти программы суть отход от гуссерлевской идеи обос­нования объективности рефлексии из самой рефлексии.

Д.В. Майборода






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.