Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История развития института несостоятельности (банкротства) физического лица






Институт несостоятельности физических лиц имеет свое историческое развитие. Так, в правовых систем древних обществ, следует определенная особенность несостоятельный должник (физическое лицо) перед кредиторами был ответственен не столько принадлежащим ему имуществом, сколько личными неимущественными правами (его могли лишить жизни, продать в рабство). Такой подход был не в состоянии предотвратить новые банкротства. Должники, страшась уголовного наказания, не прекращали торговую деятельность (утаивали состояние своей неплатежеспособности) и таким образом еще более осложняли положение своих кредиторов[1].

В России до XVIII столетия не было сформировавшегося конкурсного права, а действовавшие нормы о банкротстве носили бессистемный характер. Об этом свидетельствует анализ таких древнейших источников права, как Русская Правда, Псковская судная грамота, Судебники 1497 и 1550 гг., Соборное уложение 1649 г., закрепивших зачатки норм о несостоятельности. Так, выделялись виновное и невиновное банкротство, определялись преимущества в удовлетворении требований кредиторов[2].

В XVIII столетии издается ряд унифицированных актов, регламентирующих банкротство, начало которым положил Банкротский устав, принятый 15 декабря 1740 г. Однако этот устав не был утвержден и не применялся на практике, а правоприменительные органы руководствовались иностранным законодательством, нормами обычного права. В некоторых случаях издавались указы по отдельным делам. Так, по одному делу в состав конкурсной массы вошли товары, сданные на комиссию иностранными купцами, часть которых были не распакованы. Коммерц-коллегия указала оставить распакованные товары в составе конкурсной массы, а не распакованные вернуть собственникам[3].

В 1763 и 1768 гг. разрабатываются еще два проекта Банкротского устава, которые также не были утверждены.

Банкротский устав выделил три вида несостоятельности: несчастную, неосторожную и злостную. Последствием несостоятельности от несчастья являлось то, что все имеющиеся на то время требования аннулировались, а банкрот освобождался от наложения на него взыскания. Неосторожный и злостный банкрот от погашения долгов не освобождались. Должник признавался банкротом вследствие признания его таковым судом или по требованию кредиторов. Несостоятельность по уставу влекла за собой не только имущественные (арест имущества должника), но и личные последствия для должника. Последние заключались в том, что должник немедленно заключался под стражу, но кредиторы большинством голосов могли освободить его. Пока должник находился в заключении, а затем над ним продолжался конкурс, кредиторы должны были выделять из собранного имущества средства на его содержание и содержание его жены и детей. Устав определял круг имущества, которое должно было возвращаться должнику: вещи, отданные должнику на хранение; вещи, отданные на комиссию для продажи; вещи, если они куплены по распоряжению и за счет комитента; вещи, заложенные должнику[4].

Устав содержал правила о заключении мировой сделки между должником и кредиторами, которая предупреждала раздел имущества. Устав 1832 г. применялся исключительно к торговым отношениям.

По общему правилу дела о торговой несостоятельности рассматривали коммерческие суды. Дела о неторговой несостоятельности, а также дела о несостоятельности торговой, если в данной местности не было коммерческого суда, рассматривали окружные суды. Законодательство о банкротстве было сложным. Затруднения были связаны не только с правотворчеством, но и с реализацией законоположений о банкротстве[5].

Со времени издания Устава о торговой несостоятельности поднимался вопрос об издании нового конкурсного устава, который бы шел наравне с западноевропейским правом.

В первые годы после революции конкурсные отношения не могли существовать. Только в связи с новой экономической политикой, разрешившей свободный товарный оборот, произошло реанимирование некоторых положений о несостоятельности.

В связи с изменением конституционного строя, переходом к новым политическим, социальным и экономическим отношениям институт несостоятельности (банкротства) снова появился в российском гражданском праве. В 1992 г. был принят Закон РФ " О несостоятельности (банкротстве) предприятий", определивший условия и порядок объявления (несостоятельным) банкротом коммерческих юридических лиц и граждан-предпринимателей. Несостоятельность физических лиц осталась за сферой его действия[6].

Применение этого Закона выявило многочисленные пробелы в правовом регулировании, с целью устранения которых был принят Федеральный закон " О несостоятельности (банкротстве)" 1998 г. Данный Закон закрепил наряду с предпринимательским банкротством также и непредпринимательское банкротство. Введение в силу положений Федерального закона " О несостоятельности (банкротстве)" 1998 г. о банкротстве граждан – не предпринимателей было отложено до внесения соответствующих изменений в гражданское законодательство.

Применение Закона о банкротстве 1998 г. выявило множество недостатков. Поэтому законодатель 26 октября 2002 г. принял действующий Федеральный закон " О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве). Положения § 1 гл. X Закона о банкротстве устанавливают правила банкротства граждан, в том числе не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Федеральный закон от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает, что граждане независимо от того, являются они индивидуальными предпринимателями или нет, могут быть признаны несостоятельными в установлен­ном законом порядке. Глава X «Банкротство граждан» данного Закона включает три параграфа: § 1 «Общие положения», § 2 «Особенности банкротства индивидуальных предпринимателей» и § 3 «Особенности банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства». Положения о несостоятельности граждан, не являющихся индивидуаль­ными предпринимателями, предусмотренные § 1 главы X, будут действовать лишь с момента вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изме­нений и дополнений в федеральные законы; на сегодняшний день глава X распро­страняется только на индивидуальных предпринимателей и крестьянские (фермер­ские) хозяйства[7].

После принятия Закона о банкротстве Минэкономразвития РФ взялось за разработку законопроекта, позволяющего признавать банкротами физических лиц. Первый вариант этого документа так и назывался «Закон о банкротстве физических лиц».

В разработке законопроекта участвовали также представители Высшего Арбитражного Суда и Министерства финансов РФ, в него вносили поправки и дополнения, но Совет по кодификации гражданского законодательства при Президенте РФ возвращал его на доработку. Весной 2008 г. законопроект наконец был внесен на рассмотрение в Правительство РФ. Однако в связи с наступившим осенью 2008 г. финансовым кризисом и резким ростом кредитной задолженности граждан введение института банкротства физических лиц было отложено. К тому же к законопроекту было много замечаний, поскольку он не был привязан к действующему Закону о банкротстве и другим федеральным законам. Кроме того, требовалось усилить его социальную направленность.[8] В июне 2012 г. Минэкономразвития РФ представило в правительство доработанный вариант законопроекта и 5 июля 2012 г. он был внесен на рассмотрение в Госдуму РФ. Окончательная редакция законопроекта носит название: «О внесении изменений в федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника». В ноябре 2012 данный законопроект был принят, однако дальнейшее его рассмотрение неоднократно откладывалось.

В том числе из-за того, что документ, во многом нацеленный на защиту прав заемщиков, вызвал сопротивление со стороны кредитных организаций. По итогам состоявшегося в декабре 2013 г. «Форума действий» ОНФ президент России дал поручение ускорить работу по принятию закона о банкротстве физических лиц.

16 декабря 2014 г. Госдума приняла во втором, основном чтении законопроект о банкротстве физических лиц. Законопроект был принят в третьем - окончательном чтении уже 19 декабря 2014 г. Вступить в силу документ должен с 1 июля 2015 года, хотя ранее предполагалось, что это случится только в 2016 году. Данное решение обусловлено необходимостью снижения социальной напряженности в связи со сложной экономической ситуацией, — председатель комитета Госдумы по собственности Сергей Гаврилов. — Закон создает позитивную, «мягкую» альтернативу исполнительному производству, предоставляя возможность отсрочки, рассрочки, дисконтирования суммы долга, уменьшает величину процентов до размера ставки рефинансирования ЦБ. К слову, по оценкам Национального бюро кредитных историй, около 10 млн человек имеют более одного действующего кредита, а 15-20% должников не справляются с выплатами и попадают к коллекторам.

В середине ноября 2014 г. комитет по собственности Госдумы одобрил ко второму чтению поправки, повышающие порог долга, необходимый для признания человека банкротом, с 50 до 500 тысяч рублей.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.