Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема направленности, единства и многообразия мировой истории.






История человечества - это история множества народов и государств, стран и регионов, культур и цивилизаций, история различных эпох и их смены, история борьбы различных классов и государств, войн и революций, короче - наполненная массой уникальных событий жизнь человеческая. О.Шпенглер и А.Тойнби не признавали существования единой истории человечества, разрывали ее на множество самостоятельных потоков, а в качестве исходных посылок истории принимали духовные ценности или религиозные системы. О.Шпенглер: каждая культура живет, подчиняясь особым, только ей присущим принципам и ценностям, и проходит периоды возникновения, расцвета, старения и гибели, а история в целом представляет собой сосуществование и смену различных культур. А.Тойнби: обнаружил в истории множество локальных цивилизаций, каждая из которых создается творческим меньшинством и также проходит ряд этапов своего жизненого цикла вплоть до дезинтеграции; в будущем возможно достижение единства человечества, но лишь в сфере духа, на основе религии. Эпоха становления капиталистических отношений, обнаружив пестрое многообразие истории, стимулировала вместе с тем поиск скрытого за многообразием единства. К этому побуждало прежде всего развитие экономических связий, процесс связанный с построением единого капиталистического рынка. Идеалистическая трактовка единства истории. На признании единства истории были построены философско-исторические концепции Гегеля, Фурье, Спенсера. Гегель: единство истории придавал " мировой дух", который воплощался в духе различных народов; Фурье: идея единства истории служила обоснованию новой высшей цивилизации, которая прийдет на смену существующей; Спенсер: идея единства истории была элементом его общей теории эволюции. Материалистический подход к единству истории. Этот подход включает в себя признание единства мировой истории. Единство истории закладывается в самой реальной жизни, в способе ее материального обеспечения с помощью трудовой деятельности и используемых ею материальных средств труда. Труд-вечное условие человеческой жизни. Материальная основа исторического процесса есть одновременно и основа его единства. Если различные культуры и цивилизации развиваются как самостоятельные и внутренне замкнутые образования, то никаких общих законов, исторических закономерностей быть не может. Формы проявления единства исторического процесса. Установление многообразных связей между странами: экономических, культурных => рост городов, консолидация народностей. С развитием капиталистических отношений все больше стран вовлекаются в механизм кап. экономики. Эк. и культурное развитие тесно связано с развитием науки и техники. В этом взаимосвязанном мире соц. значимые события сразу становятся достоянием всех, интересы и судьбы народов тесно переплетаются. Таким образом, в ходе истории меняются формы выражения ее внутреннего единства, старые формы накладываются на новые, и то, что история - единый процесс развития человечества, становится еще более очевидным. Причины и факторы многообразия истории. Многообразие истории существует во времени и пространстве. Во времени - это различные этапы исторического развития, формации и эпохи. В пространстве - это наличное реальное многообразие социальной жизни, основной источник которого - неравномерность исторического развития.

развитие человечества представляет собою естественно-исторический процесс функционирования и смены качественно определенных типов общества, который осуществляется в соответствии с объективными, специфическими для общества законами. К.Марксу принадлежит заслуга открытия и разработки методологии исследования истории как закономерного процесса развития и перехода от одного типа общества к другому. Первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталлистический, социалистический, коммунистический. К.Маркс проведя изучение истоического процесса, представил всю историю человечества как закономерный процесс развития и смены общественно-экономических формаций. Общеcтвенно-экономичеcкая формация - это конкретно-исторический тип общества, взятого в его целостности, функционирующий и развивающийся в соответствии с присущими ему объективными законами.

Понятие общественно-экономической формации отражает подчиненность всех общественных явлений материальным отношениям производства. Материалистическая философия из всей совокупности общественных отношений выделил производственные отношения как главные и определяющие, как объективный критерий для различения определенных ступеней развития в общественной жизни. Действительно, совокупность производственных отношений является тем базисом, от характера которого зависит и образ жизни людей, и все другие общественные явления. Однако сами производственные отношения определяются уровнем развития производительных сил, что существует закон соответствия, согласно которому данному уровню развития производительных сил соответствуют не любые, а определенные, необходимые и от воли людей не зависящие производственные отношения. В способе производства нельзя произвольно менять производственные отношения, они соответствуют производительным силам объективно, порождены этими производительными силами. Общество проходит в своем развитии определенные ступени (экономические общественные формации), обусловленные, например, ручным, машинным (индустриальным) и автоматизированным производством. Теория общественно-экономической формации помогает понять общество как цельную социальную систему, функционирующую и развивающуюся по своим специфическим и объективным законам на основании объективно сформировавшегося способа производства. Социализм - идеал, весьма и весьма привлекательный для людей. Однако практическое создание коммунистической общественно-экономической формации в современных условиях невозможно.

26. Понятие обществ. прогресса. Двумя противопол-ми по св. характер-кам, разнонаправ-ми др. от др. понятиями явл-ся прогресс и регресс. Прогресс(п.) - тип, напр-ние развития, характер-ся переходом от низш. к высш., от менее совершен. к более совершен. Если же в рез-те процесса развития умен-ся набор полезных для си-мы ф-ций, распадаются сущ-вавшие ранее стр-ы, умен-ся число подсистем, элементов и связей, обеспеч-щих сущ-ние, устойчивость и жизнедеят-ть дан- си-мы, то так. процесс наз-т регрессом.

Вопрос об ист. п. долг. вр. трактовался упрощенно - как непрерывное восхождение по пути к соверш-ву. Если в научно-технич. сф. п. несомненен, то уже в экон-ке он не столь очевиден. Поэтому с сер. XIXв. встал? о плате чел-ва за п. в производит. силах, о неоднозн-ти и противореч-ти п. в разн. сф. обществ.жизни.

Степень овладения об-вом стихийн. силами прир., выражающаяся в росте производит-ти тр., и степень освоб-ния людей из-под гнета стихийных обществ. сил, соц-полит неравенства и духов. неразвитости - наиболее общ. критерии ист. прогресса.

Причина обществ. п.: потребности чел-ка, в ходе их реализации люди изменяют усл. сущ-ния и самих себя, т.к. каждая удовлетвор. потребность порождает нов., следствием чего и яв-ся разв. об-ва.

Пробл. пределов человеч-го роста и чел-го развития явл-ся культурной: научно-технические, цивилизацион. достижения не осознаны по-наст-му, темпы и формы их внедрения еще далеки от окультуривания. Налицо антагонистический разрыв м/у культурн. развитием челов-ва и его материал. достижениями.

Вопрос «как измерять» обществ. п. никогда не получал однозначного ответа. Это объяс-ся сложностью об-ва как субъекта и объекта прогресса, его многоплановостью и многокачественностью.

Критерии п. (марксизм): состояние производит. сил — основн. критерий

Интегративный критерий прогресса - уровень гуманизации общества, т. е. положение в нем лич-ти: степень ее экон., полит. и соц. освобождения; уровень удовлетворения ее материальных и духовных потребностей; состояние ее психофизического и социального здоровья.

Содержание общественного прогресса - «очеловечение человека», достигаемое путем противоречивого развития его естественных и общественных сил.

 

 

27. Цивилизация (впервые Мирабо, 1757)-это нравы, законы, искусство, наука, фил-ия. (Данилевский, 1822-1885)- как специфич. культурно-истор. тип, различал египет., кит., ассир.-вавил.-финик-ую, инд., иран., еврейск., греч., рим., германо-романск. и славян. Ц. с характ-ми для каждой типами деятел-ти. Л.Толстой, Соловьев в разв. Ц. видели негативные черты – односторонность материально-технич. прогресса, утрата цельности личности, вред, наносимый природе. О.Шпенглер (1880-1936) Ц.- заключ. стадия развития любой кул-ры, свидетельство ее деградации вследствие урбанизации мира и машинизации чел-ка, превращения народов в безликие массы. В книге «Закат Евр.»-выделил: егип., инд., вавилон., китай., греко-римск., визатнийско-арабск., майя, русско-сибирскую кул-ры. Каждая к. подчинена жестокому ритму, имеет этапы восхождения и нисхождения вплоть до «заката». Тойнби (1889-1975) книга «Постижение истории»- выделил фазы: «возник-ние», «рост», «надлом», «упадок», «разложение» и виды (21) цив-ций. Основные значения понятия Ц.: 1.достижения челов-ва, обеспечив.прогресс, восхождение от живот. состояния, варварства и дикости к человеч.формам жизни. Технологич. освоение природы, совершен-ние соц.отнош. 2.устойчивая социокультурная общность людей или стран, сохраняющую уникальность на больших отрезках времени. 3.социокультурное различие м/д исторически возникшими типами цивилизац-го устройства. Ц. обычно трактуется так: 1) этап обществ. разв., следующий за «дикостью» и «варварством» и характер-йся развитыми формами соц. организации: появлением классов, государственности, письменности; 2)тип социальности, ориентир-ный на рост обществ. богатства (марксизм); 3) материально-технологич. воплощение кул-ры, в целом материализация всех компонентов кул-ры определен. ист. этапа(Шпенглер, Вебер, Бердяев, Тойнби); 4)тип соц. целостности, кот. присуща взаимосвязь матер.и духовных факторов обществ. жизни, направл. на воспроизв-во определен. обр. жизни, и типа чел-ка (Кан, Белл, Тоффлер).

Традиционная ц. (доиндустриальная) (Др.Инд., Кит., Вавилон, Инд., Россия до ПетраI)1-замедленный темп соц. изменений.2-ослабленность индивидуал. начала.3-жесткая иерархия. 4-солидаристические отнош-я. 5-созерцательное отнош. чел. к миру. Аграрно-ремесл. произв-во, следование канонам, родствен. связи, традиции, групп. поведение, внутрен. самоконтроль. Чел. осознавал св. зависимоть от прир. и соц. порядка. Техногенная ц. (индустриальная) (Запад, Евр.) 1-высокий и быстрый темп соц. изменений.2-нов. в культуре, творч. потенциал. 3-разв-е техники, ориентировка к новому. 4-понимание прир., как закономерного поля, в кот. чел. может вести деят-ть. 5-понимание чел. как активн. деят-ого сущ-ва. 6-идеалы автономной личн-ти. 7-влась, сила, господство ч\з ср-ва труда, деньги, инф-цию. 8-ценность научной рацион-ти. Демократия, инициатива, Но! обнаружила «пределы роста» духов. и эколог. кризис(войны, дискрим-ция нар-в, преступ-ть). Модернизация – адаптация к нов. обществ. реальностям, некатастрофич. преобразование, единство качествен. сдвига, инноваций и определенной преемственности, традиций, внутреннее развитие страны. «Вторичная» М. у стран, отставший от лидеров. Преим-ва: может испол-ть готовые достижения более развитых стран и не повторять ошибки. Соц.трансформация – особая истор. подсистема количеств. и качественных преобраз-ний во всех сф. об-ва. Здесь глобальные и локальные изменения. Информационная ц. (постиндустриальная, гомотехногенная) –– энергетич. мощь инф-ции, освоб-ние чел. деят-ти от рутины, резко повышается эффект-ть труда. Инф-ция – уникал. разновидность ресурсов, кот. чел-во приумножает, а не растрачивает. Кул-ра нов. типа – глобальная, планетарная с идеалами космизма, коммуникаций, взаимопонимания. Возрастает значение обслуживающей эк-ки: науки, образован., медицины. Отказ от насилия, классовой и национ. исключ-ти. (Но! обострятся противоречия м/у зонами жизнедеят-ти чел. На одном полюсе – чел.использует все блага и достижения, на другом- нищета, голод, болезни.)

 

 

28. Современные локальные цивилизации: путь к синтезу или новым столкновениям. Фукуяма и Хантингтон. Феномен гибридных обществ.

Этноцентризм - объективно существ-й феномен кул-ры. В основе этноцентризма лежит конфликт ценностей, что приводит к враждебному отнош. м/у этносами. Прич: 1. Разрушение обществ. ценностей, 2. Экспансия " фаустовск. цив-ции" на протяжении 2-х последних столетий, тенденция к унификации по запад. образцу без учета местной цивилизац. и культ. специфики.

Хантингтон(«Столкновение цивилизаций?») сч-т, что "... в нарождающемся мире основ. источником конфликтов будут уже не идеология и не эк-ка. Важнейш. границы, разделяющие чел-во и, преобладающие источники конф-тов будут определяться кул-рой". Прич. этого феномена он видит в том, что " культ. особ-ти и различия менее подвержены изменениям, чем экон. и полит. и => их сложнее разрешить либо свести к компромиссу. В ближайшем будущ. основным очагом конф-тов будут взаимоотн-ния м/у Зап. и рядом исламско – конфуциан. стран. Х. ищет пути избежания столкн-ния цив-ций, исходя из интересов Зап. В долгосрочном урегулировании Х. требует от Зап. глубокого понимания фундаментальных религ. и филос. основ др. цив-ций, понимания, как люди этих цив-ций представляют себе собственные интересы. В обозримом будущ. он не видит возм-ти создания единой универсальной цив-ции. Каждой цив-ции придется научиться сосущ-ть со всеми остальными. «Грядущий конфликт м/у цив-циями — завершающая фаза эволюции глобальных конфликтов в современном мире; цивилизац. самосознание возрастает; вооружен. конфликты м/у группами, принадлеж. к разным цив-циям, станут потенциальным источником мировых войн; главн. осями м/ународ. пол-ки станут отн-ния м/у Зап. и остальн. миром.

С т. зр. Универсальн. эволюционизма Моисеев Н.Н. объясняет стремление к национ. обособленности и обосновывает возм-ть выработки универсалий. Он считает, что п/д чел-вом стоит задача - не допустить культ. и национ. унификации, т.к. это означает лишь прекращение разв-я, и в то же время выработать универсалии, на основе общечелов. морали, кот. помогут разрешить мир. проблемы.

Окончат. решение проблемы может дать лишь культур. синтез, преодоление этничности и универсализации сознания.

Фукуяма(«Конец истории?»): «Наблюдая, как разворач-ся события в посл. десят-тие или около того, трудно избавиться от ощ-ния, что во всемир. ист. происх-т нечто фундам-ное». Триумф Запада, зап. идеи очевиден прежде всего потому, что у либерализма не осталось никаких жизнеспособных альтернатив. То, чему мы, вероятно, свидетели, – не просто конец холодной войны или очередного периода послевоен. истории, но конец ист-и как таковой, завершение идеологич. эволюции чел-ва и универсализации запад. либеральной демократии как окончательной формы правления. В уходящем столетии либерализму были брошены два главных вызова – фашизм и коммунизм, но оба они потерпели крах. Россия и Кит. в обозримом будущем вряд ли присоединятся к развитым нациям Запада. Исчезновение марк.-ленин. сначала в Кит., а затем в будет означать крах его как жизнеспособной идеологии. В это время мир будет разделен на две части: одна будет принадлежать истории, другая – постистории.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.