Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вариативность обществ. развития. Ист. альтернативы






Об-во представляет собой сложн. си-му. Человеч. об-во отличает исключит. динамичность, незавершенность и альтерн-сть развития. Причем, если пробл. выбора вариантов развития в др. обл-х осущ-ся естеств. образом, то в об-ве главн. действ-щим лицом явл-ся человек. Выбор того или иного пути развития явл-ся своеобразным связующим звеном м/у прошл., наст. и будущ.

Об-во отлич-ся и особым статусом соц. субъектов. Чел-к явл-ся универсальн. компонентом соц. систем, включаясь в каждую из них. В об-ве очень часто происходят столкн-ние альтернатив. идей, осущ-ся острая полемика. Важнейш. особ-тью человеч. об-ва явл-ся непредсказ-ть, нелинейность развития. Наличие в об-ве большого количества подсистем, постоянное столкновение интересов создает предпосылки для реализации различ. вариантов и моделей будущ. развития об-ва.

Статус и ф-ции соц. субъекта. Историю творят сами люди, именно они явл-ся подлин. субъектом истории. Практич. деят-ть, общественно-историч. практика - вот тот фактор, кот. обеспечивает движение человеч. об-ва и лежит в основе его истории. Это прежде всего материально-производственная практика, это соц. пр-ка, суть и смысл кот. состоит в преобр-нии обществ. отн-ний, нак-ц, эксперимент как особый вид пр-ки, пр-ки научной. Именно пр-ка как предм. материал. деятел-ть, преобразующая прир. и об-во сост-ет ядро обществ. бытия. Вместе с тем в обществ. практике органически слиты объектив. и субъект. Практика объективна как предмет., материал. деят-ть людей, но она в то же вр. всегда дана в единстве с субъектив. стороной, поскольку это деятел-ть преследующего св цели чел-ка, т.е. деят-ть осознанная. Движение истории опред-ся практич. деятел-тью, в кот. материальн., объектив. всегда соч-ся с духовн., субъект.

Соотношение в ист. объективных усл. и субъективного фактора. Под объект. усл. мы понимаем состояние об-ва и прежде всего его экон. фундамент, а также его соц., полит. и духов. сферы. Субъект. фактор - это более или менее осознанная деятел-ть субъекта истории, каковым явл-ся массы, соц. группы, классы, партии и отдельные люди. С одн. стор., к объект. усл. относятся не только материально-предметная среда, но и духовный климат, духовная атмосфера времени и другие явления. С др. стор., и сам субъект, и его деятел-ть отнюдь не сводятся к чему-то духовному, хотя их роль, когда речь идет о субъективном начале в истории, громадна. При всей значимости субъектив. начала в ист. решения и свободно избранные поступки людей в принципе не могут носить произвольный характер. Это объясняется уже тем, что каждое нов. поколение застает определенное состояние об-ва - известный уровень развития произв-ва, определен. соц. стр-ру об- ва, си-му обществ. отношений, ист-ки конкр. госуд. устройство, состояние духов. атмосферы, духов. жизни общества. В конечном счете объектив. усл. - это то, от чего только и может отталкиваться субъект. фактор, та база, кот. предопределяет соц-типичные формы, способы и направления деят-ти масс, соц. групп в тот или иной пе-д. Уже поэтому люди не могут по своему произволу изменять ход ист.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.