Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сознание как предмет фил-го осмысления.






Сознание(с.) –особ состояние, свойствен только чел-ку. Чел-к, поскольку он обладает с., наделен душевн страданиями. Античн. Фил-фия указала на особ-ть с.: направл-ть с. на объект(Платон, Аристотель). Объект запечатлевается в разуме аналогично буквам на бумаге. Разум–был представлен как вещь. Ср.в. - пробл с. как пробл духа. С. – не только знание о внешнем мире, но и о собственном духов опыте. В С.В. мнение: Бог, наделив чел-ка с-ем, обрек его на страдания, т.е. благодаря с. чел-к понимает св разорв-ть м/у материал бытием и царством божьим. Нов вр. постепен отрешение от Бога. Не Бог, а чел как начало всего. В мире нет ничего кроме чел, что дало бы возможность ему реализовать самого себя. Чел сам творит св мир. Точку отсчета нужно искать в чел-ке. Пробл самосознания. Фил-ия Нов вр признавала с. только как интеллектуал деят-ть чел-ка. XXв. С. опред-ся реалиями обществ жизни. С. индивида опр-ет уровни соц–культ развития об-ва. С. струк-но организованно. В стр-ре с. наиболее отчетливо выд-ся так. элементы как осознание вещей, а также переживание, т.е. отношение к содержанию того, что отражается. Развитие с. предполагает прежде всего обогащение его нов знаниями. Познание вещей имеет разн уровни проникновения и степень ясности понимания. Отсюда обыден, филос, науч. осознание мира, а также чувствен и рациональный уровень с. Ощущения, понятия, восприятия, мышление образуют ядро с. Но они не исчерпывают всей структ. полноты с.: оно включает в себя и акт внимания как свой необход. компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определен круг объектов находится в фокусе с. Воздействующие на нас предметы, события вызывают у нас не только познавательные образы, но и эмоции. Богатейшая сфера эмоцион жизни ч-ка вкл-ет в себя собственно чувства, настроение, или эмоцион. самочувствие и аффекты. Однако с. - это не сумма мно-ва состав-щих его элементов, а их интегральное сложно-структурированное целое. Св-ва с.: 1) самопостижимость. С – единств. феномен, кот сам себя проявляет и постигает. 2 ) интенциональность - смысл акт-сть и смысл избират-сть, нет безпредметн-го с. 3) свобода - внутр своб творч акт-сти. 4) идеальность – с. идеально или материально. 5 ) несубстанциональность - если бы с. было субст-но, то оно м бы сущ-ть вне ч-ка.

Бессознательное (Б.) как психический феномен. Б. в шир. см. – совок-ть психич. процессов, операций и состояний, не представленных в с. субъекта. В ряде псих теорий Б. – особ сфера психического или с-ма процессов, качественно отличных от явлений с. Термин Б. исп-ся также для х-ристики индивидуал. и груп. поведения, действительные цели и последствия к-рого не осознаются. Концепция Б. впервые была четко сформ-на Лейбницем, трактовавшим Б как низкую форму душевной деят-ти, лежащую за порогом осознанных представлений. 1-ю попытку материалист объяснения Б. предпринял Д. Гартли, связавший Б. с деятельностью нервной с-мы. В нач.19 в. началось собственно психологич изучение Б. Продолжил эту линию Фрейд, к-рый представил Б. в виде могущественной иррациональной силы, антагонистичной деятельности с. Бессозн.-ые влечения по Фрейду могут выявляться и ставиться под контроль сознания с помощью техники психоанализа. Юнг помимо личного Б, ввел понятие коллектив Б, идентичного у лиц определ группы, того или иного народа, всего челов-ва.

Самосознание – это осознание чел-ком св действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, св положения в об-ве. СС - образ-е, выступ-щее на разн уров и в разн формах: 1) самочувствие - элемент осозн-е св тела и его вписанности в мир окруж вещей. 2) сознание себя в кач-ве принадлеж к чел сооб-ву, к-ре и соц группе 3) возн-е сознания " я" как совершенно особ образ-я, похожего на " я" др, но уникальн и неповтор. СС - это С/оценка и С/контроль. Это единственное, в чем никак нельзя усомниться.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.