Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Динамизм бытия и понятие развития. Движение и развитие.






Окруж. нас мир постоянно меняется, он развивается, выходит на качественно новые стадии сущ-ния. Развитие — закономерное, направленное качествен. изменение материальных и идеальных объектов. Филос. осмысление Р. означает воспроизведение всеобщих характеристик всего многообразия связей, отношений и процессов реальности. В результате Р. возникает нов. качеств. состояние объекта. Процесс Р. неоднороден.

Движение — важнейший атрибут, способ сущ-ния материи. Д. включает в себя все происходящие в прир. и об-ве процессы. В самом общем виде Д.— это изменение вообще, всякое взаимодействие материальных объектов и смена их состояний. В мире нет материи без Д., так же как не может быть и Д. без материи. Д. материи многообразно по своим проявлениям и сущ-т в различ. формах. В процессе развития материи появляются качественно новые и более сложные формы Д. Д. охватывает также и все формы развития материи. Р. представляет собой закономерное, целостное, необратимое структурное изменение систем, имеющее определенную направленность. Формы Р. материи могут быть весьма многообразными. При восходящем Р. происходит усложнение связей, стр-ры и форм Д. материальных объектов, прогрессивные преобразования от низшего к высшему. Нисходящее Р. выражает, напротив, деградацию и распад системы, упрощение форм ее Д. По сравнению с Р. Д. является более общим понятием, поскольку включает в себя всякое изменение, в т. ч. внешнее и случайное, не соответствующее внутренним законам системы

Наука о всеобщих законах развития прир., об-ва, чел. и мышления наз-ся диалектика. Д. – это такое понимание мира, при котором различные явления рассм-ся в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в процессах изменения, развития. Основными принципами Д. являются: пр-п всеобщей взаимной связи и пр-п развития ч/з противоречия, пр-п системности, пр-п причинности, пр-п историзма. Формой познания сложных, гибких противоречивых, универсальных связей бытия служат парные категории Д., отраж. противопол. стороны явлений и процессов. Категории диалектики: 1. сущность и явление. 2. содержание и форма. 3. качество и количество. 4. единичное и общее. 5. причина и следствие. 6. необходимость и случайность.

Основные законы Д. З-н перехода качественных изменений в количественные. При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. З-н единства и борьбы противоположностей. Все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу. Единство и борьба противоположных начал - внутренний источник движения и развития всего сущего. З-н отрицания отрицания. Новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

В функц-нии Д. Сущ-т внутренняя и внешняя противоречивость, что обусловило наличие дискуссий о значении Д. Сущ-т различн. подходы к объяснению развития или отрицанию самой возможности развития бытия.

1. Сущ-ют разные учения в самой теории Д., обусловленные принципиально несовместимыми подходами к познанию и изменчивости бытия: наличие в теории Д. идеалистического и материалистического учения. Идеалист. Д. ориентируется на обоснование первичности развития идей и понятий. Материал. Д. аргументирует первичность развития материи, бытия, отражаемого законами.

2. Возникли и сложились учения вне Д., составляющие ее оппозицию. Главной альтернативной Д. явл. метафизика – совокупное учение о связях и развитии, о способах и формах познания, объясняя их принципиально другими методами, чем Д. Сторонники М. утверждают, что движение не может исходить из самой материи, его причиной явл. внешний толчок. Д. видит мир целостным и взаимосвязанным, М. - состоящим из отдельных вещей и явлений.

3. Д. противоположна М. как методу познания. Она ориентируется на познание бытия в его отдельных связях и покое, на изучение отдельных предметов, а не систем. Т. о., на сегодняшний день не сущ-т однозначного отношения к Д.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.