Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бытие и материя.






Бытие(б.) является одной из наиболее абстрактных, предельно общих категорий фил. Учение о б. называется онтологией. Быть - значит сущ-ть. Признак сущ-ния присущ не только вещам, но и мыслям, сознанию, духовным явлениям. Категорией, противоположной б., является небытие. В древнекитайской философии (в даосизме) понятие небытия является более фундаментальным, первичным, чем б. Бытие возникает из небытия. Небытие - как бы резервуар, вместилище, в котором в потенциальном виде содержится возможное разнообразие мира.

В рамках диалектико-материалистической концепции б., отриц-ей сущ-ние божественной реальности, наряду с сущ-нием объективной реальности - материи, сущ-щей независимо от челов. сознания, признается сущ-ние реальности субъективной - сознания.

Можно по-разному классифицировать формы б. Можно говорить о б. вещей, б. духовном, б. чел-ка, б. соц-м. А можно говорить о б. неорганической природы, органической, б. об-ва.

По Аристотелю б. - сущность, обладающая св-ми перечисленными ранее. Чел-к способен воспринимать лишь св-ва б., а не сущность. По Аристотелю материя - это потенция, ограниченная формой; все сущее на земле обладает формой и потенцией; изменения одного из этих качеств приводит к изменению сущности предмета; реальность- переход от материи к форме и обратно, высшей формой всего сущего является бог. Материя мертва но в движение ее приводит форма - то каким способом организована материальная стр-ра определяет ее сущ-ть. Форма чел. - душа. Все б.делил на 6 слоев: б. живого, б. неживого, б. чел-ка, б. души чел, б. об-ва, б. бога как единство всего б.

В диалектическом материализме категория материи играет важнейшую роль. Материя (м.) рассм-тся как все многообразие конкретных материальных образований и в то же время как сохраняющаяся основа (субстанция) всех конкретных существований.

В определении м., кот. дается в диалектическом материализме, выделены два ее свойства: быть объективной реальностью, т.е. существовать независимо от челов. сознания и способность отражаться челов. сознанием. Св-ва м.: структурность, неисчерпаемость, способность к самодвижению, несотворимость, бесконечность, пространство и время и др.

Атомистические идеи получили развитие в работах Ньютона, Ломоносова. 16-19вв.- период механистических взглядов. М. рассмат. как совок-ть неделимых атомов, кот. наделены геометрическими и механическими св-ми: массой, протяженностью, формой, способных перемещаться. Субъективные идеалисты отождествляли м. с ощущениями. Объективные идеалисты, считали, что м. пассивна инертна. Жизнь ей придает идея. Для материализма и идеализма характерно отождествление м. с веществом. Маркс и Энгельс понимали под м. субстанцию. М. – всеобщая носительница св-в, отношений, изменений конкретных вещей, но она не существует вне вещей, а только ч/з них. Сделанные в кон.19-нач.20вв. открытия опровергли старую механистич. картину. Открытие электрона – опровержение неделимости атома. Уточненное понятие м. было предложено Лениным. М. – филос. категория для обозначения объект. реальности, кот. дана чел. в его ощущениях, кот. копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. Здесь выделяется два признака: 1.Признание первичности материи по отношению к сознанию (принцип объективности). 2.Признание принципиальной познаваемости мира.

 

 

6. Понятие движения. Устойчивость и изменчивость…

Движение(дв.). В фил. дв.–любое изменение вообще. Быть–это значит быть в дв-ии. Незнание дв-я необходимо влечет за собой незнание природы. Гераклит: «Все течет, в одну реку нельзя войти дважды». В 19–20 вв. дв. как способ бытия материи. У Эйнштейна: материя и движение немыслимы друг без друга.

Типы дв-я: 1.дв., при кот. Сохр-ся кач-ва предмета. 2.дв., кот. связано с переходом от одного качества в другое–такой процесс характеризуется как развитие(переход одного качества в другое).

Формы движения: Согласно Энгельсу 1.механич. дв. 2.физич. дв. 3.химич дв. 4.биолог. дв. 5.соц. дв. Выводы: 1.кажд. уровню организации материи, в общем случае, соответствуют специфические формы движения. 2.м/у уровнями дв-я сущ-т связь. 3.Высш. формы дв-я качественно специфичны и несводимы к низшим. Дв. любой вещи осущ-тся только в отношении к некот. др. вещи. Для изучения дв. какого-либо объекта нужно найти другой объект, по отношению к которому можно рассматривать интересующее нас дв. Этот объект носит название системы отсчета.

Все в мире от мельчайших частиц до сверх галактик находится в непрекращающемся дв-и. Источник дв-я – внутренние противоречивости. Дв. абсолютно, несотворимо и не уничтожимо.

Как и материя, дв. противоречиво: оно есть ед-во изменчивости и покоя, непрерывности и прерывности, ед-во абсолютн. и относительн.

Прерывность дв. – это его дифференциация на бесконечное множество процессов, локализованных во времени и пространстве, его делимость на относительно самостоятельные формы и виды.

Непрерывность дв. - означает ед-во, взаимосвязь, целостность всех отдельных форм и видов универсального дв-я. Дв. есть никогда не прекращающейся переход одних форм и видов в другие

Абсолютность дв. означает, что оно:

1.есть единств сп-б бытия материи

2.оно так же несотворимо и не уничтожимо

3.оно определяет все проявления и содержание любых процессов мира.

 

 

7. Пространственно-временная организация материального мира.

Пространство - форма бытия материи, выражающая протяженность составляющих ее объектов, их строение из элементов и частей. Пр-во мира имеет 3 измерения и наз-ся трехмерным. Оно яв-ся необход. условием сущ-ния устойчивых систем, состоящ. из 2-х тел.

Время - форма бытия материи, выражающая длите-ть протекающих процессов, последов-ть смены состояний в ходе изменения и развития материальных сис-м. Чел. научился измерять вр. и изобрел его эталон. Чел-у свойственно интуитивное чув-во вр.

В н. 20 в. физика выявила глубокую связь м/у прост-м и вр-ем. Вр. – 4-е измерение мира, а пространственно - временной срез нашей Метагалактики, характ-ся формулой 3+1 (три пространственных измерения и одно временное).

Кажд. структурн. уровню материи соотв-ет специфич. форма простр-ва и вр. Так, особенности биологич. простр-ва-времени прояв-ся уже на уровне белковых молекул в форме асимметрий. Растения четко различают св-ва пр-ва, вьющиеся растения завивают " усики" только справа налево. Они меняют длительность протекания в них биологич. и хим. процессов в зависимости от вр. суток, погоды.

Св. специфику имеет простр-во и вр. в жизни общества. Человечество сразу стало формировать особую пространственную сф. жизнедея-ти, изготовляя ор. тр., строя жилища, одомашнивая животных и т.д. Рядом с дикой природой появилась " очеловеченная". В социальное простр-во входит отношение чел. к предмету, к месту своего обитания. Н-р, понятие Родина характ-т не только определ. тер-рию, место рождения и жизни чел., но и его отношение к этому месту: он любит пейзаж, испытывает тоску по нему.

Соц. время - форма бытия об-ва, выражающая длительность ист. процессов, их смены, возникающих в ходе челов. деят-ти. Соц. процессы имеют разную длительность(ср. об-во просущ-ло ~1400 лет, а соврем. сп-б жизни длится всего ~300).

Смена этапов развития об-ва характ-ся ускорением темпов соц. изменений, что нашло отражение в понимании вр. Др. цив-ции воспринимали вр. как повторяющийся цикл, в кот. особ.ценность имело прошл. С появлением христианства времен. цикл развернулся в линию, вектор которой был направлен в будущее.

Специфич. восприятие вр. сформ-сь капиталист. сп-бом произв-ва. Именно в этот п-д вр. была изобретена секундная стрелка, символ ускорения ритма жизни, начался " бег времени", превышающий уровень биологич. ритма человеч. организма.

Соц. вр. харак-ся многоуровнев.струк-й. В ней можно выделить вр., определяющее происх-ние рода человеч.; вр. образования наций, эпох и формаций. В каждом из этих времен св. ритм и св. ценности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.