Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культурные традиции Востока и Запада .






Многомерность фен-на фил-ии. Социокульт. статус и ф-ции фил-ии.

Фил-ия -с-ма знаний рассматривающая мир как единое целое, и свое положение в системе познаний человека и отличающаяся от религии и мифологии-доказыванием своей правоты на уровне рассуждений, логики и своих постулатов. Виды познания: мифология; религия; фил-фия; обыденное; художественное; научное; изотерическое. Фил. имеет несколько обликов: вид знания; форма общественного сознания, одно из оснований культуры. Осн.понятия фил. -универсалии ку-ры, чтобы понять кул-ру народа надо понять фил-фию народа и наоборот; У каждого человека есть личностная фил-фия - основа духовного горизонта. Специфика фил-фии закл-ся в след.: сложности структуры; имеет общий, теоретич. х-р; явл. базой всех наук; часто субъективно, несет отпечаток личности и эпохи; явл. совокупностью знаний и ценностей, нравственных идеалов человечества; изучает не только предмет познания но и сам механизм; имеет свойство рефлексии (обращение мысли на саму себя); динамично, постоянно меняется; опирается на категории (предельно общие понятия); ограничено познавательными способностями человека. Ф-ции фил-фии: мировозренческая (формирование целостной картины мира); методологическая (выработка осн. методов фил. познания бытия); гносеологическая (правильное и достоверное познание мира-теория познания); онтологическая (о принципах и началах бытия); логическая (учит концептуально мыслить, обобщать окруж. действительность и создавать логические схемы); критическая (подвергать сомнению окружающий мир и сущ. знание, разрушение догм, увеличение достоверности знания); аксиологическая (оценка вещей и явлений с т. з. различных ценностей); прогностическая (на основании фил. знаний прогнозировать тенденции развития материи).

Соц. Ф-ции: социалогическая (объяснение общ-ва, причин его возникновения, эволюцию, вскрыть противоречия, движущие силы, указать пути их устранения или смягчения); волеформирующая или разрушающая (на основе личностной фил-ии формируется воля или безволие).

Фил-я удовлетворяет определённую потр-сть человеч. духа – потребность к всеохватности и единству на рациональной (разумной) основе. Духовная жизнь нуждается в единстве иначе произойдёт хаос душевных состояний. Единство духовной жизни м.б. достигнуто интуитивно (бессознательно) или осознанно. Просветлять светом разума то, что открывается интуиции – задача фил-ии.

 

Культурные традиции Востока и Запада.

Запад – поставщик инновационных технологий (принцип технологич. отношения к миру возн. в 15-16вв. Европ. наука – это технология изменения мира. Социоцентризм – об-во противопоставлено остальному миру как некая реальность):

1) атомарно-номиналистический принцип: об-во мыслится как механическая совокупность свободных атомов, независимых индивидов, где подлинной реальностью яв-ся люди, общности. Не человек для общества, а общество для человека; существуют высшие ценности, стоящие над нашими личными утилитарными интересами→ возникает серьезное противоречие, если их нет→ иссякание дух. творчества на Западе.

2) принцип отделения интересов от ценностей: право – это особый тип соц. технологии, уравнивающей людей в их взаимных обязанностях, т.е. уводящий от естественного состояния к гражданскому. Бесстрастность в отношении сильных и слабых. Мораль имеет более широкую компетенцию. Мораль жива только тогда, когда она питается сильными, живыми эмоциями. У З. же – этика бизнеса, спорта и т.д., но нет морали.

3) принцип утилитаризма.

Тип личности – прометеевский или фаустовский: 1) в мире такой чел. видит хаос, кот. надо упорядочить своей железной волей; 2) добродетель – энергичность и эффективность, мода, сенсация и др. 3) тип поведения – целерациональный; 4) чел. игнорирует трансцендентную волю, он центр мироздания

Восток – поставщик духовных инициатив неутилитарного надэмпирического характера:

1) принцип воздержания от валюнтаристской активности (принцип увэй→ невмешательство в естественный ход событий, но это не бездействие, а актив-ть, кот. учитывает объективную логику мира), основное понятие – Дао (утверждение великой естественности, предельной гармонии, внутренне закономерной, она всеобъемлюща);

2) теократический принцип: власть божественна. Гос-во – это ср-во защиты нации от ист. небытия, уничтожения, несчастий. Народ – это не разобщенное население, а духовная общность, кот. питается великой традицией и надеждой на будущее воплощение правды.

3) принцип неиерархичности всего живого (все обладает равной ценностью).

Тип личности – чел., ориентированный на сохранение гармонии мира, обладающего собственной динамикой развития и не требующего человеч. вмешательства. Добродетели – точная середина и умеренность. Тип мысли – предметно-образный (постижение мира – не анализ его свойств, а духовное проникновение в него, недоступное рац. исследованию)→ ориентация на вечность.

Россия имеет особенности и З. и В., но не яв-ся ни тем, ни др.:

1) высокоразвитая государственность в самых неблагоприятных условиях;

2) мессионизм (коллективное бессознательное- Москва – третий Рим);

3) принцип антиюридизма (несклонность к абсолютизации права: есть закон, а есть справедливость);

4) принцип духовности

Тип личности – иоановский (четкое разделение добра и зла, желание и стремление изменить мир к лучшему, привести его к гармонии; не разобщить, а воссоединить). Тип мысли – ценностно-рац.

Национ. Фил-фия – часть мирового фил. процесса, обладающая значительным ист., содержательным и идейным своеобразием. Каждая нац. фил. определяет нац. самосознание.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.