Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Беседа как методический приём обучения детей диалогической речи






 

Проведение беседы требует от воспитателя подготовки. При очередном календарном плани­ровании работы воспитатель намечает, какой программный ма­териал по ознакомлению с окружающим целесообразнее дать детям в беседе; затем необходимо составить план последова­тельного хода всего занятия от начала до конца. Нужно проду­мать, как начать беседу, чтобы быстро собрать внимание детей и возбудить у них интерес к предстоящему занятию, активную умственную деятельность, воздействовать на их чувства. В каче­стве такого эмоционального средства можно использовать кар­тину, новую для детей загадку, стихотворение, которые имеют прямое отношение к содержанию беседы. Вот несколько примеров.

Чтобы добиться правильного ответа, нужно поставить во­прос четко и спрашивать детей надо о конкретных фактах и яв­лениях, которые им известны, по поводу которых они могут высказать какие-либо суждения.

Все основные вопросы беседы в их логической последова­тельности должны быть записаны в календарном плане или в конспекте воспитателя.

При проведении беседы в зависимости от ответов детей иног­да возникает необходимость задавать дополнительные вопросы, но не следует удаляться от содержания основной темы беседы.

Для уточнения представлений детей или для того, чтобы дать наглядный образ неизвестного им объекта, необходимо исполь­зовать наглядный материал: картину, игрушку, модель, предмет в натуре. Наглядный материал вызывает у детей большой инте­рес и речевую активность. Их высказывания в этом случае не­посредственно опираются на ощущения и восприятия.

В конце занятия полезно закрепить содержание беседы или углубить ее эмоциональное воздействие на детей. Это можно сделать разными путями, а именно: воспитатель излагает содержание беседы в кратком заключительном рассказе, повто­ряя самое существенное; в конце беседы проводится дидакти­ческая игра на том же программном материале (на это отводит­ся 3—5 минут); детям предлагается прочитать знакомое стихо­творение или спеть песню, близкую по содержанию теме беседы; можно прочитать художественный рассказ.

При проведении беседы воспитатель должен стремиться к тому, чтобы все дети были активными ее участниками. Для этого необходимо соблюдать следующие правила: ставить во­прос всей группе, затем вызывать одного ребенка для ответа. Нельзя спрашивать детей в том порядке, в каком они сидят. Это приводит к тому, что часть детей перестает работать: неинтерес­но ждать очереди, когда знаешь, что до тебя еще далеко.

Недопустимо спрашивать одних и тех же детей (наиболее бойких). Надо стараться вызывать большее количество детей хотя бы для краткого ответа на поставленный вопрос. Если же воспитатель долго разговаривает с одним ребенком, то осталь­ные дети перестают участвовать в беседе. То же происходит, когда сам воспитатель, во время беседы много говорит о том, что детям уже хорошо известно, или без всякой нужды повто­ряет все, что говорят дети.

Дети во время беседы должны отвечать по одному, а не хо­ром. Но если воспитатель ставит такой вопрос, на который у всех или у многих детей может быть один и тот же простой ответ (например, «были», «ходили»), то дети могут ответить хором.

Не следует прерывать отвечающего ребенка, если в том нет прямой надобности; нецелесообразно ценой длительных усилий «вытягивать» ответ, если ребенок не имеет необходимых знаний или еще не преодолел своей застенчивости; в таких случаях мож­но удовлетвориться кратким, даже односложным ответом.

Ответы детей во время беседы носят характер кратких или более или менее развернутых реплик; допустимы и однословные ответы, если содержание вопроса не требует большего. Нецеле­сообразно требовать от детей полного ответа. Так называемые полные ответы строятся ребенком по готовому шаблону: он по­вторяет все слова вопроса и присоединяет к ним ответное слово:

«Что делает кошка?» — «Кошка делает... спит!» Подобная пе­дантичность делает беседу сухой и нудной [28, с.69].

Дети должны отвечать достаточно громко, отчетливо, бод­рым голосом. Воспитатель предлагает ребенку, если он говорит тихо, повторить ответ громко, но не кричать. «Никто не слышал, что ты сказал, — должен пояснить воспитатель.—Повтори гром­ко свой ответ».

Небольшие беседы проводятся воспитателем в начале таких занятий, как рисование, лепка, дидактические игры.

Методически важен вопрос о соотношении в беседе речи взрослого и детей. Как показывают наблюдения, часто рече­вая активность педагога превалирует над детской. Иногда воспитатели, ставя вопрос, не дают детям возможности со­средоточиться и подумать, торопятся ответить сами, начи­ная рассказывать о том, что наблюдали, например, на экс­курсии. Детям не остается ничего другого, как пассивно слу­шать. Другая крайность заключается в «вытягивании» у де­тей ценой значительных усилий правильных ответов. Эф­фективность беседы в значительной степени зависит от уме­ния педагога целенаправленно вести за собой детей, направ­лять детскую мысль и активизировать речевую деятельность.

В методике определено, в каких возрастных группах про­водятся занятия-беседы. В отношении младшего дошколь­ного возраста используется беседа-разговор в процессе по­лучения опыта. Беседой сопровождается рассматривание игрушек, картинок.

В среднем дошкольном возрасте преимущественно ис­пользуются беседы, которые сопровождают получение но­вых знаний, сопутствуют наблюдениям (из чего сделаны предметы, наша одежда, умывальные принадлежности) и экскурсиям (что делает почтальон).

В старшем дошкольном возрасте проводятся все виды бесед.

Была обследована 1 старшая группа.

Дети общались между собой, учитывая общие интересы – новая игрушка, принесенная из дома, объединяла их для совместных игр, но не на долго иногда проявлялась агрессивность «Ты очень долго играешь моей игрушкой!»

Валерия Б., Линара С., - обе девочки малоактивны, необщительны, но они всегда вместе, объединяются для совместных игр – «гуляют с дочками», кормят их, разговаривают мало, но если воспитатель обращает на них внимание, прерывают игры, возобновляют, когда чувствуют, что на них никто не смотрит. Воспитатель очень эмоционально, бурно реагирует на поступки детей. Пытается организовать игры со всеми детьми, учитывая интересы детей, тем не менее, часть детей не активны, быстро выходят из игры. Дети часто конфликтуют между собой, не могут поделить руководящую роль. Воспитатель предложил установить очередность – но это не всегда устраивала детей. Можно было предложить некоторые сопутствующие не менее важные роли: начальник ГАИ, - инспектор, постовой, таможенник. Игра получалась бы интересной.

В другой день воспитатель пассивна с детьми, инициатива исходит от самих детей, они не прислушиваются к советам воспитателя, кроме неактивных детей, таких как Кирилл М., Арыслан С. В разговорах между детьми редко встречается доброжелательность, не всегда внимательны к товарищам. Выражаются довольно понятно, связно, но не всегда выслушивают товарища, отстаивая свою точку зрения: «нужно здесь построить гараж, я так хочу!»

Диалогическая речь в основном состоит от 2 до 4 слов, но некоторые дети могут неплохо передать содержание мультфильма, увиденного по телевизору.

Характер общения.

Дети умеют слушать и понимать речь, участвуют в общении чаще по инициативе других. Часть детей 7-9 человек малоактивна и малоразговорчива в общении с детьми и педагогом, невнимательны, редко пользуются, не умеют последовательно излагать свои мысли, точно передать их содержание.

Во время занятий наблюдались разные высказывания детей, часть детей отвечала одним словом: «играет», «спит» и т. д.

Дети 10 раз обращались к воспитателю с просьбами: «дайте мне куклу», «я хочу книгу», «Сева мне мешает».

Дети понятно и грамматически верно изъясняли свои просьбы 6 раз. В 5 случаях не могли точно выразить свою просьбу «мне надо это» или «я не хочу».

Воспитатель в беседах конкретно задавал вопросы к детям, но не всегда дети могли сразу ответить на них, затруднялись выразить свою мысль. В основном инициатива исходила от воспитателя. Дети чаще обращались между собой в играх при рассматривании книг. Дети не всегда выслушивали товарищей, перебивали, стараясь ответить первым.

Дети довольно легко вступают в разговор, но не всегда готовы поддерживать его, менее половины детей задавали вопросы, своевременно вступали в диалог. Трудно детям дается завершение разговора, делать выводы, заключения.

У детей ещё не выработаны правила этикета – выслушивать товарища, не перебивать его. Для развития полноценной диалогической речи детей нужно большее внимание уделять на развитие коммуникативных умений детей.

После ряда наблюдений была предложена диагностика речевого развития по Ф. Даскаловой.

После проведения диагностики выяснилось, что дети мало владеют диалогической речью, не умеют поддерживать разговор, рассуждать, аргументировать своё мнение.

Высокий уровень - 4%

Средний уровень - 87%

Низкий уровень - 9%

Для повышения уровня развития диалогической речи в группе был проведен формирующий этап исследования.

Нами был намечен цикл занятий, в которых стояла цель развивать диалогическое общение, умение слушать, инициативно высказываться, реагировать на высказывания собеседника, задавать вопросы.

«Наши четвероногие друзья» Беседа[ см. приложение 1]

Программное содержание.Развивать у детей диалогическую форму речи, умение принимать участие в групповом разговоре (внимательно слушать, отвечать на вопро­сы, инициативно высказываться, реагиро­вать на высказывания партнера).

Занятие проводилось по подгруппам. Во время беседы воспитатель задавала вопросы, дети отвечали, но затруднялись выразить свои мысли. На занятие дети активны, внимательны. Также воспитатель спрашивала, есть ли у них животные, что они с ними делают, как ухаживают. Стараясь активировать малообщительных детей.

Обитатели городского парка (Беседа)[ см. приложение 2]

Программное содержание. Принимать участие в групповом разговоре, слушать партнера, реагировать на его высказывания, самостоятельно рассуждать.

В начале воспитатель выставил картину. Дети заинтересовались ей, активно высказывались (Артём, Алла). Подходили к картине, трогали её. Затем воспитатель стала задавать вопросы. Дети отвечали, но ответы были не полны: Настя А. во время занятия вспомнила и рассказала стихотворение о воробье. Педагог обратилась с вопросом о том, как они (дети) заботятся о птицах. В целом занятие прошло хорошо.

 

«Собака — друг человека» Беседа[ см. приложение 3]

Программное содержание.Учить детей принимать участие в групповом разговоре: внимательно слушать, отвечать на вопро­сы, поддерживать разговор, инициативно высказываться на темы из личного опыта, самостоятельно рассуждать.

Во время беседы о собаке в жизни человека, дети приняли активное участие. На вопрос: «Почему собаку называют другом человека?» Алёша ответил: «С ней можно поиграть», Виталина добавила: «Она охраняет человека». Дети начали рассуждать, дополнять друг друга. Но многое зависело от воспитателя. Чтобы дети не перебивали друг друга, она давала отвечающему «волшебную палочку» после ответа ребенок возвращал эту палочку другому ребенку. Так «палочка» помогала слушать товарищей.

«Полетушки» Русская народная игра[ см. приложение 4]

Программное содержание. Учить детей правильно, протяжно произносить звуки «ш», «ж»; дифференцировать их на слух, выделять в словах и фразах, интонацион­но. Обратить внимание на многозначность слова «летит» (летит жук, летят лыжи, летят минуты). Учить умению соотносить действие и глагол. Побуждать к сочине­нию творческих рассказов; домысливать начало и завершение текста потешки.

В этой игре принимали участие все дети. Им было очень интересно. Отвечали на вопросы воспитателя правильно. Воспитатель обращал внимание на речь малоактивных детей. Постепенно дети вовлекались в процесс игры. Некоторые дети плохо произносили звуки «ж», «ш». Детям игра очень понравилась. На следующий день, во второй половине дня в игру играли еще раз.

«Лиса и муравей» (киргизская сказка)[ см. приложение 5]

Игра-инсценировка

Программное содержание.Учить детей умению рассказывать и разыгрывать сказ­ку; образовывать близкие по смыслу однокоренные слова (хитрая-прехитрая, хитрющая), подбирать определения (про­стоватая, нехитрая, глупая), синонимы к слову (побежала, помчалась, понеслась, полетела).

Вначале педагог заинтересовала детей письмом от старика Годовика. Затем она показала сказку. Некоторые слова, которые встречались в сказке - объясняла. Воспитатель попросила детей изобразить эпизод из сказки. Дети охотно изображали. Это очень важно, так как соотнесение слова и выразительного движения организует структуру детских высказываний. При разыгрывании сказки рассказывали интересно, эмоционально. Многие реплики и сказки были пропущены, но взамен них дети придумывали сами.

Ребята и зверята (Беседа)[ см. приложение 6]

Программное содержание.Развивать диалогическое общение, умение слушать, инициативно высказываться, реагировать на высказывания собеседника, задавать вопросы.

Воспитатель умело организовала детей на протяжении всего занятия. Дети обменивались высказываниями, опирались на свой личный опыт, знания, понимали и отражали в речи повадки, поведения домашних животных:

«Кошка часто умывается, а делает она так…» (показ действия). Занятие прошло очень интересно, детям очень понравилось.

Также индивидуально были проведены беседы, для тех детей у которых низкий уровень развития диалогической речи. Эти дети малообщительны, очень трудно вступают в диалог со взрослыми. Например, Габитов Вадим, ребенок молчалив, затрудняется в общении с другими людьми. Для этого были использованы игры, направленные на побуждение детей вступать в разговор со взрослыми. Игры «Подари улыбку», «Доброе сердце». Содействовали развитию доброжелательности внимательному отношению друг к другу. Чтобы дети чувствовали себя смело, уверено и начинали разговор - давался «волшебный микрофон» - дети становились телеведущими.

После проведения целого комплекса работ, в которые включали занятия, игры, индивидуальная работа, была проведена повторная диагностика – контрольный этап исследования, которая была использована в констатирующем этапе исследования. Были выявлены следующие результаты:

Высокий уровень 13%

Средний уровень 83%

Низкий уровень 4%

По результатам диагностики уровень развития диалогической речи повысился. Дети начали активнее вступать в диалог, задавать и отвечать на вопросы.

Из этого следует, что при систематической работе по развитию диалогической речи можно добиться ощутимых результатов в развитии и воспитании детей дошкольного возраста.

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Настоящее исследование заключалось в том, как развивается у детей диалогическая речь, так как она является наиболее социально значимой для дошкольника. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различному рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми. Необходимо отметить, что практические работники не всегда в полной мере осуществляют развитие речевого общения с детьми в повседневной жизни. Общение носит формальный характер, лишенного личностного смысла. Многие высказывания воспитателя не вызывают ответной реакции ребенка, не хватает ситуаций способствующих развитию диалогической речи. Поэтому во время наблюдений за детьми на занятиях, видно, что детям неинтересно, они не внимательны. По результатам исследований выяснилось, что дети мало владеют диалогической речью, не умеют высказываться. На основе этого был составлен комплекс работ по развитию диалогической речи, которая включает: игры, занятия, беседы, игры – инсценировки. Целью работы было: научить отвечать на вопросы не только взрослого, но и самому их задавать, инициативно высказываться, налаживать взаимодействие. Обучение носит игровую коммуникативную мотивацию. Это обучение дает возможность устанавливать контакты между детьми, формируют коллектив, что ведет к развитию диалогического общения.

После проделанной работы можно сделать вывод что:

- для развития диалогической речи детей необходимо обогатить содержание речевого воспитания и совершенствовать формы и методы речевой работы.

- новое содержание предполагает стимуляцию высказываний детей из личного опыта; организацию словес­ного коллективного творчества (сотворчество); обучение диалогу: умению слушать и слышать партнера, поддерживать речевое и игровое взаимодействие, отвечать на высказывания партнера, рассуждать, аргументировать высказывания.

- к новым формам организации диалога детей со сверстниками относятся: работа с подгруппами; организация пространства общения; не дисциплинарные формы привлечения и удержания внимания; игровая и ком­муникативная мотивация занятий.

- методами и приемами развития диалога являются групповые беседы; деятельность кооперативного типа (совместное рисование, аппликация, конструирование, художественный труд); театрализованные игры (игры-драматизации, инсценировки); дидактические игры.

- целесообразно чаще организовывать дидактические игры парами с соблюдением следующих игровых правил: соблюдать очередность игровых и речевых действий; слушать партнера; сказанного не повторять; дополнять высказывания партнера: задавать вопросы, вежливо высказывать предположения, пожелания, несогласие; рассуждать, обосновывать свои суждения.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Арушанова А.И. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками / А. И. Арушанова // Дошкольное воспитание. 2001. №5. – C. 51-61.

2. Арушанова А.И., Рычагова, Е.Д., Дурова, Н.А. Истоки диалога / А. Арушанова, Е. Рычагова, Н. Дурова // Дошкольное воспитание. 2002. №10. – C. 82-90.

3. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров / М.М. Бахтин // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. – М.: Искусство, 2006. – С. 250-296.

4. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика / Л. Р. Болотина – М.: Академия, 2007. – 232с.

5. Бородич А. М. Методика развития речи детей / А. М. Бородич – М.: Просвещение, 2010. – 255с.

6. Ветрова В. В., Смирнова, Е. О. Ребенок учится говорить / Ветрова В. В., Смирнова Е. О. – М.: Знание, 2013. – 94с.

7. Винокур Т.Г. О некото­рых синтаксических особенностях диалогической речи / Т. Г. Винокур // Ис­следования по грамматике русского литературного языка. – М.: изд. АН СССР, 1955. – 154с.

8. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в средней группе / В.В.Гербова // Дошкольное воспитание. 2011. №3. – C. 78-80.

9. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет / В.В.Гербова – М.: Просвещение, 1993. – 127с.

10. Глинка Г. А. Буду говорить, читать, писать правильно / Г.А.Глинка – СПб.; М.; Харьков, Минск: Питер, 2008. – 221с.

11. Горшкова Е. Учите детей общаться / Е. Горшкова // Дошкольное воспитание. 2009. №12. – C. 91-93.

12. Грецик Т. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи / Т. Грецик // Дошкольное воспитание. 2010. №6. – C. 54-56.

13. Детская речь и пути ее совершенствования. Сб. науч. трудов. – Свердловск: СГПИ, 1989. – 109с.

14. Даскалова Ф. Г. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста как объект воздействия при обучение родному языку в детском саду // Педагогические условия формирования социальной активности у детей дошкольного возраста. – М., 2012.­ – 80с.

15. Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О.С.Ушаковой. – М.: Современность, 2010. – 363с.

16. Козлова С.А., Куликова, Т. А. Дошкольная педагогика / С.А.Козлова, Т. А. Куикова – М.: Академия, 2000. – 416с.

17. Короткова Э. Л. Обеспечение речевой практики при взаимосвязи работы над развитием диалогической и монологической речи / Э.Л.Короткова // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева. – М.: Академия, 2009. – C. 201-202.

18. Крылова Н. М. Влияние беседы на умственное и речевое развитие детей / Н. М. Крылова // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева. – М.: Академия, 2011. – C. 204-208.

19. Речевое развитие ребенка в детском саду: методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ/ Сост. Т.П.Колодяжная [и др.]; Ростов-на-Дону: ТЦ «Учитель», 2002. – 32с.

20. Лямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста / Г. М. Лямина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 2013. – C.49-52.

21. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок? / А.И.Максаков – М.: Просвещение, 2013. – 157с.

22. Новотворцева Н. В. Развитие речи детей / Н. В. Новотворцева – Ярославль: Гринго, 2008. – 236с.

23. Основы теории рече­вой деятельности / Под ред. А. А. Леонтьева. — М.: Просвещение, 2010. – 148с.

24. Пеньевская Л. А. Влияние на речь маленьких детей общения с более старшими / Л. А. Пеньевская // Дошкольное воспита­ние. 2012. № 2. - С. 13-17.

25. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. – М.: Изд-во институтата психотерапии, 2001. – 223с.

26. Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста в детском саду / Автор-составитель О. С. Ушакова – М.: АПО, 1994. – 63с.

27. Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду. Сб. науч. трудов / Редкол. Ф. А. Сохин. – М.: АПН СССР, 1987. – 120с.

28. Развитие речи дошкольника: Сб. науч. трудов / Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: АПН СССР, 1990. - 137с.

29. Радина К. К. Метод беседы в воспитательно-образовательной работе с детьми старшей группы детского сада / К. К. Радина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 2013. – C.221-229.

30. Соловьева О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду / О. И. Соловьева – М.: Просвещение, 2009. – 175с.

31. Сохин Ф. А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольников / Ф. А. Сохин // Вопросы психологии. 2011. №3. – C. 21-24.

32. Тихеева Е.И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева - М.: Просвещение, 2012. – 280с.

33. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольника / О. С. Ушакова – М.: Изд-во института психотерапии, 2001. – 237с.

34. Флерина Е.А. Разговорная речь в детском саду / Е. А. Флерина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 2010. – C.210-115.

35. Якубинский Л.П. Избранные работы: Язык и его функционирование / Л. П. Якубинский // Отв. ред. А. А. Леонтьев. - М.: Наука, 2009. - С. 17–58.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.