Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В истории психологии






Воля – одно из самых древних психологических понятий.

Античный мир и средневековье не были знакомы с волей в её современном понимании. 1.Аристотель (2 период античности) использовал волю, как объяснительное понятие для понимания причин действий человека, основанных не на внешних стимулах, не на простом желании, а на разумном желании человека.

2.Понятие «воля» возникает в 3 период античности. Её 1-ая философская интерпретация у Августина Блаженного. Воля – универсальный принцип, организующий деятельность души во всех её проявлениях. Воля выполняет функции: 1) управляет всеми душевными актами; 2) напрвляет душу к самой себе; 3)управляет телом, вкл. его органы движения, органы чувст и мозг.Воля предопределяется Богом.

3.Во времена Средневековья понятие воли в значительной степени связывалось с некими высшими силами. Человек рассматривался ср-ми философами как исключительно пассивное начало, как поле, на котором встречаются добро и зло.

4.Как самостоятельная научная проблема воли возникла одновременно с постановкой проблемы личности. Это произошло в эпоху Возрождения, когда за человеком начали признавать право на творчество и даже на ошибку. При этом главной ценностью личности было принято считать свободу воли.

5. В. Вундт – аффективная теория воли: самое существенное для волевого процесса - это активность внешнего действия, непосредственно связанная с внутренними переживаниями. Так, прообразом воли является аффект, и на основе этого аффективного действия, путем преобразования возникает волевой процесс в собственном смысле слова. Волевые акты были приняты Вундтом за конечную причину процессов сознания и первичную духовную силу. Тем самым бывший естествоиспытатель Вундт стал сторонником волюнтаризма (от лат. «волюнтас» – воля) – философии, считающей волю высшим принципом бытия.

6. Павлов (рубеж 19-20 веков) – одна из 1-ых естественнонаучных трактовок воли; рассматривал её как «инстинкт свободы», как проявление активности живого организма, когда он встречается с препятствиями, ограничивающими эту активность. Воля не меньший стимул поведения, чем голод и опасность. Воля рефлекторна по своей природе, проявляется в виде ответной реакции на воздействующий стимул.

7. Абсолютизация свободы воли (от Возрождения) привела к возникновению мировоззрения экзистенциализма – «философии существования»(Хайдеггер, Ясперс, Сартр, Камю; примерно середина 20 в.). Рассматривает свободу как абсолютно свободную волю, не обусловленную никакими внешними соц. обстоятельствами. Человек свободен и ни за что не может отвечать. Любая норма выступает для него как подавление свободной воли.

8.Последнее время набирает силу концепция, согласно которой поведение ч-ка понимается как изначально активное, а сам ч-к рассм-ся как наделённый способностью к сознательному выбору формы поведения. Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения, как личностный уровень произвольной регуляции.

В отеч. психологии: воля определяется через волевое действие, под к-рым понимается сознательное целенаправленное действие ч-ка по преодолению внешних и вну препятствий с помощью волевых усилий.

Прежде чем продолжить разговор о воли как психическом процессе, стоит рассказать о её возрастном развитии.

Функции воли:

1) Инициирование действия путем формирования намерения, 2) Поддержание намерения до достижения цели, 3) Преодоление препятствий на пути реализации намерения + усиление мотивации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.