Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общественный и государственный строй Османской империи






 

Особенность Османской империи - одновременность процессов завоевания чужих территорий и формирования административной и сословной структур османского общества. Основы этих структур, заложенные еще в доимперский период, получили свое дальнейшее развитие и приняли законченные формы в ХV-ХVI вв.

Огромная многонациональная поликонфессиональная империя, различные районы которой вели преимущественно натуральное хозяйство и были крайне слабо связаны между собой экономически, была прежде всего политической общностью на военно-административной основе. Не только расширение, но и простое сохранение этой общности требовало крайней централизации власти по вертикали. В соответствии с тюрко-мусульманскими традициями " падишах - пастух, а подданные - стадо", обязанное следовать за своим пастухом. Основная обязанность султана, " справедливого и милосердного", заключается в осуществлении справедливости и правосудия, т. е. в сохранении и поддержании того общественного порядка, при котором каждый подданный знал свое место в рамках определенной социально группы и выполнял обязанности, вытекающие из его принадлежности к данному коллективу. Государство могло выполнить задачу поддержания социальных устоев только посредством концентрации всей власти у трона. Поэтому все нити управления в Османской империи шли сверху вниз (административно-политическая, финансово-налоговая, судебно-мусульманская и судебно-немусульманская, военная), замыкаясь в конечном счете на личности султана. При этом главы указанных вертикалей политически уравновешивали друг друга перед лицом правителя: Великий визирь, назначаемый лично султаном как глава светской ветви власти и Шейх уль-ислам как глава Совета улемов, подчиненный султану как халифу всех мусульман. Османская империя не была теократическим государством - сКорее наоборот: улемы были интегрированы в систему государственного управления и способствовали тем самым усилению автократического характера светского режима.

Административно-политическая властная вертикаль (Великий визирь - 21 вилайет (бейлербейства) - 250 санджаков - 1600 уездов (городки с окрестностями) - 10-15 тысяч зеаметов и тимаров) не совпадала по структуре и лестнице иерархии с другими властными вертикалями и не имела права вмешиваться в их судебные, фискальные и военные полномочия - это препятствовало появлению сепаратистских тенденций. (Для справки: ведомство Великого визиря, занимавшееся делами повседневного управления империей, было расположено в здании с высокими воротами - отсюда в переводе с французского русские термины " Высокая Порта" и " Блистательная Порта" для обозначения не только турецкого правительства, но и самого Османского государства). Автор " Записок янычара" второй пол. ХV в. отметил еще один фактор, препятствовавший сепаратизму в Османской империи: порядок в ней " зиждется на том, что султан все замки во всех своих владениях... крепко держит в своей руке, никакого замка ни одному из своих вельмож не отдавая... "

Строгое разделение и противопоставление полномочий властных вертикалей дополнялось разделением правящего слоя по горизонтали на " людей пера" (имеют всю полноту политической власти с запретом передачи постов по наследству) " людей меча" со всей полнотой военной власти (с правом наследников из " пера" переходить в " мечи"). На всякий случай " люди меча" были строго иерархированы с целью разделения военной силы империи перед политической властью: известен случай казни церемониймейстера, который определил на султанском приеме место ближе к правителю начальнику артиллерии, а не янычарскому аге. Улемы, привлеченные к государственному управлению, осуществляли не только судебные, но и контрольные функции, выявляя и пресекая угрозу чрезмерной ведомственной или местнической самостоятельности (расправа была быстрой, суд мог проходить в отсутствие обвиняемого, приговор приводился в исполнение немедленно, к Сулейману Великолепному ежедневно доставляли 40-50 голов казненных за антигосударственные преступления). Разделение полномочий по вертикали и раздробление правящего класса по горизонтали обеспечивали баланс сил, необходимый для сохранения автократической султанской власти и целостности империи.

Если система государственного управления и руководства правящим классом была крайне централизованной, то по отношению к низам (стаду - райя) османского общества, около половины которого составляли иноверцы, успешно применялись методы децентрализованного управления с учетом профессиональных, этнорелигиозных и культурных различий между ними с целью свести до минимума противоречия между тюрко-мусульманским господствующим меньшинством и подчиненным иноверческим населением. Начало этой политике было положено Мехметом II сразу после падения Константинополя: о превращении храма Св. Софии в мечеть знают все, но не всем известен приказ султана о сохранении второго по важности православного храма Св. Апостолов - этим жестом подчеркивалось, что он унаследовал власть византийского императора над православным населением, превратившимся в его подданнных, хотя и неполноправных. Мехметом II была введена система миллетов - самоуправлявшихся религиозных общин греко-православного, армяно-грегорианского и иудейского населения с духовными главами, лично ответственными перед султаном за лояльность миллетов новой власти. Мехмет II лично вручил православному Патриарху знаки его сана, в том числе изготовленный по его приказу крест, и облек его существенной полнотой власти для обеспечения религиозно-культурных запросов его паствы. Приняв статус миллетов, немусульманские общины тем самым интегрировались в общественно-политическую структуру османского общества и стали его частью. Особенно важную стабилизирующую роль система миллетов играла в районах, где турки составляли незначительную часть населения.

Возможно, Мехмет II имел далеко идущие планы относительно установления религиозного мира и согласия в своей империи, и система миллетов была только частью задуманного. Однако история распорядилась так, что Турция оказалась на переднем крае противоборства мусульманского и христианского миров, что не могло не отразиться на отношении его наследников к христианской общине в худшую сторону, как к пятой колонне Европы. Однако основы заложенной им структуры были сохранены: вместо насильственной массовой исламизации турки ограничились политикой сохранения своего этнорелигиозного превосходства над остальным населением империи.

250 лет после падения Константинополя и превращения его в Стамбул удельный вес его немусульманского населения сохранялся на уровне 41-42%. Лишенное возможности военно-административной карьеры, греко-армяно-еврейское население преуспело в ремесленной, торгово-ростовщической и внешнеторговой деятельности: это также было своего рода демонстрацией возможностей сосуществования победителей и побежденных. Из иноверцев к делам государственного управления были слегка допущены только греки-фанариоты одного из богатых кварталов Стамбула (в качестве драгоманов-переводчиков).

Таким образом, общественно-политическая структура Османской империи характеризуется крайней концентрацией власти, религиозной и светской, в руках халифа-султана; крайней жесткостью и дисциплиной внутри госаппарата, возведением перегородок и рассредоточением власти между различными группировками правящего сословия по вертикали и горизонтали; дифференцированно-децентрализованной системой управления низами османского общества; религиозно-политическим апартеидом немусульманского населения империи. С учетом естественного хозяйственно-экономического обособления сельских общин и городских ремесленных цехов османское общество было крайне раздробленным, что обеспечивало абсолютное преобладание над ним автократического государства.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.