Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Доисламский период (сер. I тыс. н. э. - XII в.)






 

Политическая история Индии указанного периода характеризуется сохранением традиционного деления на дравидийский Юг и арийский Север с существенными отличиями в уровне социально-экономического развития и в культурной сфере между ними; постоянной неустойчивостью в политической сфере в обеих частях п-ова: стремительными возвышениями и падениями государств из-за их внутренней слабости и хронического дисбаланса сил между ними, разорения из-за внешних войн и внутренних конфликтов; чередованием длительных эпох децентрализации и кратковременных периодов централизации и относительной стабильности. С V-VI вв. шел длительный поэтапный процесс переселения на Север Индии гуннов-эфталитов и гурджаров, которое добило государство Гуптов и в результате этнического синтеза привело к формированию кастово-племенной общности раджпутов - с VIII в. усиление их военно-политических позиций стало важнейшим фактором политической истории Северной Индии (именно благодаря им в нач. VIII в. был остановлен арабо-мусульманский натиск, жертвой которого остался только Синд).

Двухслойной системе феодальных отношений на базе двух разрядов феодальной собственности (верховной государственной и подчиненной, по Л. Б. Алаеву) сопутствовали две подсистемы управления (по Л. С. Васильеву) что обусловило слабость административно-политической системы и децентрализацию индийской бюрократии как в малых государствах эпох раздробленности, так и в крупных времен объединения. Политическая централизация обычно была следствием усиления новых групп господствующего класса, что практически не отражалось на повседневной жизни подавляющего большинства населения, которому в принципе было не очень важно, кто именно будет с них взимать примерно тот же объем ренты (власть меняется - рента остается). Община как саморегулирующийся организм кастового общества продолжала функционировать на основе его предписаний, система соединения ремесла и торговли с земледелием внутри общины обеспечивала их хозяйственно-экономическую самодостаточностью (кроме соли, металлов и предметов роскоши). Установление власти чужеземной верхушки могло нанести только кратковременный материальный ущерб низовым ячейкам общества, а регрессивные последствия завоеваний менее культурными племенами ощущались преимущественно на верхних этажах общества.

Существуют противоположные взгляды на роль и место городов в Индии после падения государства Гуптов (упадок вообще, упадок старых и возвышение новых...). Возможности экономического роста городов ограничивались хозяйственной автаркией общин, однако огромное население (еще Геродот отмечал, что " индийский народ - самый многочисленный из всех") и внешняя торговля обеспечивали возможность их прогресса. Согласно отчетам иностранных путешественников, на городских рынках торговали следующей продукцией: 16 видов зерновых, перец, повозки и колесницы, кольчуги, металлические пояса, кожаные сандалии, опахала из белых хвостов яков, копья и дубинки, стрекала для слонов и слоновые доспехи, инструменты, благовония, хлопчатобумажные, шерстяные и шелковые ткани, ювелирные изделия. По мнению Р. Медведева, совокупность косвенных фактов свидетельствует о сохранении городами в указанный период их прежней роли и места: известная самостоятельность в форме городского самоуправления представителями каст и гильдий; уровень культурного развития Индии IV-VIII вв. как единой эпохи " классического золотого века" мог быть достигнут только с относительно развитой городской жизнью, дающей спрос и возможности для меценатства.

С 998 г. началось тридцатилетие грабительских набегов Махмуда Газни на Северную Индию - всего 17 походов. Индийские раджи вынуждены были заключать с М. Газни договоры об уплате дани и в знак верности отрезали себе по пальцу: он их хранил в особом сундучке. Большинством мусульман М. Газни восхваляется как выдающийся мусульманский завоеватель, но большинство индусов его ненавидят, хотя он был прежде всего воином-грабителем и лишь потом носителем веры. Однако былая терпимость индусов к исламу после начала его проникновения в страну насильственным путем сменилась враждебностью. По Д. Неру, неспособная отбиться политически раздробленная индийская цивилизация отгородилась от внешнего мира, непосредственно представленного культурно отсталыми тюрко-афганскими племенами, и законсервировалась: начиналось противостояние между цивилизованной, но переживавшей упадок Индией и кочевыми народами Средней Азии, переживавшими эпоху подъема. В этой борьбе Индия была обречена на поражение, так как " слишком долго шла проторенной дорогой, отвыкла от изменений и прогресса, цеплялась за старые традиции".

160 лет после набегов М. Газни до 1191 г. мусульмане не нападали на Индию, ограничившись Пенджабом. Эта передышка не была использована Индией для укрепления перед очередным нашествием, а наоборот, способствовала утрате чувства внешней опасности. Индийский автор Паникар отмечает, что страна со стабильной социальной структурой и экономикой в результате политической раздробленности утратила чувство общеиндийской общности (даже тематика литературы была чисто местной), из-за отсутствия живительных контактов с другими культурами начался застой, упадок и деградация (ухудшение литературного вкуса, моральная распущенность в поэзии, архитектуре и даже в религиозной среде и сфере). При этом в индийском обществе, как отмечал побывавший там Аль-Бируни, были распространены чувства превосходства над окружающим миром: " Индусы считают, что нет другой страны, кроме Индии, и народа, похожего на индийский народ... ". Даже брахманы не интересовались чужим образом жизни и военно-политической организацией других народов. Совокупность вышеуказанных факторов способствовала мусульманскому завоеванию раздробленной Северной Индии и образованию на ее территории Делийского султаната.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.