Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сословно-кастовая структура индийского общества






 

По мнению Д. Неру, индийское общество традиционно стояло на трех китах (большая крестьянская семья, самоуправляющаяся община, сословно-кастовая структура), т. е. опорой государства были группы, а не личности, а целью государства и общества - обеспечение стабильности групп за счет ограничения прав отдельной личности. Индийское общество - это система групп по принципу разделения обязанностей и занятий между ними в социально-экономической, культурной и в меньшей степени в политической сфере. " Несколько идеализируя" индийскую цивилизацию, Д. Неру утверждал, что она всегда придерживалась философского идеала совершенствования человека, для которого правда и красота выше стяжательства, и принимала меры против соединения в одних руках власти, силы, богатства и почестей (брахманы - люди мысли, почитались выше кшатриев, людей действия и власти; перед правителями - страх, перед мыслителями - уважение). Отсюда, по Д. Неру, личные качества в Индии ценились выше официального статуса (однако быть брахманом можно было только по факту рождения с этим самым официальным статусом!).

Истоки формирования сословной структуры в Индии лежат в глубокой древности и являются одной из вечных дискуссионных проблем. В качестве одного из вариантов можно рассмотреть следующую периодизацию развития сословно-иерархической структуры:

- I этап - на переходе от первобытности к цивилизации богатство природы и ограниченность минимальных потребностей в одежде, жилище и топливе могли заставить одних работать на других только через внеэкономическое принуждение. Самый грубый и эффективный метод закабаления - массовое рабство соплеменников, не мог быть надежным и социально безопасным в стране с огромным населением и слабой ранней государственностью. Поэтому раннеэксплуататорское общество ограничилось созданием относительно незначительного рабовладельческого уклада, а по отношению к подавляющему большинству общества функционировал сословный строй как система социально-идеологического принуждения. Таким образом, изначально сословная структура сыграла прогрессивную роль альтернативы рабству соплеменников, но отношения высших сословий с низшими несли на себе отпечаток отношений между рабовладельцами и рабами.

Такой же вклад в становление сословной структуры, но не по социальному, а по этническому признаку, сыграли завоевания ариев: " благородные" арии превратились в привилегированное сословие по отношению к Коренному дравидийскому населению, которое, в свою очередь, имело более высокий статус в сравнении с туземными племенами шудра. В данном случае усложнение сословной структуры было формой решения национального вопроса, альтернативой этническому рабству.

Таким образом, на данном этапе сформировалась варновая система сначала трех, а затем четырех варн - архаических сословий или социальных рангов, с выделением нетрудовых привилегированных фракций жрецов и светской знати.

- II этап (I тыс. до н. э.) Усложнение общественных связей (этнических, религиозных, культурных) и стадиальная разница развития народов и территорий Индии приходят в противоречие с варновой системой, подрывают ее изнутри и извне вопреки стремлению верхов к ее консервации. Брахманы теряют свою идеологическую монополию, процессы феодализации меняют фактический статус кшатриев, уменьшается разница и меняется статус торгово-ремесленного населения (теперь вайшьи) и крестьянства (теперь шудры) в варновой иерархии. Усиливается внутриварновое кастовое деление, огромное количество вневарновых изгоев ищут взаимопомощи в рамках каст, представлявших собой профессионально-экономические монополии. Все это создавало предпосылки разрушения варновой системы, сковывавшей развитие не только производственных отношений, но и прогресс общества в целом.

- III этап - в эпоху средневековья окончательно складывается и утверждается кастовая структура общества, как более гибкая. Варны при этом благодаря заинтересованности верхов сохраняются, но преимущественно как способ классификации доминирующих в обществе каст - большинство каст при этом оставались вне варновой системы и " миграция" из низшей касты в более высокую была невозможна даже посредством переселения в другую местность (если варновую макроструктуру можно уподобить скелету индийского общества, то кастовую микроструктуру - клеткам его организма).

Особенность индийского общества на протяжении всей его истории - консерватизм социальной структуры вообще в результате сохранения патриархального наследия и наложения варварских порядков на социальную структуру в результате регрессивных завоеваний. Сословно-кастовая структура, сыгравшая на ранних этапах относительно прогрессивную роль смягчающего социальный и этнический антагонизм фактора, стала причиной застоя и замедленного прогресса индийского общества: подавляющее большинство населения оказались внизу кастовой лестницы; профессиональные монополии каст блокировали социально-экономический и технический прогресс; кастеизм мешал развитию контактов по горизонтали и становлению классового самосознания (касты и классы - взаимопроникающие структуры); копились кастово-религиозные предрассудки. Касты сохраняются в классовом обществе как элемент доклассового общества - сословный, профессиональный, этнический). Сама общинно-кастовая система не может дать новое, прогрессивное: оно приходит извне и приспосабливается к ней, чуть-чуть двигая общество вперед (индийский город тоже неспособен быть генератором прогресса вследствие еще большей, чем в деревне, пораженности кастовой проказой).

 

Причины устойчивости сословно-кастовой структуры:

- эндогамность касты заставляет ее членов " воспринимать ее интересы как собственные" (чем выше каста, тем строже эндогамность; с появлением новой касты появляется и новая эндогамность);

- каста - форма религиозной организации всепроникающего индуизма, " культурный барьер" для защиты традиционных ценностей;

- члены высоких каст в целом за сохранение кастовой системы, обеспечивающей им привилегированное положение в обществе. Верхушка низших каст стремится к сохранению профессионально-экономической монополии, признаваемой всеми гарантированной ниши в обществе, иллюзии превосходства над хоть кем-то на тысячеступенчатой лестнице кастовой иерархии. Рядовые члены низших каст, лишенные кастеизмом классового самосознания, не борются за повышение своего статуса (только за его сохранение) в том числе и под воздействием индуистских догматов о карме (" каждому свое место");

- недовольные своей кастовой судьбой и порывающие со своей кастой (саньяси) не подрывают кастовую систему, а лишь усложняют ее посредством создания новых каст. Парадокс: кастовая структура - это относительно гибкая, мобильная, изменяемая и усложняемая система замкнутых, немобильных, малоизменямых статичных каст.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.