Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные направления внутренней политики китайского государства




 

Все усилия государства в конечном счете сводились к нейтрализации главной опасности - угрозы голода, постоянного явления китайской истории. Кризисы недопроизводства продовольствия из-за усиления демографического давления на землю в определенной степени могут смягчаться приспособлением самого общества к меняющимся условиям существования (подъем целины, повышение урожайности посредством совершенствования технологии земледелия и увеличением внесения органических удобрений, экономия площадей по принципу "видишь шов, втыкай иглу", сокращение площадей под деревнями методом "два дома-одна крыша"). Однако главной причиной было не столько реальное недопроизводство продовольствия, сколько искусственное неравенство в его распределении по социальным причинам. Поэтому государство всегда стремилось к предотвращению социального расслоения деревни посредством поддержания "двух равновесий":

1) Между сельской общиной и "сильными домами" (административным воздействием и пропорциональным налогом). В конечном счете "сильные дома" ужесточали рентный пресс на крестьян-арендаторов втайне от государства и его попытки противодействовать обезземеливанию крестьянства приводили только к замедлению этого процесса.

2) Между "сильными домами" и государством, т. е. к сохранению независимости местной низовой государственной администрации от "сильных домов". При этом в чисто конфуцианском духе старались "искоренить зло без применения насилия".

Парадокс Китая: победа частнособственнической тенденции "сильных домов" над государственным аппаратом в экономическом и политическом отношении не ведет к образованию нового порядка, но только к смене династии, после чего новая династия в своих основных чертах повторяет предыдущую, т. к. победившая местная частновладельческая элита имеет своим идеалом государственную чиновничью карьеру. Однако при новой династии, созданной усилиями "сильных домов", существует опасность соединения их реальной власти на местах с государственными постами, что ведет к торжеству местничества и групповщины. Именно поэтому китайское государство диссоциализировало отбор на государственную службу через систему кэцзю в ущерб влиятельным состоятельным элементам и разделило общество на чиновников и простолюдинов. Такая система препятствует концентрации экономической и политической власти на местах и способствует ее дроблению при сохранении верховенства государства:

- шэньши-чиновники имеют политико-идеологическую власть и право распоряжения налоговыми ресурсами;

- шэньши без должностей обладают идеологическим влиянием и, надеясь на получение должностей, выступают за укрепление государственной власти;

- "сильные дома" имеют экономическое влияние на местах, трансформации которого в политическое влияние препятствует коалиция госаппарата, неслужилых шэньши и крестьянства (китайское крестьянство боролось не за землю, а против "злых" помещиков и чиновников, коррумпированных ими, за укрепление центральной государственной власти против их "бесчинств", даже арендаторы требовали только уменьшения размеров ренты, выплачиваемой ими "сильным домам").

Исключением из этого правила "регенерации" верховенства шэньши в государстве является династия Сун, е самого начала примирившаяся с преобладанием частновладельческой тенденции.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал