Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Минобрнауки России. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)

 

ИНСТОРИКО-АРХИВНЫЙ

 

ОМОиЗР

 

Кафедра зарубежного регионоведения и внешней политики России

 

Хведченя Алексей Дмитриевич

Внешняя и внутренняя политика Японии во второй половине XIX века.

Специальность «Зарубежное регионоведение»

Курсовая работа студента 1-го курса очной формы обучения

 

 

    Научный руководитель д-р истор. наук, проф.   _____________ Г. Н. Ланской    

 

Структура

 

 

Введение

1. Внутренняя политика Японии во второй половине XIX века

1.1 Экономические реформы

1.2 Административные реформы

1.3 Судебно-правовые реформы

1.4. Реорганизация политической системы

2. Внешняя политика Японии во второй половине XIX века

2.1 Характер внешней политики Японии

2.2 “Корейский вопрос”

2.3 Японо-китайская война

2.4 Русско-японские отношения

 

Введение

Данная работа посвящена анализу внутренней и внешней политики Японии во второй половине XIX века.

Рассматриваемая эпоха характеризуется тем, что реставрация Мэйдзи стала важным этапом в истории Японии, превратив отсталое феодальное государство в мощную империю.

Объектом исследования являются реформы эпохи Мэйдзи во внутренней и внешней политике Японии.

Предметом исследования являются формы, направления и результаты внутренней и внешней политики Японии второй половины XIX века

Цель исследования заключалась в прослеживании влияния реформ на образование мощной империи, а также в выявлении тенденций внешней политики Японии.

Актуальность данной работы заключается в проведении успешной внутренней и внешней политике мэйдзийского правительства, а значимость определяется ролью реформ эпохи Мэйдзи в формировании могущественной имперской Японии.

Степень разработанности темы. В основе данной работы лежат труды, посвященные истории Японии, в которых были четко выделены предпосылки, причины, сущность, итоги и следствия реформ эпохи Мэйдзи. Также были четко сформулированы основные направления во внешней политике Японии.

Теоретическую основу работы составили труды по истории Японии таких авторов, как А.Е.Жуков, Кузнецов Ю.Д, Накамура Кооя. Из данной литературы в частности были подчерпнуты элементы исторических источников.

Методологическая основа данной работы заключается в историческом анализе реформ эпохи Мэйдзи и внешней политики Японии второй половины XIX века.

1. Внутренняя политика Японии во второй половине XIX века

Реставрация Мейдзи - это не просто экономические и социальные реформы, это прежде всего качественный переход Японии от феодального государства, к империи.

1.1 Экономические реформы.

На начальном этапе периода Мэйдзи Япония имела отсталую экономическую систему и не могла конкурировать с ведущими западными странами. Основой японской экономики было сельское хозяйство, торговля и финансы все еще носили феодальный характер. Однако после реставрации Мэйдзи экономика Японии начинает стремительно расти.

Японское правительство взяло на себя практически полную ответственность за модернизацию экономики и созданию предпринимательского сектора. Одними из важнейших задач являлись создание мощной промышленной базы, развитие системы путей и сообщений, внедрение и освоение западных технологий в научной и технической областях.

Практически с самого начала реставрации Мэйдзи правительство начало строительство современных промышленных предприятий, которые становились образцом для создания частного предпринимательства. Также правительство стремилось наладить производство некоторых видов важнейших товаров, чтобы ослабить зависимость страны от импорта.

Огромную роль в развитии японского капитализма сыграли аграрные реформы 1871-1873 годов, в ходе которых произошло следующее:

1) Была отменена феодальная зависимость крестьян

2) Была ликвидирована феодальная собственность на землю

3) Была введена система купли-продажи земли

4) Появилась свобода выбора возделываемых культур

5) Изменение поземельного налога.

Эти реформы способствовали созданию частной собственности на землю, что способствовало стремительному развитию сельского хозяйства, которое являлось в тот период основным источником материальных ценностей.

Важное значение для развития капитализма имели реформы 1873-1876 годов по капитализации пенсий бывших дайме и самураев. Правительство обещало выплачивать пожизненные пенсии феодалам и самураям, которые потеряли свои феодальные привилегии. Денежные средства, полученные от государства, были вложены в сельское хозяйство, промышленность, но самое главное-в банковскую сферу. Таким образом, правительство решило погасить долги дайме торговцам и ростовщикам, которые в свою очередь получали дополнительные средства, которые могли бы быть вложены в развитие различных отраслей. Таким образом, начался процесс концентрации капитала в частных руках, что привело к дальнейшему развитию капитализма в Японии.

80-ые годы XIX века стали решающим этапом в формировании японского капитализма. Япония столкнулась с рядом финансово-экономических проблем, но в целом к этому времени уже была построена база для развития крупной частнокапитальной промышленности. Правительство Японии приняло решение отдать большую часть базовых отраслей частному сектору. Так, в 1880 году был издан указ о продаже государственных заводов и фабрик, за исключением предприятий военного профиля. Таким образом, правительство стремилось решить две проблемы: с одной стороны укрепить позиции японской буржуазии, а с другой стороны сократить расходы на содержание этих предприятий. Передача государственных предприятий способствовала быстрому обогащению буржуазии и заложили фундамент для образования дзайбацу-японских финансово-промышленных групп.

Наряду с передачей государственных предприятий частным лицам правительство также решило стимулировать строительство частных железных дорог. Частные железнодорожные компании находились в крайне выгодных условиях, так как они были освобождены от налогов в первые 10-15 лет своей деятельности, а также были застрахованы от убытков.

Модернизация экономики требовала огромных затрат. Для покрытия постоянно возрастающих расходов правительству пришлось прибегнуть к размещению займов, в том числе и иностранных.

В качестве образца изначально была взята американская банковская система. В 1872 году были созданы национальные банки, которые хоть и являлись частными финансовыми институтами, тем не менее работали под контролем правительства. Основной задачей этих банков являлось финансирование частных предпринимателей с одной стороны, а с другой стороны правительство регулировало денежное обращение в стране.

В 1881 году на пост министра финансов был назначен Мацуката Масаеси. Так начался новый этап в финансовой политике страны.

Самой главной задачей являлось достижение сбалансированности бюджета, погашение государственного долга, восстановление паритета между серебряной иеной и бумажными деньгами. Для достижения этих целей были приняты следующие меры:

1) Была упразднена система национальных банков по американскому образцу

2) Была создана система национальных банков во главе с Центральным банком, который был наделен функциями управления государственным долгом и правом эмиссии бумажных денег, подкрепленных серебряным и золотым резервами страны.

3) Национальные банки обязывались передавать резервы драгоценных металлов на хранение Центральному банку и ежегодно осуществлять платежи в фонд, который был предназначен для погашения государственных долгов.

4) Были увеличены некоторые виды прямых налогов, значительно увеличились косвенные налоги.

Проведение этих финансовых реформ позволило практически восстановить конвертируемость бумажных монет в драгоценные металлы, а также установить паритет между серебряной и бумажной иеной. Кроме того, значительно укрепилась финансовая инфраструктура страны.

В конце концов, проведение всех этих реформ способствовало развитию капитализма в Японии. Стимулирование частного предпринимательства, разрешение частной собственности способствовали стремительному росту экономики страны. Несмотря на активное строительство промышленных предприятий, сельское хозяйство все еще являлось основой экономики Японии. Однако победа в японо-китайской войне дала стимул для развития тяжелой промышленности и наращивания военного потенциала страны. С 80-ых годов японская экономика стремительно растет, постепенно уменьшается зависимость страны от импорта. В XX век Япония уже вступает как сильное и развитое государство.

1.2 Административные реформы.

Завершив гражданскую войну, японское правительство поставило перед собой задачу укрепить центральную власть. После победы над сегуном, самураи начали бороться за укрепление своих вольщин. Попытки правительства взять под контроль самурайские владения приводили к ожесточенному сопротивлению последних. Для решения этой проблемы правительство создавало во всех княжествах органы мэйдзийского правительства, которые выступали посредниками между местной и центральной властью. Также была унифицирована система должностной иерархии в княжествах. Однако эти реформы не смогли в полной мере закрепить центральную власть в стране.

Все изменилось в 1869 году, когда произошло важное событие в Японии-" возвращение страны и народа императору". Это событие представляет собой добровольный отказ дайме от своих феодальных прав и передачу своих полномочий центральной власти, хотя княжества сохраняли статус административно-территориальных единиц. В свою очередь дайме получали щедрые компенсации и назначались уже на посты наследственных губернаторов.

В 1871 году произошла важная реорганизация административно-территориального деления. Княжества были полностью упразднены и заменены префектурами.

Ликвидировав феодальные княжества, японские власти провели реформу правительства, построенного по 3-палатной схеме. Теперь государственный совет состоял из трех палат: центральную, которая занималась вопросами религии и внешней политики, правую, выполнявшую административные функции, и левую, которая занималась подготовкой рекомендаций по законопроектам. Также были созданы 8 министерств, занимавшиеся различными делами.

Важнейшей административной реформой является реформа сословной структуры. В 1872 году был издан закон о введении трех сословий и их равенстве.

Таким образом, административные реформы позволили японскому правительству установить центральную власть, полностью упразднив раннее существовавшую систему феодальных владений. Создание новых органов власти помогло правительству вести более эффективную внутреннюю политику.

1.3 Судебно-правовые реформы.

Японское правительство рассматривало создание новой правовой системы, как ключ к успеху проведения всех реформ. В 70-ых годах правительство стремилось создать правовую систему, основанную на принципе разделения властей и соблюдении прав человека.

В 1869 году было издано " Положение об административной иерархии", в котором определялось, что уголовное судопроизводство должно быть подчинено ведомству уголовных дел, гражданско-правовое-ведомству гражданских дел. Контрольная служба должна была осуществлять административный контроль.

В 1871 ведомство уголовных дел и контрольная служба были упразднены. Вместо них было создано министерство юстиции, занимавшееся судопроизводством и розыском.

Важной задачей мэйдзийского правительства являлось создание централизованной судебной системы. Японская судебная система была создана в соответствии с западными нормами, однако имела свою специфику. В процессе создание уголовного кодекса прежде всего предпочтение было отдано французскому праву.

В отличие от уголовного кодекса, гражданский кодекс разрабатывался достаточно долго, так как в данном случае право опиралось не только на национальные, но и на местные обычаи.

Судебная система окончательно сформировалась после принятия конституции в 1889 году. Гражданско-процессуальный кодекс вступил в силу в 1891 году. В то же время при поддержке немецких специалистов был создан торговый кодекс.

Таким образом, судебные реформы во многом определили ход многих других реформ. Бесспорно, создание современной правовой системы также определяло роль правительства не только внутри страны, но и на международной арене.

1.4 Реорганизация политической системы.

До реставрации Мэйдзи понятие " политические партии" не было характерным для японской государственности.

Лишь в 1881 году была создана первая политическая партия-Конституционная либеральная, под предводительством лидеров " движения за свободу и народные права".

В 1882 году появилась вторая партия-Конституционная партия реформ и прогресса, которая выражала интересы крупного предпринимательства.

Наряду с этими партиями была создана проправительственная партия Конституционная императорская, которая противодействовала росту популярности независимых политических партий. В основе этой партии лежали монархические принципы.

Постоянная борьба между партиями обеспокоила правительство, и в 1882 году был издан закон, дающий право губернаторам ограничивать деятельность партий на вверенной им территории. Закон также запрещал партиям создавать местные отделения и налаживать связи с другими организациями с целью проведения собраний.

Для укрепления монархической власти был принят указ о введении аристократических титулов. Так, по немецкому образцу было введено 5 титулов-принц, маркиз, граф, виконт, барон. Такие титулы получали высшие чиновники, офицеры и выдающиеся деятели.

Для укрепления исполнительной власти в 1855 году была проведена реформа государственного аппарата. Образцом для создания послужила структура германского правительства, разработанная Бисмарком. Был создан кабинет министров, состоящий из 10 министерств.

Преобразования политической системы также затронули и местную власть. Губернаторы назначались центральным правительством, однако были учреждены и выборные префектуральные и городские собрания.

В 1875 году был обнародован указ о постепенном переходе к конституционному строю. Появился новый государственный механизм с такими компонентами, как палата старейшин, верховная судебная палата и другие.

В 1881 году был издан императорский указ, который гласил, что в 1889 году будет образован парламент. Перед созданием конституции правительство отправило миссию в западные страны с целью изучения из конституций.

11 февраля 1889 года была провозглашена конституция, состоявшая из 76 статей, объединенных в 7 глав. Конституция явилась лишь фундаментом для создания конституционного права, поскольку вместе с ней были приняты и многие другие законы и императорские указы, которые конкретизировали и дополняли ее статьи.

Согласно принятой конституции, был учрежден двухпалатный императорский парламент, состоявший из палаты пэров и палаты представителей.

Постоянные скандалы вокруг методов проведения избирательной кампании привели к созданию неконституционного, но очень влиятельного института государственной власти-группы пожизненных советников императора. Этот орган влиял на решения вопросов, связанных с внутренней и внешней политикой, назначал премьер-министров, объявлял войны и заключал мир, подписывал договоры с иностранными державами.

Мэйдзийское правительство провело успешную реорганизацию политической системы. Принятие конституции стало большим шагом, поскольку с одной стороны власть стала более упорядоченной, а с другой стороны выросло доверие и уважение западных стран к Японии.

2. Внешняя политика Японии во второй половине ХIX века.

2.1 Характер внешней политики Японии.

Реставрация Мэйдзи изменила не только внутреннее устройство Японии, но и внешнеполитический курс страны. Агрессивная, но последовательная и продуманная внешняя политика сделала Японию полноценным игроком на международной арене.

В первый год эпохи Мэйдзи японская власть старалась придерживаться дружественных отношений со всеми странами. Этому свидетельствует адресованный иностранным державам указ о восстановлении власти императора, изданный 3 февраля 1868 года.

< < Сим объявляем монархам и подданым всех иностранных держав, что по просьбе Есннобу, сегуна из дома Токугава, ему было разрешено снять с себя полномочия власти.

Отныне мы будем самолично осуществлять верховную власть во всех внутренних и внешних делах.

Соответственно титул " сегун", фигурировавший до сих пор в договорах, должен быть отныне заменен на титул " император".

Для сношений с иностранными державами будут назначены особые чиновники. Посланники иностранных держав должны принять к сведению объявляемую сим нашу волю> > [1, 33]

Следующий указ также предусматривал установление дипломатический отношений с иностранными государствами. В нем говорилось:

< < Покойный император издавна заботился об установлении хороших отношений с другими странами, что чрезвычайно важно для нашей страны. Ошибочная политика правительства сегуна способствовала распространению в обществе неправильных взглядов по этому вопросу, что вызвало достаточно серьезные осложнения внутри страны. С изменением обстановки в нашей стране Мы прекращаем политику изоляции. Сим Мы уведомляем, что отныне отношения с иностранными государствами устанавливаются на основе международных правил> > [1, 33]

Также стоит отметить документ под названием " Высочайше предписываемые правило поведения". Несмотря на то, что в этом документе особое внимание уделялось внутренним проблемам, он также был направлен на предотвращение конфликтных ситуаций, связанных с приверженцами идеи " изгнания варваров".

Практически с самого начала эпохи Мэйдзи японское правительство стремилось пересмотреть ряд неравноправных договоров, которые были заключены с сегунатом. Для этого в 1871 году Япония сделала попытку наладить дипломатические отношения с США и Европой. Во главе этой миссии стоял министр иностранных дел Ивакура Томоми.

Помимо дипломатических и военных методов Япония пропагандировала привлекательный образ своей национальной культуры. Участие Японии в международных выставках, бесспорно, закрепило к ней интерес западных держав.

Однако сразу после реставрации Мейдзи Япония столкнулась с рядом международных проблем. В целом, японской внешней политике было присуще оказывать давление на соседей, используя сочетание дипломатических и военных методов.

Преобразования в стране породили ряд внутренних проблем. Победоносная экспедиция вполне могла бы решить их, поскольку переключила бы внимание недовольных на внешнюю политику. Экспедиция в Корею подходила для этого лучше всего.

Таким образом, Япония начала вести достаточно агрессивную внешнюю политику. Развитие военных предприятий, новейшее вооружение, мощный флот - все это свидетельствовало о том, что Япония готова к военной экспансии.

2.2 " Корейский вопрос"

Еще в конце XVI века Япония под предводительством Тоетоми Хидэеси совершила неудачную попытку захватить Корейский полуостров. Корея являлась наиболее важным стратегическим пунктом для Японии не только сама по себе, но и как возможность проникновения в Китай. Для осуществления японской континентальной политики в то время складывалась благоприятная международная обстановка: позиции Китая на международной арене ослабли, а отношения между Россией и Великобританией на Дальнем Востоке обострялись. Японское правительство решило воспользоваться этими обстоятельствами, и во внешней политике Японии появились два основных направления: ликвидация неравноправных договоров, заключенных с западными странами, и участие с ними в ограблении Китая. Таким образом, в 1971 году был заключен японо-китайский договор о мире, торговли и навигации. Япония стремилась навязать Китаю неравноправный договор с целью заполучить право экстерриториальности, однако потерпела неудачу. Пренебрегая положениями японо-китайского мира, Япония в 1872 году насильственным путем присоединяет острова Рюккю, а чуть позже устраивает инцидент с убийством японских рыбаков с Рюккю жителями Формозы, тем самым вызвав протесты со стороны Китая, США и Великобритании. Опасаясь международных осложнений и войны с Китаем, Япония прекращает военные действия и приступает к переговорам. В 1874 году был подписан Тяньцзинский мир, по условиям которого Японии были переданы острова Рюккю.

Несмотря на то, что японская миссия в 1871 году прошла неудачно, " корейский вопрос", тем не менее, остается актуален для японского правительства, и в 1875 вновь оказывается в центре внимания. Неправомерные действия японских кораблей вынудили корейскую береговую охрану открыть огонь, японцы в ответ высадили десант. Это стало поводом для нового конфликта.

Перед подготовкой к захвату Корейского полуострова японское правительство ставило перед собой задачу договориться со странами Европы, США и Российской империей об их нейтралитете в японо-корейской войне.

В 1876 году Японии удалось навязать неравноправный договор Корее, тем самым монополизировав почти всю ее внешнюю торговлю. Для расширения экспансии в Корее японцы поддерживают национально-освободительное движение против Китая, тем самым оказывая на него давление. В 1885 году был подписан очередной японо-китайский договор в Тяньцзине, который обязывал обе стороны не вводить войска в Корею без взаимного согласия. Однако в 1893 году Китай вводит войска с целью подавить крестьянское движение тонхаков. Япония обвиняет Китай в нарушении Тяньцзинское договора и высаживает свои войска в Корею, заняв важные стратегические пункты. В конечном счете Япония создает прояпонское правительство в Корее и добивается ее независимости от Китая.

2.3 Японо-китайская война

Постоянно нарастающие противоречия между Китаем и Японией в Корее создали почву для новой войны. В 1894 году без объявления войны Япония потопила британский корабль, перевозивший китайских солдат, что стало поводом к войне. Япония отправляет свои войска в Корею, а далее военные действия происходят уже и на территории Китая.

Итогом японо-китайской войны является подписание в 1875 году Симоносэкского мирного договора, по условиям которого:

1) Китай признавал независимость Кореи;

2) Передавал Японии острова Тайвань, Пескадорские острова и полуостров Ляодун;

3) Должен выплатить Японии контрибуцию более 300 млн. иен;

4) открыть для торговли и судоходства ряд портов, разрешить плавание японским судам по рекам Янцзы и Усун;

5) разрешить временную оккупацию территории Вэйхайвэя;

6) обязывался заключить торговый договор с Японией и с теми же правами и привилегиями, которыми пользовались западные державы [2, 187-188]

Японо-китайская война явилась одним из важнейших факторов становления Японии. Японская промышленность развивалась быстрыми темпами наряду с объемом внешней торговле. Именно эта война превращает ставит точку над полузависимой Японии и превращает ее в соперника ведущих капиталистических государств.

Одержав победу в японо-китайской войне, Япония начинает принимать активное участие в борьбе за раздел Китая. События японо-китайской войны привели к тому, что Дальний Восток оказался в центре внимания ведущих империалистических держав, прежде всего России, Великобритании и Германии.

2.4 Русско-японские отношения.

Русско-японские отношения во второй половине XIX века нельзя назвать дружественными. Территориальные противоречия стали главной причиной конфликтов между двумя странами.

Наряду с США и европейскими державами Россия имела свои интересы на Дальнем Востоке. Особенно важным являлось укрепление позиций на Сахалине, который одновременно осваивали японцы. Вопрос о принадлежности Сахалина оставался открытым. Крымская война нанесла России не только экономический ущерб, но и ослабила ее позиции на международной арене, чем Япония смогла воспользоваться, выступая против обладания Россией всем островом. Тем не менее в 1867 году в Петербурге обе страны договорились о совместном владении Сахалином. Однако это привело к постоянным конфликтам между русскими и японцами.

Чувствуя поддержку США и европейских держав, японское правительство всеми силами пыталась надавить на Россию.

Таким образом, в 1875 году между двумя государствами было заключено соглашение, по условиям которого остров Сахалин, принадлежность которого до того не была закреплена международно-правовом порядке, отошел к России, а Курильские острова, являвшиеся русским владениям, были переданы Японии. Русско-японский договор 1975 года был оценен неоднозначно. С одной Япония не смогла присоединить к себе политически и экономически важный объект. С другой стороны, японскому правительству удалось значительно ослабить позицию Российской империи на Тихом океане: российская дипломатия была не в состоянии отстаивать законные государственные интересы. Особенно важным является тот факт, что русско-японский 1875 года договор стал первым равноправным соглашением для Японии.

Тем не менее, на этом русско-японские противоречия на Дальнем Востоке не закончились. Усиление позиций Российской империи в Китае и в Корее приведет к империалистическому столкновению с Японией, и следствием этого столкновения станет русско-японская война 1904-1905 годов.

 

 

Заключение

Данная работа является попыткой изложения развития внутренней и внешней политики Японии во второй половине XIX века: каким образом реформы эпохи Мэйдзи смогли повлиять на дальнейшее становление японского государства уже в качестве империи и каким образом Япония стала полноправным и активным игроком на международной арене. Хотелось бы в дальнейшем продолжить изучение внутренней и внешней политики Японии в XX веке. В данном контексте наиболее интересным является ведение внешней политики, когда к власти в Японии пришел милитаристский кабинет.

Список литературы

  1. А.Е Жуков История Японии. Т.II. 1868-1998. М., Институт востоковедения РАН. – 703 с.
  2. Кузнецов Ю.Д., Навлицкая Г.Б., Сырицын И.М. История Японии: Учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. «История» - М.: Высш. шк., 1988. – 432 с.
  3. Накамура Кооя История Японии 1938, (в составе книги «История Японии», 2002)
  4. Н.Н Конрад Япония. Народ и государство (Исторический очерк) Петроград, 1923. (в составе книги «История Японии», 2002)
  5. Т.А Богданович Очерки из прошлого и настоящего Японии. 1905, (в составе книги «История Японии»), 2002 Москва, МОНОЛИТ-ЕВРОЛИНЦ-ТРАДИЦИЯ

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Список использованных источников | Классификация водозаборных сооружений




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.