Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Третья стадия - определение целей (направления) действия. 2 страница






Обычно считается, что удовлетворенность человека своими действиями, своим состоянием, окружением и неудовлетворенность всем этим являются двумя полюсами, противоположностями, между которыми может находиться состояние и настроение человека. В зависимости от того, как осуществляется воздействие, мотивирование человека, его настроение может переходить из одного состояния в другое, человек может становиться то более удовлетворенным, то более неудовлетворенным. Но, оказывается, не все выглядит так однозначно.

На стыке 50-60-х гг. Фредерик Герцберг совместно с рядом его коллег [4] провел исследование, касающееся выяснения того, какие

факторы, оказывающие мотивирующее и. демотивирующее воздействие на поведение человека, вызывают его удовлетворенность или же неудовлетворенность. Вывод, который он сделал на основе этих исследований, оказался исключительно оригинальным. Герцберг заключил, что процесс обретения удовлетворенности и процесс нарастания неудовлетворенности, с точки зрения обусловливающих их факторов, являются двумя различными процессами, то есть факторы, которые вызывали рост неудовлетворенности, при их устранении не обязательно приводили к увеличению удовлетворенности. И наоборот, из того, что какой-либо фактор способствовал росту удовлетворенности, никак не следовало, что при ослаблении влияния этого фактора будет расти неудовлетворенность (рис.2.6).

Рис. 2.6. Независимые процессы удовлетворенности i неудовлетворенности

Процесс " удовлетворенность - отсутствие удовлетворенности" в основном находится под влиянием факторов, связанных с содержанием работы, то есть с внутренними по отношению к работе факторами. Данные факторы оказывают сильное мотивирующее воздействие на поведение человека, которое может привести к хорошему выполнению работы. Если эти факторы не присутствуют, то их отсутствие не вызывает сильной неудовлетворенности. Герцберг называл эти факторы " удовлетворителями". Это название не получило широкого хождения. Обычно эти факторы называются мотивирующими факторами.

Мотивирующие факторы рассматриваются как самостоятельная! группа потребностей, обобщенно которую можно назвать группой потребностей в росте. К этой группе относятся такие потребности или факторы, как достижение, признание, ответственность, продвижение, работа сама по себе, возможность роста. Если данные потребност удовлетворяются, то и человек испытывает удовлетворение. А так как они могут приводить к удовлетворению, то они играют мотивирующую роль.

Процесс " неудовлетворенность - отсутствие неудовлетворенности" определяется влиянием факторов, в основном связанных с окружением, в котором осуществляется работа. Это внешние факторы. Их отсутствие вызывает у работников чувстве неудовлетворенности. В то же время наличие факторов этой группы не обязательно вызывает состояние удовлетворенности. То есть данные факторы не играют мотивирующей роли, они как бы связаны с устранением " боли", " страдания". В литературе по управлению обычно их называют факторами " здоровья", как бы подчеркивая этим, что данные факторов создают нормальные, здоровые условия труда.

Факторы " здоровья" могут быть рассмотрены как группа потребностей человека в устранении трудностей, желаний и проблем.

Эти факторы помогают человеку устранить " боль", которую он переживает в их отсутствие. Но они не являются мотивирующими, так как обеспечивают нормальные условия и фактически не приводят к удовлетворенности. К факторам здоровья относятся зарплата, безопасность на рабочем месте, условия на рабочем месте (шум, освещенность, комфорт и т.п.'), статус, правила, распорядок и режим работы, качество контроля со стороны руководства, отношения с коллегами и подчиненными. Одним из самых парадоксальных выводов, который был сделан Герцбергом из анализа факторов здоровья, явился вывод о том, что заработная плата не является мотивирующим фактором.

На основе разработанной им концепции двух факторов Герцберг сделал вывод о том, что при наличии у работников чувства неудовлетворенности, менеджер должен обращать первостепенное внимание на те факторы, которые вызывают неудовлетворенность, и делать все для того, чтобы устранить эту неудовлетворенность. После того, как достигнуто состояние отсутствия неудовлетворенности, ^ытаться мотивировать работников с помощью факторов здоровья -практически бесполезное дело. Поэтому после этого менеджер должен сконцентрировать внимание на приведении в действие мотивирующих факторов и пытаться добиваться высоких результатов труда через механизм достижения работниками состояния удовлетворенности.

 

2.5. Обобщенный взгляд на теории содержания мотивации

Изложенные концепции позволяют сделать вывод о том, что отсутствует какое-либо канонизированное учение, объясняющее то, что лежит в основе мотивации человека и чем определяется мотивация. Каждая из изложенных теорий имеет определенное принципиальное отличие. Так, например, в концепции Маслоу потребности расположены иерархически, и восхождение по ним идет снизу вверх. В теории Альдерфера также имеется определенная иерархия. Однако эта теория в качестве одного из важнейших положений имеет утверждение о том, что движение по иерархии может осуществляться как снизу вверх, так и обратно сверху вниз в том случае, если не удовлетворяется потребность верхнего уровня. МакКлелланд ввел по отношению к рассматриваемым им потребностям идею их приобретения и развития под влиянием обучения и жизненного опыта. При этом он принимает во внимание взаимоотношение отдельных групп потребностей, отойдя от рассмотрения изолированного влияния отдельных групп потребностей на поведение человека. В теории Герцберга потребности делятся на две большие группы:

мотивирующие и " здоровья". Тем самым указывается на то, что не все потребности постоянно оказывают мотивирующее влияние на человека, а только те из них, которые приводят к развитию состояния удовлетворенности.

Как видно, каждая из теорий имеет что-то особенное, отличительное, что дало ей возможность получить широкое признание теоретиков и практиков и внести существенный вклад в разработку знаний о мотивации. Однако при этом, несмотря на принципиальные различия, все четыре вышеописанные теории имеют нечто общее, позволяющее установить определенные параллели между ними. Характерной особенностью всех четырех теорий является то, что они изучают потребности и дают классификацию потребностей, позволяющую делать некие выводы о механизме мотивации человека. Сравнивая классификации всех четырех теорий, можно отметить, что

выделенные в различных теориях группы потребностей достаточно определенно соответствуют друг другу.

Так, например, потребность достижения в теории МакКлелланда созвучна потребности самовыражения в пирамиде Маслоу, потребности роста в теории Альдерфера и группе потребностей, входящих в набор мотивирующих факторов, теории Герцберга. Такое же соответствие можно установить и для других групп потребностей.

На рис. 2.7 дано некое условное соответствие групп потребностей, выделяемых в данных четырех концепциях.

Теория Маслоу   Теория Альдерфера   Теория МакКлелланда   Теория Герцберга  
Потребность самовыражения   Потребность роста Потребность достижения   Мотивирующие факторы
     
Потребность признания и самоутверждения    
  Потребность властвования
Потребность принадлежности и причастности     Факторы здоровья
  Потребностьсвязи
Потребность безопасности   Потребность соучастия
  Потребность роста  
Физиологические потребности  

Рис. 2.7..Соотношение групп потребностей в четырех теориях мотивации

 

Отвлекаясь от различий и общности, которые характерны для рассмотренных концепций, можно указать на две присущие им общие характеристики. Во-первых, данные концепции в очень наглядном виде, четко и ясно излагают определенный взгляд на мотивацию - взгляд, подтвержденный эмпирическими исследованиями и уже достаточно продолжительное время использовавшийся в практике управления. В| наибольшей мере данное утверждение относится к теориям Маслоу и" Герцберга. Поэтому для того, чтобы лучше понимать мотивацию работников, менеджеры обязательно должны быть знакомы со всеми четырьмя теориями.

Во-вторых, все четыре теории основное внимание уделяют анализу i, факторов, лежащих в основе мотивации, и в то же время практически { не уделяют внимание анализу процесса мотивации. Данное замечание

указывает на основной недостаток этих теорий, существенно ограничивающий возможности их непосредственного практического применения. В следующем параграфе будут рассмотрены теории, основное внимание уделяющие процессу мотивации.

 

§3. Теории процесса мотивации

Очевидно, что поведение человека зависит от того, какие потребности заставляют его действовать, к чему он стремится, что хочет получить и какие у него для этого есть возможности. Однако, даже если предположить, что все это хорошо известно (хотя это явно утопическое предположение), все равно нет гарантии того, что удастся совершенно точно понять мотивацию человека. И, очевидно, это тем более трудно сделать в ситуации, когда всего узнать о потребностях и устремлениях человека невозможно. Тем не менее из этого никак не следует, что мотивационный процесс не может быть осознан и управляем. Существует целый ряд теорий, которые говорят о том, как строится процесс мотивации и как можно осуществлять мотивирование людей на достижение желаемых результатов. Теории данного типа составляют группу теорий процесса мотивации. Самая общая концепция мотивации сводится к следующим положениям. Человек, осознав задачи и возможное вознаграждение за их решение, соотносит эту информацию со своими потребностями, мотивационной структурой и возможностями, настраивает себя на определенное поведение, вырабатывает определенное расположение и осуществляет действия, приводящие к конкретному результату, характеризующемуся определенными качественными и количественными характеристиками. На рис. 2.8 схематически показан этот процесс.

Данная схема очень общая, так как она не раскрывает ни механизма вознаграждения, ни собственно содержания вознаграждения, сущности и содержания оценки, ни превращения оценки в решение. В современной управленческой мысли и практике существует ряд теорий, которые достаточно подробно и на операционном уровне описывают процесс мотивации. В данном параграфе мы рассмотрим. четыре таких теории. Это теория ожидания, теория постановки целей, теория равенства и теория партисипативного управления.

3.1. Теория ожидания

Поведение человека постоянно связано с выбором из двух или нескольких альтернатив. От того, чему человек отдает то или иное предпочтение, зависит что и как он делает, как он себя ведет и каких результатов он добивается. Теория ожидания разработана для того, чтобы дать ответ на вопрос, почему человек делает тот или иной выбор, сталкиваясь с несколькими альтернативами, и насколько он смотивирован добиваться результата в соответствии со сделанным выбором. В самом обобщенном виде теорию ожидания можно сформулировать как учение, описывающее зависимость мотивации от двух моментов: как много человек хотел бы получить и насколько возможно для него получить то, что он хотел бы получить, в частности, как много усилий он готов затрачивать для этого. Например, начинающий бизнесмен из провинции приезжает на переговоры о начале совместного бизнеса с представителями крупных фирм, расположенных в городе, являющемся признанным центром деловой

активности. Для поддержания своего реноме он не будет останавливаться в гостинице, имеющей репутацию второсортной, хотя и являющейся дешевой. В то же время у него нет средств, чтобы остановиться в шикарной гостинице. Поэтому, по-видимому, он остановится в такой гостинице, которая является достаточно престижной и на проживание в которой у него хватит средств.

  Вход Задача и возможное вознаграждение  
НОВЫЕ ЗАДАЧИ ОЦЕНКА Сравнение входа с потребностями, мотивами и возможностями ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ
 
РЕШЕНИЕ Выработка расположения и определение поведения  
 
ВЫХОД Осуществление действий и получение результата  

Рис. 2.8..Общая схема мотивационного процесса

 

Теория ожидания своими корнями уходит в тридцатые годы и< связана в значительной мере с разработками Курта Левина [б], j Основными же разработчиками собственно концепций ожидания | применительно к мотивации и поведению человека в организации можно назвать В. Врума [12], а также Л. Портера и Э. Лоулера [13].

Процесс мотивации по теории ожидания складывается как бы из взаимодействия трех блоков: 1) усилия, 2) исполнение, 3) результат. Теория ожидания изучает и описывает взаимодействие этих трех ] блоков. При этом усилия рассматриваются как следствие и даже результат мотивации. Исполнение рассматривается, как следствие взаимодействия усилий, личных возможностей и состояния среды, а результат, как функция, зависящая от исполнения и от степени желания получить результаты определенного типа.

Теория ожидания оперирует некоторыми ключевыми для нее, категориями, которые имеют в рамках данной теории вполне| конкретный смысл. Поэтому, прежде чем излагать собственно теорию, рассмотрим эти категории.

результат в теории ожидания рассматривается на двух уровнях. результаты первого уровня - это собственно результаты выполнения работы, осуществления действий. Они состоят в качестве и количестве произведенного продукта, величине затраченного времени, объеме потерь времени и т.п. Результаты второго уровня - это те последствия для человека, которые вытекают из результатов первого уровня. Связаны они с возможным вознаграждением или наказанием, которые последуют со стороны руководства и окружения на основе оценки ими результатов первого уровня. Возможными формами проявления результатов второго уровня могут быть увеличение или уменьшение оплаты, продвижение или понижение по службе, позитивная или негативная реакция коллектива и т.п.

Валентность отражает то, в какой степени для человека желателен каждый конкретный результат, насколько он для него привлекателен или, наоборот, непривлекателен, то есть валентность как бы отражает приоритеты для человека тех или иных результатов. Если результат высоко ценится человеком, то он имеет положительную валентность, если же результат отрицается человеком, то он имеет для него отрицательную валентность. И наконец, валентность результата равна нулю, если человек безразличен к этому результату. Валентность очень сильно разнится у отдельных людей. Для одного, например, оплата, ее повышение может иметь очень большое значение, для другого же валентность может быть равна нулю, а в определенных ситуациях даже может иметь отрицательное значение. Важно подчеркнуть, что для положительной валентности обобщенного результата совсем не обязательно иметь положительную валентность каждого конкретного результата. Может быть так, что высокая позитивная валентность отдельных результатов будет перекрывать негативную валентность других результатов, и в совокупности общий результат будет иметь положительную валентность.

Ожидание отражает представление человека о том, в какой мере его действия приведут к определенным результатам. Обычно эти ожидания базируются или же зависят от прямого опыта, от глубины анализа того, что приводило к успеху и поражениям, от степени самоуверенности, уровня подготовки, способностей оценить обстановку, знания своих возможностей и ряда других факторов. Оценка ожидания варьируется в диапазоне от " О" до " 1". В том случае, если человек считает, что исполнение и результаты не зависят от его усилий, ожидание равно " О". Если же, наоборот, он считает, что результат и исполнение полностью зависят от его усилий, то ожидание получает в качестве количественной оценки " 1". Ожидание оказывает очень сильное влияние на поведение человека в организации, так как, базируясь на этом, он определяет для себя то, насколько он должен стараться, сколько усилий он должен затрачивать для исполнения работы.

Выделяют две группы ожиданий. Ожидания, связывающие усилия и исполнение работы, и ожидания, связывающие исполнение работы и результаты, наступающие за этим. Первая группа ожиданий отражает представление человека о том, насколько его усилия определяют выполнение работы, то есть насколько его усилия определяют результаты первого уровня. Если человек считает, что качественная и количественная сторона выполнения работы сильно зависят от его усилий, то оценка ожидания близка к единице. В противоположном случае она близка или равна нулю. Возможны и оценки, находящиеся в диапазоне между " О" и " 1", что будет соответствовать представлению человека о том, насколько его усилия могут влиять на исполнение.

Ожидание, касающееся оценки степени зависимости результата второго рода от исполнения, отражает то, насколько человек связывает возможные для него последствия в виде вознаграждения, наказания определенной реакции коллектива и т.п. с уровнем исполнения своей работы. Здесь также ожидание оценивается единицей, если в его представлении результаты второго рода полностью зависят от уровня исполнения, и нулю, если он считает, что такой связи нет.

Теория ожидания объясняет то, как строится процесс мотивации человека к деятельности, исходя из увязки в единое целое представлений человека о необходимых для выполнения работы усилиях, ее практическом исполнении и результатах, ожидаемых в ответ на выполненную работу. При этом ключевыми точками концентрации внимания теории являются: 1) ожидания по связке " усилия - исполнение", 2) ожидания по связке " исполнение -результаты второго уровня" и 3) валентность результатов.

В соответствии с теорией ожидания, мотивация человека к исполнению работы зависит от того, насколько он заинтересован или не заинтересован выполнять ее, насколько работа привлекательна для него. Принимая решение по поводу того, что делать и какие усилия затрачивать, человек обычно отвечает самому себе на вопрос, касающийся того, насколько нужно ему это делать. То есть при выборе альтернативы человек думает о том, если он поведет себя соответствующим образом, будет соответствующим образом исполнять работу, приведет ли это к определенному результату первого рода. В этом случае у него формируется ожидание результата первого рода. Кроме этого человек отвечает на вопрос о том, что он получит в результате успешного выполнения работы (рис. 2.9).

Это уже выработка ожидания результатов второго рода. И, наконец, он решает для себя, насколько ценным будет для него этот результат то есть он оценивает валентность результата второго рода. И в зависимости от того, к какой окончательной оценке человек придет, будет формироваться его мотивация на выполнение работы.

Основные положения теории ожидания состоят в следующем, во-первых, так как данная теория подчинена идее поиска ответа на вопрос, как мотивация влияет на выполнение работы, то исходный постулат состоит в том, что исполнение определяется произведением значения двух факторов: возможности человека и его мотивация. Во-вторых, утверждается, что -мотивация задается произведением величины ожидания результатов первого уровня на величину валентности результатов первого уровня. И наконец, в-третьих, валентность результатов первого уровня задается произведением величины валентности результатов второго уровня на ожидания отдельных результатов второго уровня. Человек выбирает ту альтернативу, где будет выше мотивация,

Изложенные положения базисной модели теории ожидания можно проиллюстрировать на следующем примере. Допустим, у работника есть три варианта выполнения работы: 1) затрата больших усилий 2) затрата умеренных усилий и 3) затрата малых усилий. Оценки' по каждому из результатов даны в табл. 2.1.

УСИЛИЯ  
• Ожидание результатов второго уровня
Валентность результата     ИСПОЛНЕНИЕ  
  Ожидание результатов второго уровня
Валентность результата ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ НАКАЗАНИЕ (удовлетворенность)  

Рис. 2.9..Схематическое отображение теории ожидания

 

Вариант Результаты 1-го рода и их ожидание Результаты 2-го рода и их ожидание     Валентность результатов 2-го рода
Затраты больших усилий Высокий результат 0, 7 Похвала начальства   0, 8    
    Свободное время 0, 0    
  Премия   0, 5    
  Продвижение по работе   0, 3    
Средний результат 0, 2 Похвала начальства   0, 5    
  Свободное время   0, 0    
  Премия   0, 2    
  Продвижение по работе   0, 1    
Низкий результат 0, 1 Похвала начальства   0, 2    
  Свободное время   0, 0    
  Премия   0, 1    
Продвижение по работе   0, 0    
Умеренная плата   Высокий результат 0, 2 Похвала начальства   0, 2    

 

    Свободное время   0, 4        
  Премия   0, 4      
  Продвижение по работе   0, 1      
Средний результат   0, 6   Похвала начальства   0, 1      
  Свободное время   0, 4     •  
  Премия   0, 1        
  Продвижение по работе   0, 0        
Низкий результат   0, 2   Похвала начальства   0, 0      
  Свободное время   0, 4        

 

      Премия   0, 0    
      Продвижение по работе   0, 0    
Затраты малых усилий   Высокий результат   0, 1   Похвала начальства   0, 1    

 

      Свободное время Премия   0, 6 0, 1      
      Продвижение по работе   0, 0    
Средний результат   0, 2   Похвала начальства   0, 0    
      Свободное время   0, 6      
      Премия   0, 1    
      Продвижение по работе   0, 0    
Низкий результат     0, 7   Похвала начальства   0, 0    
      Свободное время   0, 6    
      Премия   0, 0    
      Продвижение по работе   0, 0    

Таблица 2.1. Оценка результатов

 

На основе данной таблицы можно рассчитать мотивационную силу для каждого из возможных вариантов поведения.

I вариант

Валентность результатов 1-го рода

Высокий результат

Валентность равна 2 х 0, 8 + 4 х 0, 0 + 1 х 0, 5 + 4 х 0, 3 = 3, 3

Средний результат

Валентность равна 2 х 0, 5 + 4 х 0, 0 + 1 х 0, 2 + 4 х 0, 1 =1, 6

Низкий результат

Валентность равна 2 х 0, 2 + 4х 0, 0 + 1 х 0, 1+4х 0, 0 = 0, 5

Мотивационная сила равна 0, 2 х 3, 3 + 0, 2 х 1, 6 + 0, 1 х 0, 5=2, 68

II вариант

Валентность результатов 1-го рода

Высокий результат

Валентность равна 2 х 0, 2 + 4 х 0, 4 + 1 х 0, 4 + 4 х 0, 1 = 2, 8

Средний результат

Валентность равна 2 х 0, 1 + 4 х 0, 4 + fx 0, 1 + 4 х 0, 0 = 1, 9

Низкий результат

Валентность равна 2 х 0, 0 + 4 х 0, 4 + 1 х 0, 0 + 4 х 0, 0 = 1, 6

Мотивационная сила равна 0, 2 х 2, 8 + 0, 6 х 1, 9 + 0, 2 х 1, 6 = 2, 02

III вариант

Валентность результатов 1 -го рода

Высокий результат

Валентность равна 2 х 0, 1 + 4 х 0, 6 + 1 х 0, 1 + 4 х 0, 0 = 2, 7

Средний результат

Валентность равна 2 х 0, 0 + 4 х 0, 6 + 1 х 0, 1 + 4 х 0, 0 = 2, 5

Низкий результат

Валентность равна 2 х 0, 0 + 4 х 0, 6 + 1 х 0, 0 + 4 х 0, 0 = 2, 4






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.