Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О том, что Божественное Провидение учреждает Государства и в то же самое время устанавливает Естественное Право Народов






 

Вследствие того Возникновения Государств, какое мы нашли еще в Веке Богов, первоначально Теократические, т. е. божественные, правления впоследствии преобразовывались в первые Человеческие, т. е. Героические, Правления (здесь они называются Человеческими в отличие от Божественных), хотя и во времена последних все еще продолжался Век Богов, - подобно тому, как великий поток царственной реки долго еще сохраняет в море и направление своего течения и пресную воду: ведь и тогда еще продолжали мыслить в религиозных образах, полагая, будто Боги делают все то, что делали сами люди; поэтому Царственные Отцы в состоянии Семей создали Юпитера; они же, замкнувшись в Сословие при зарождении первых Городов, создали Минерву; из своих послов, отправленных к восставшим клиентам, они создали Меркурия; и, как мы увидим немногим ниже, из Героических Морских разбойников они создали Нептуна. Во всем этом нужно особенно удивляться Божественному Провидению: оно прежде всего привело людей, которые имеют в виду поступать совершенно иначе, к страху перед Божеством, а Религия - это первая и основная база Государств. Затем благодаря Религии они осели на первых пустых землях, они их оккупировали прежде всех других, а первая оккупация - это источник всяческой собственности; так как самые сильные гиганты оккупировали земли на вершинах гор, где берут начало неиссякаемые источники, то и оказалось, что согласно установлению Провидения Гиганты очутились в местах здоровых, укрепленных и изобилующих водою, чтобы они могли там осесть и больше не скитаться; такими тремя качествами должны обладать земли, чтобы впоследствии на них возникали города. Потом посредством той же Религии Провидение предназначило им соединяться с определенными женщинами в постоянные и пожизненные содружества, а это - браки, признанный источник всяческой власти.

 

Впоследствии оказалось, что они вместе с этими женщинами основали Семьи, последние же - питомник Государств. Наконец, оказалось, что вместе с открытием Убежищ основаны и Клиентелы, чем подготовлялся тот материал, на основе которого вследствие первого Аграрного Закона возникли Города из двух составлявших их Общин людей - Общины повелевавших там Благородных и Общины повиновавшихся Плебеев (последних Телемах в одном высказывании у Гомера именует " иным народом", т. е. " народом подчиненным", в отличие от правящего народа, состоящего из Героев); отсюда вытекает материал Политической Науки, а последняя - не что иное, как наука повелевать и повиноваться в городах. И при самом возникновении Государств Провидение заставляет их зарождаться в форме аристократий, соответственно дикой и склонной к одиночеству природе первых людей; эта форма состоит, как удостоверяют также и политики, лишь в защите границ и сословий, а в пределах этих сословий — магистратур и законов; чтобы люди, совсем недавно обращенные к культуре, даже самою формой своего правления принуждены были в течение долгого времени оставаться замкнутыми в самих себе, отучаясь от злодейской и гнусной общности скотского и звериного состояния, в которое им грозила большая опасность попасть снова, вследствие их еще совсем недавнего звериного происхождения. И так как ум людей был направлен исключительно на частности, так как они не могли понимать общего блага, ибо привыкли совершенно не вмешиваться в частные дела других (как у Гомера Полифем рассказывает Улиссу, а в этом гиганте Платон признает Отцов Семейства в так называемом Естественном состоянии, т. е. предшествующем состоянию Городов), то Провидение самою Формой таких Правлений заставило их -объединиться со своим Отечеством ради сохранения столь великих личных интересов, как их Монархические Семейные интересы; последнее же они безусловно понимали; таким образом, независимо от какого бы то ни было своего намерения, они пришли к универсальному гражданскому благу, которое называется Государством. Итак, поразмыслим теперь на основе указанных выше, в главе " о Методе", божественных доказательств о той простоте и естественности, с которой Провидение установило эти человеческие вещи (хотя и ложно по смыслу, однако истинно говорили люди, что все делают Боги): сопоставляя огромное количество гражданских явлений, мы видим, что все они сводятся к четырем следующим своим причинам, являющимся, как это доказывается всем настоящим Произведением, как бы четырьмя элементами нашего Мира Гражданственности, - к Религии, Бракам, Убежищам и первому Аграрному Закону, о чем говорилось выше. Кроме того, нужно также поискать среди всех человеческих возможностей, могли ли столь многочисленные, разнообразные и отличные друг от друга вещи начаться иным путем, и более простым, и более естественным, среди тех самых людей, которые, по словам Эпикура, порождены Случаем или, по словам Зенона, влекутся Необходимостью: ни Случай их не отклонил, ни Рок их не вывел за пределы этого Естественного Порядка. Ведь в тот момент, когда Государства должны были зародиться, материал уже заранее был подготовлен и совершенно готов к восприятию формы: из этого возникло образование " Государство", состоящее из ума и тела. Подготовленным материалом были: собственные религии, собственные языки, собственные земли, собственные свадьбы, собственные имена, или роды, т. е. дома, собственное оружие и, следовательно, собственная власть, собственные магистратуры и, наконец, собственные законы; и раз - собственные, следовательно — высочайшие и безусловные; а раз — высочайшие и безусловные, то и совершенно свободные, и раз - совершенно свободные, то и конститутивные для истинных Государств, так как если хоть один из видов такого материала не собственный, то это лишь видимость Государства. И все это происходит потому, что всеми указанными выше причинами обладали прежде Отцы (persona) семейств, Монархи в Естественном Состоянии; объединившись в этот момент в Сословие, они породили Суверенную Гражданскую Власть, как и в Естественном Состоянии Отцы обладали Семейной Властью, первоначально подчиненной только Богу. Это Суверенное Гражданское Лицо образовалось из ума и тела. Ум принадлежал Сословию Мудрецов, какими они могли быть по природе при тогдашней высшей грубости и простоте; от этого осталось то вечное свойство, что без сословия Мудрецов государства кажутся государствами лишь с виду, на самом же деле это - мертвые тела без души. С другой стороны, тело образовано головою и другими меньшими членами тела; отсюда в Государствах осталось то второе вечное свойство, что одни должны в них пользоваться умом в делах Гражданской мудрости, другие - телом в ремеслах и искусствах, обязанных служить как во время мира, так и на войне; а вместе с тем - и третье вечное свойство, что ум всегда в Государствах повелевает, а тело должно неизменно служить.

 

Но вот что должно возбуждать особенное удивление: Провидение, вызывая к жизни Семьи (все они возникли благодаря познанию какого-либо Божества, - хотя вследствие незнания и неупорядоченности ни одной из них не было известно истинное божество, - причем каждая из семей имела собственные религию, язык, землю, свадьбы, имена, оружие, правительство и законы), в то же самое время вызывало к жизни и Естественное Право Gentes Majores, со всеми теми указанными выше особенностями, которыми впоследствии могли воспользоваться Отцы Семейств по отношению к Клиентам. Вызывая к жизни Государства, Провидение посредством аристократической формы, в которой они возникли, заставляет переходить Естественное Право Gentes Majores, т. е. Семей, существовавшее в Естественном Состоянии, в право Gentes Minores, т. е. народов, которое должно соблюдаться во времена Городов. Так как все указанные выше права составляли собственность Отцов семейств и были направлены против их плебеев, то отцы замкнулись в этот момент в естественное сословие против плебеев, а вместе с тем они замкнули и все указанные выше свойства в пределах своих Гражданских Сословий против плебеев, в чем и состоит самая суровая Форма Аристократии Героических Республик. Таким образом. Естественное Право Народов, соблюдаемое ныне народами и нациями, при возникновении Государств зародилось как принадлежность Суверенной Гражданской Власти. Поэтому народ или нация, которые не обладают внутри себя Суверенной Гражданской Властью, вооруженной всеми вышеназванными свойствами, не являются в собственном смысле народом или нацией и не могут осуществлять вовне, по отношению к другим народам или нациям. Естественное Право Народов, но как право, так и его осуществление будет принадлежать другому - высшему народу или нации. Итак, здесь мы на фактах снова нашли те свойства Естественного Права Народов, которые в " Новой Науке" мы рассматривали в идее более многословно, но меньше по существу. Если сопоставить рассмотренное здесь с тем, что Герои первых Городов, как было указано выше, называли себя Богами, то это даст нам исчерпывающее объяснение изречению: jura a Diis posita450, которым обозначаются установления Естественного Права Народов. Однако позже, когда вслед за этим последовало Естественное Право Человечных Людей, о чем многократно говорил нам выше Ульпиан (в этом праве Философы и Моралисты-Теологи возвысились до понимания полностью раскрытого Естественного Права Вечного Разума), тогда это изречение перешло соответственно на обозначение Естественного Права Народов, установленного истинным Богом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.