Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






К человеку, человека к Богу и людей друг ко другу






 

Царство Божие есть царство Любви, ибо «Бог есть Любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4, 16).

Бог Отец зовет человека к Себе. «Ибо так возлюбил Бог мир, что от­дал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16). И хотя человек согре­шил перед Богом, но любовь Божия к нему не оскудела. Нужно толь­ко покаяться грешнику в своих преступлениях, и тогда он испытает на себе любовь Божию и войдет в Царство Небесное. Тогда небо при­клонится к земле, а душа человеческая возвысится до неба.

 

14. 1. Притча о пропавшей овце

 

Лк. 15, 1-7

 

Как бы ни был грешен человек, как бы далеко он ни отошел от Бога, он не должен отчаиваться, так как любящий Господь ищет именно грешную душу, зовет ее к Себе, стучится в ее сердце. Это хорошо чувствовали мытари и грешники, приходившие слу­шать проповеди Христа.

Господь всегда шел навстречу всем сознающим свою грехов­ность и желающим изменить свой жизни. Если надо было для спасения грешника идти к нему в дом, Он шел; если надо было возлечь с ним за трапезу, Он не пренебрегал и ел с ним. И когда фарисеи возроптали на Него, говоря: «Он принимает грешников и ест с ними», ¾ Христос сказал им следующую притчу: «Кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста де­вяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью и, придя домой, со­зовет друзей и соседей и скажет им: «порадуйтесь со мною: я на­шел мою пропавшую овцу».

«Найти пропавшую овцу», ¾ значит вызвать в душе грешни­ка спасительное чувство покаяния и готовность в корне изменить свой образ жизни.

Такой же смысл имеет и притча о драхме.

 

14. 2. Притча о потерянной драхме

 

Лк. 15, 8-10

 

Человек бесценен в очах Божиих, и Бог ищет обращения грешника в продолжении всей его жизни.

«Какая женщина, ¾ сказал Христос фарисеям, ¾ имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет, а найдя, созо­вет подруг и соседок и скажет: «порадуйтесь со мною: я нашла по­терянную драхму».

В этой притче под мелкой монетой ¾ «драхмой» ¾ надо пони­мать душу человека. И как бы эта душа ни казалась в глазах лю­дей ничтожно малой ¾ перед Богом, Владыкой неба и земли, она имеет великую цену. И пусть знает всякий грешный, потеряв­шийся человек, что не забыт он у Бога. Бог ищет грешника, лишь бы грешник через глубокое чувство покаяния сам нашелся в Боге и зажег в себе огонь ответной любви к Творцу. И тогда, как сказал Христос в притче о заблудшей овце, «на небесах более радости бу­дет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии».

 

14. 3. Притча о блудном сыне

 

Лк. 15, 11-32

 

Как уже было сказано выше, первым шагом для восхожде­ния в Царство Божие – Царство Любви – является покаяние, признание своих грехов и действительное желание начать но­вую жизнь. И чтобы понятнее было, как безгранична любовь Бо­жия к людям и какую радость дает человеку искреннее покая­ние, Господь рассказал народу глубокую по своему духовному смыслу притчу о блудном сыне.

«У одного человека, ¾ сказал Господь, ¾ было два сына. Младшему надоело быть под опекой отца, ему захотелось по­жить веселой, разгульной жизнью подальше от родительско­го дома. С этой целью он взял часть родительского имения, которую отец ему выделил, и ушел в далекую страну. Здесь он стал жить со «своими друзьями» вольготно и весело. Но живя распутно, он быстро растратил все свое достояние и превратился в нищего. К тому же мнимые друзья покинули его, и он остался совсем одиноким. Наступившая нужда, а за­тем голод заставили его наняться пасти свиней у одного из жителей той страны. Голод настолько мучил его, что он рад был наполнить свой желудок пищей для свиней, но никто не позволял ему это делать.

Во время своей беспутной жизни блудный сын ни разу не по­думал об отце, и только теперь, когда дошел до отчаянного поло­жения, вспомнил о нем и с чувством глубокого покаяния сказал: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода. Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: «От­че! я согрешил против неба и перед тобою и уже недостоин назы­ваться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих».

И вот он, голодный, оборванный и усталый, встал и пошел с покаянным сердцем к своему отцу. Чем ближе подходил он к от­чему дому, тем все сильнее совесть обличала его: «Что же скажут мне мои отец и брат?»

Но любящее отцовское сердце уже почувствовало приближа­ющегося к нему блудного сына. И когда он был еще далеко, уви­дел его отец, побежал к нему навстречу, обнял его, нищего и убо­гого, и целовал его. Отец все простил раскаявшемуся сыну, а сво­им слугам сказал: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги, и приведите откорм­ленного теленка и заколите: станем есть и веселиться, ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». И в доме отца началось веселие... Но среди веселящихся не было только стар­шего сына. Он в это время работал на поле.

Узнав, что вернулся его блудный брат и что отец устроил пир по этому случаю, он рассердился и не захотел даже войти в дом, чтобы поприветствовать своего брата. А когда отец вышел позвать его, то он с обидой и упреком сказал: «Я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а ког­да этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, при­шел, ты заколол для него откормленного теленка».

Но отец на эту обиду кротко сказал ему: «Сын мой! ты всегда со мной, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и весе­литься, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся».

Эта притча Христова говорит о безграничной любви Бога к людям. Здесь под отцом разумеется Бог, а два его сына – это лю­ди, т. е. все грешное человечество. «Младший сын» согрешил тем, что не пожелал служить отцу, покинул дом и, унеся с собой все свое имущество, решил жить «по своей воле», т. е. эгоистической «независимой» жизнью. Но вскоре, промотав все добро, получен­ное в родительском доме, он стал нищим и одиноким. Подобно «младшему сыну», и многие люди, получив от Небесного Отца бесценные духовные сокровища, не хотят жить по Его запове­дям. Они отворачиваются от Бога, уходят от Него на «страну да­лече» и там живут по своим прихотям, утопая в страстях и поро­ках. Но, порвав связь с Небом, душа человеческая постепенно ду­ховно пустеет, личность разлагается, и человек превращается в животное, т. е. продолжает жить только своими животными ин­стинктами.

С другой стороны, «старший сын», хотя все время жил и ра­ботал в доме отца, но духовно все же был далек от него. Не любя и не жалея брата, он, по-видимому, оторвался и от единства с от­цом. Он роптал на отца и осуждал его за любовь и милосердие, оказанное им возвратившемуся блудному сыну. Он даже не захо­тел назвать своего младшего брата братом и не вошел в дом, что­бы встретиться с ним и порадоваться его спасению.

Разумеется, в образе «старшего сына» Христос показал книжников и фарисеев, но и не только их... Здесь показаны те лю­ди, которые всю свою жизнь хотя внешне и исполняют заповеди Божий, но в сердце своем остаются эгоистами и не имеют любви к ближним своим.

И все же, несмотря на греховность своих сыновей, отец звал их обоих и раскрывал им свои объятия.

Когда младший сын с покаянным сердцем пришел к отцу, он простил ему, с радостью принял его в дом и вернул сыновнее до­стоинство.

К старшему сыну отец тоже вышел навстречу и нежно просил его разделить с ним семейную радость.

Неизвестно, дошел ли до сердца старшего сына зов отца, явился ли он в дом на пир радости и любви. Но младший был уже в доме и разделял с отцом и друзьями радость примирения.

Так исполнились слова Христа, сказанные фарисеям в прит­че о двух сыновьях: «Истинно говорю вам, что мытари и блудни­цы вперед вас идут в Царствие Божие...» (Мф. 21, 31).

 

14. 4. Притча о милосердном самарянине

 

Лк. 10, 25-37

 

Во время проповеди в Галилее один законник, желая иску­сить Господа, спросил у Него: «Учитель! что мне делать, чтобы на­следовать жизнь вечную?»

Христос посмотрел на лукавого законника и в свою очередь спросил его, как об этом говорит Священное Писание. На вопрос Христа законник дословно повторил заповедь, содержащуюся во «Второзаконии» (6, 5) и в книге «Левит» (19, 18), о любви к Бо­гу и ближним. Тогда Христос сказал ему: «Правильно ты отвечал; так поступай (как сказано в Законе. – Авт.), и будешь жить».

Законник был смущен. Ему стало неловко, что он «иску­шал», т. е. неискренно спрашивал Христа о том, что и сам пре­красно знал. Тогда, желая оправдать себя, он спросил Иисуса: «А кто мой ближний?»

На этот вопрос Господь ответил законнику рассказом притчи о милосердном самарянине.

«Некоторый человек, ¾ сказал Он, ¾ шел по дороге из Иеруса­лима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым». Мимо умирающего прошел священник, а потом левит, но ни тот и ни дру­гой, служители Божий, не оказали несчастному помощи. Но вот на дороге появился еще один путник. Это был самарянин, чужестра­нец и враг иудеев. Увидев израненного еврея, добрый самарянин сжалился над ним, омыл и перевязал его раны, посадил на своего осла и привез в ближайшее селение; там он поместил его в гости­ницу и вообще хорошо о нем позаботился. А на другой день, от­правляясь в путь, он оставил больного на попечение хозяину гос­тиницы, которому дал денег и сказал: «Позаботься о больном; и если издержишь что больше, я, когда возвращусь, отдам тебе».

Таким образом, помощь, оказанная самарянином, была внима­тельна, любовна и серьезна, без ожидания какой-либо награды или выгоды. Одним словом, это было действие «милующего сердца».

Закончив притчу, Господь спросил блюстителя закона: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойни­кам?» Законник ответил: «Оказавший ему милость».

Тогда Иисус сказал ему: «Иди, и ты поступай так же». Из этих заключительных слов Христа совершенно ясно, что ближний нам – это всякий нуждающийся в нашей помощи человек.

Итак, если в Ветхом Завете для еврея был ближним только еврей, то Христос упраздняет все национальные, расовые, ре­лигиозные и политические границы. Во Христе все люди бра­тья, а потому и все ближние, так как все люди – дети одного От­ца Небесного.

Проявленное милосердие к любому человеку открывает дверь к братопознанию, а это ведет к Богопознанию. Сострадание и ми­лосердие есть колыбель Божественной любви в сердце человека. Чем ближе сердце человека к брату, тем оно становится ближе к Богу. И наоборот. Эту истину замечательно выразил святой по­движник Авва Дорофей в своем символическом круге.

Не любя своего ближнего, нельзя любить Бога и невозможно войти в Царство Отца Небесного. Поэтому, кто прошел мимо стра­дающего человека, не оказав ему никакой помощи, тот потерял путь в Царство Небесное.

 

14. 5. Притча о мытаре и фарисее

 

Лк. 18, 9-14

 

Эту притчу Господь произнес в обличение фарисеев, боль­шинство из которых были самоуверенны и считали себя правед­никами. Но самоуверенность - ложный путь, он не приводит в Царство Божие. Самоуверенный человек не склонен признавать своих ошибок. Чувство раскаяния ему чуждо, тогда как без этого чувства, т. е. без покаяния в своих грехах, он никогда не сможет найти путь к своему спасению. Покаяние перерождает человека. Оно делает его счастливым и дает радость. Но покаянию предше­ствует смирение. Без преодоления в себе самолюбия и гордости радость покаяния не приходит. Если человек и признает себя ви­новным, но будет оправдывать себя, а обвинять других и не сми­рится перед Богом, ¾ то покаяние его не будет глубоким, а правед­ность останется только формальной, показной, «фарисейской».

«Два человека вошли в храм помолиться, ¾ сказал Христос, ¾ один фарисей, а другой мытарь. Фарисей стал впереди, чтобы все видели его молящимся. Считая себя праведником, он не просил у Бога милости, а лишь благодарил Его: " Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбо­деи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю".

Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: " Боже! будь милостив ко мне грешнику! "»

Фарисей возвысил себя и унизил мытаря, а Господь оправдал молитву грешного мытаря и осудил мнимую праведность фари­сея. Без всякой радости в сердце пошел фарисей в дом прежним надутым ханжой, а в смиренной, кающейся душе мытаря шевель­нулось живое чувство сожаления о своих грехах и надежда на ми­лосердие Божие!

«Сказываю вам, ¾ заключил эту притчу Господь, ¾ что сей по­шел оправданным в дом свой более, нежели тот»...

 

14. 6. Притча о судье неправедном

 

Лк. 18, 1-8

 

Эта притча говорит о необходимости постоянного молитвен­ного предстояния человека перед Богом. Как бы ни было челове­ку иногда тяжело в жизни и как бы ни казалось ему его житей­ское горе невыносимым, он должен не впадать в уныние, но не­престанно молиться Богу с глубокой верой, что защита придет вскоре.

«В одном городе, ¾ сказал Христос, ¾ был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В этом же городе жила бедная вдо­ва, которая постоянно ходила к этому судье с просьбой защитить ее от несправедливых требований соперника. Все ее просьбы были бе­зуспешны, но тем не менее она продолжала просить судью о помо­щи. Наконец судье надоели эти частые посещения и просьбы вдовы и он решил помочь ей. Он так сказал сам себе: «Хотя я и Бога не бо­юсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защи­щу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне».

Окончив притчу, Господь сказал народу: «Слышите, что гово­рит судья неправедный? Если он, будучи неправедным, все-таки помог несчастной вдове, которая неотступно просила у него защи­ты, то Бог ли – Судья праведный, не защитит избранных Своих, вопиющих к нему день и ночь, хотя и медлит защитить их? ска­зываю вам, что подаст им защиту вскоре».

Неправедный судья защитил вдову, чтобы избавиться от ее назойливости, чтобы она никогда не являлась ему на глаза, а ми­лосердный Господь защищает человека так, чтобы человек на­всегда остался с Богом.

Постоянство и настойчивость молитвы укрепляет связь чело­века с Богом Отцом. Чем чаще и настойчивее молитва, тем вернее придет спасение.

Однако среди людей постоянство молитвы и глубокой веры в Бога является большой редкостью. Вот почему в заключение притчи Христос сказал: «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?»

Этот вопрос Господа нашего Иисуса Христа и по сей день на­стораживающе стоит перед сознанием каждого христианина.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.