Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проповедь Иисуса Христа в Иудее






И последнее свидетельство о Нем Иоанна Крестителя

Ин. 3, 22-36

 

Когда окончились дни праздника Пасхи, народ начал расхо­диться из Иерусалима. Христос со Своими учениками также оста­вил древний город и пошел на берега Иордана, где продолжал проповедовать и крестить святой Иоанн. Здесь ученики Христовы начали крестить людей крещением Иоанновым. Но Сам Христос не крестил, а поучал народ, совершая чудеса исцеления. Слава о новом Проповеднике росла все больше и больше среди народа, так что даже возник спор иудеев с учениками Иоанновыми о том, чье крещение лучше очищает: Христово или Иоанново.

За разрешением этого вопроса ученики обратились к Иоанну Крестителю, говоря: «Равви! Тот, Который был с тобою при Иор­дане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему». В ответ на просьбу учеников святой Иоанн Креститель напомнил им, что в мире все совершается по Помыслу Божию, и поэтому ту миссию, какую взял на Себя Иисус из Назарета, Он не смог бы исполнять, если бы Ему не было дано свыше.

«Не я Христос, но я послан пред Ним, ¾ говорил он открыто сво­им последователям. ¾ Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жени­ха. Сия-то радость моя исполнилась». Таким иносказанием (прит­чей) убеждал Иоанн своих учеников в Мессианском достоинстве Ии­суса Назарянина. «Поэтому, Ему должно расти, ¾ продолжал Крес­титель, ¾ а мне умаляться. Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли».

Это было последнее всенародное свидетельство Иоанна Крес­тителя об Иисусе как Истинном Мессии. Он как бы говорил сво­им последователям: «Мое служение заканчивается, теперь идите к Нему. Он есть Тот истинный Мессия, Сын Божий, Которого столько веков ожидал израильский народ. Кто будет веровать в Него, тот спасется, а не верующий в Сына – отвергает Бога, и за это будет отвергнут Богом. Веруйте же в Иисуса, как Сына Бо­жия, обещанного вам Христа – Мессию; а меня признавайте, как я и говорил вам раньше, рабом Его, недостойным даже развязать ремень обуви Его. Идите же к Нему и следуйте за Ним!» ¾ это бы­ло предсмертное завещание Предтечи своим ученикам.

Вскоре после этого свидетельства св. Иоанн Креститель за об­личение незаконного сожительства Ирода Антипы и Иродиады был посажен в темницу в крепости Махеронт.

Беседа Иисуса Христа с самарянкой

Ин. 4, 7-42

 

Слух о том, что Иисус из Назарета проповедует на Иордане и толпы народа идут к Нему, быстро облетел всю Иудею и серьез­но обеспокоил членов Синедриона. Они срочно послали на Иордан своих людей, чтобы те неотступно ходили за новым Проповедни­ком и следили за Его деятельностью. Фарисеи делали все возмож­ное, чтобы воспрепятствовать распространению проповеди Хрис­та в Иудее. Поэтому Господь покинул берега Иордана и с ученика­ми направился в Галилею. Путь шел через Самарию.

Жители этой области с древних времен по религиозным при­чинам враждовали с иудеями. Иудеи считали самарян хуже язычников, старались с ними не встречаться и обходили их селе­ния. Самаряне воздавали иудеям тем же самым и не ходили в Ие­русалим на молитву. Они построили себе храм на горе Гаризим и считали его местом истинного поклонения Богу.

Но Господь, пришедший спасти всех людей без различия цве­та кожи и национальной принадлежности, не пренебрегает сама­рянами. Он идет к ним, так как и они дети Отца Небесного.

Был жаркий полдень, когда Христос со Своими учениками подошел к древнему городу Сихем (Сихарь). Утомленный, Иисус Христос сел отдохнуть у колодца Иакова, из которого окрестные жители черпали воду с незапамятных времен. Ученики тем вре­менем отправились купить пищи в город, а Господь остался один, погруженный в Свои Божественные думы.

Между тем к колодцу с кувшином подошла женщина сама­рянка, чтобы набрать воды. Страдая от жажды, Христос не мог не обрадоваться ее приходу, и лишь только она почерпнула воды из колодца, Он обратился к ней с просьбой: «Дай Мне пить».

По одежде и языку женщина сразу увидела, что незнакомец иудей, и удивленно ответила Ему: «Как Ты, будучи Иудей, про­сишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сооб­щаются».

Спаситель, увидев простодушие и искренность самарянки, за­хотел просветить ее великими истинами, постигнуть которые не дано было величайшим мудрецам древнего мира. Возводя ее мысль от простой вещественной воды, утоляющей временно телесную жажду, Он напоминает ей о существовании другой «воды» ¾ благо­дати Божией, утоляющей жажду духовную. «Если бы ты знала дар Божий, ¾ сказал Он удивленной женщине, ¾ и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую». «Господин! ¾ в недоумении ответила Ему самарянка. ¾ Тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя во­да живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?»

Не отрицая хорошего качества воды колодца Иакова, Хрис­тос говорит самарянке, что «всякий, пьющий воду сию, возжаж­дет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек...»

Под «живой водой» Господь имеет в виду Свое благодатное учение, которое утоляет духовную жажду души человеческой и приводит ее к вечной жизни. Все земное, даже самые возвышен­ные человеческие учения, никогда не утолят духовной жажды, ибо бессмертная душа человеческая жаждет глаголов вечной жизни и без них – умирает. «Напившись живой воды» ¾ благодат­ного учения Христова, человек уже сам становится источником этого учения, ведущего людей в жизнь вечную.

Но самарянка, сердце и сознание которой были заполнены су­етой мира сего, не смогла сразу уразуметь смысла слов Господ­них. Она все думает о физической воде и просит Христа: «Госпо­дин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не прихо­дить сюда черпать».

Желание избавиться от труда и хорошо устроиться в матери­альном плане без духовного совершенствования – это свойственно не только самарянке... Она еще не понимает, что Господь зовет ее к духовному преображению, к спасению. Но для духовной жизни нужно очищение совести, покаяние в своих грехах. И Господь пробудил душу самарянки к покаянию. Он говорит ей: «Пойди, позови мужа твоего и приди сюда». Эти слова болезненно подей­ствовали на совесть женщины, и она смущенно ответила Ему: «У меня нет мужа».

Господь одобряет ее искреннее признание и добавляет: «Правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять му­жей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе?» Эти слова Гос­пода, как гром, поразили самарянку. Она, удивленная тем, что неизвестный путник видит насквозь ее душу, сама признала себя грешницей и благоговейно воскликнула: «Господи! Вижу, что Ты пророк». Только теперь сознание самарянки пробудилось от ду­ховной спячки и у нее возник интерес к религиозным вопросам.

Она стала спрашивать Иисуса Христа о глубочайших вопросах духовной жизни, о том, что составляло «святая святых» ее души: Кто есть Бог и где Ему молиться; на горе Гаризим или в Иерусали­ме? Чья вера правильная – иудейская или самарянская?

«Поверь Мне, ¾ ответил ей Христос, ¾ что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться От­цу... Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине».

Самарянка была еще более удивлена таким учением незна­комца, но тут же решила отложить решение этого вопроса до при­шествия ожидаемого Мессии. В ответ на свои мысли она услыша­ла от Христа глубоко поразившие ее слова: «Нет надобности вам ждать Мессию, Он пришел, и это Я, Который говорю с тобою».

Этой простой неграмотной женщине Спаситель говорит о глу­бочайшей сущности религии духа и впервые открывает ей тайну Своего пришествия.

Какое разительное отличие от Сократа, для которого женщи­на только служанка, и Будды, который считал женщин низшими существами и запрещал своим ученикам разговаривать с ними.

До Христа история не знала полного уважения к женщине.

Между тем пораженная и изумленная самарянка, оставив во­донос, побежала в город рассказать людям о своей чудесной встре­че. Вместо вещественной воды она несет в Сихем «воду живую», которая утолила жажду людских сердец.

Самаряне толпами пошли к колодцу Иакова, чтобы убедить­ся своими глазами в пришествии Мессии.

А в это время у колодца ученики предлагали Иисусу пищу. Господь же ответил им, что Его пища заключается в том, чтобы творить волю Отца Его Небесного. Затем, указывая им на прибли­жающиеся толпы самарян, Господь сказал: «Вы говорите, что еще четыре месяца до жатвы. Взгляните на эти поля, как они по­желтели для духовной жатвы. Вы будете радостно пожинать жат­ву, которую Я посеял трудом и страданиями».

Многие самаряне уверовали во Христа, а Господь, пробыв у них два дня, пошел из Сихема в Галилею.

Церковное предание говорит, что самарянка впоследствии стала мученицей с именем Фотина.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.