Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сознание и контроль действия 9 страница






Канадско-американская исследовательница Марлен Берманн (на­пример, Behrmann & Tipper, 1999) показала, что в ряде случаев воспри­ятие предметов может компенсировать выпадение пространственного осознания. Она показывала пациентам предметы, которые затем пере­мещались или поворачивались, так что некоторые их части теперь нахо­дились в обычно игнорируемой половине пространства. Оказалось, что в этом случае работа с объектами в целом и с их фрагментами, располо­женными в обычно игнорируемой половине пространства, возможна, что доказывает компенсаторное влияние уровня предметного восприятия D на выпадения пространственного поля. Имеются данные о возмож­ности выделения семантики, то есть влиянии еще более высокого уров­ня концептуальных структур Ε (см. 5.3.3). При показе в игнорируемой части полупространства изображений предметов пациенты не могут их назвать или опознать в прямом тесте на память. Но если им дается впоследствии задача лексического решения, то ее результаты свиде­тельствуют об имплицитной обработке неопознанных изображений: слова, семантически с ними связанные, ведут к значительно более быс­трым ответам (McGlinchey-Berroth et al., 1996).

Самые яркие примеры уровневых эффектов при синдроме игнориро­вания полупространства были описаны в исследованиях нескольких глу­хонемых пациентов, проведенных известной американской исследова­тельницей, психолингвистом и нейролингвистом Урсулой Белуджи и ее коллегами (Poizner, Klima & Bellugi, 1987). В непосредственном вос­приятии и в своих предметных действиях эти пациенты демонстриру­ют типичную картину игнорирования левой половины пространствен­ного окружения. Ситуация, однако, резко меняется, когда они начинают

47 Почему относительно редки случаи игнорирования правой половины пространства? Возможно, ответ состоит в различиях репрезентации пространства в левом и правом по­лушариях. Более компетентным оказывается правое полушарие, которое репрезентирует окружение в целом. Левое полушарие, напротив, репрезентирует только контрлатераль­ное, правое полупространство. Поэтому при поражениях левого полушария правое спо­собно компенсировать частичное выпадение контроля за правой половиной простран­ства и продолжает контролировать левое полупространство. При поражениях правого полушария левое способно компенсировать лишь ослабление контроля за правым полу-344 пространством, но не выпадение левого полупространства.


общаться между собой, используя для этого язык жестов. Непосред­ственное пространственное окружение используется в языке жестов для символического размещения упоминаемых в разговоре персонажей и пред­метов, что позволяет затем ссылаться на них в ходе разговора в упрощен­ном режиме, просто указывая пальцем в направлении соответствующей области пространства. Как оказалось, глухонемые пациенты с выражен­ным синдромом игнорирования левой половины окружения столь же часто и одинаково эффективно используют при этом левое полупрост­ранство, как и правое (!). Такая диссоциация процессов ориентации в физическом и в символическом окружении может свидетельствовать о недостаточной дифференцированности современных нейрокогнитив-ных моделей, включая и наиболее совершенную из них теорию трех си­стем внимания Познера (см. 4.3.3).

Итак, наметившийся в современных когнитивных и, в особенности, нейрокогнитивных исследованиях подход к проблеме сознания во мно­гом напоминает проверенное временем древнеримское правило «Разде­ляй и властвуй». Следует признать, что наше сознание лишь кажется однородной субстанцией48. Феномены сознания специфически связаны с уровневой организацией познавательных процессов, отражая содер­жания работы актуально ведущего уровня. Надо сказать, что на каждом из потенциально возможных уровней, равно как и при переходах меж­ду уровнями, это содержание выполняет важнейшую функцию интег­рации относительно автономных («модулярных») механизмов нейрофи­зиологической обработки. Можно предположить, что по мере того, как будут уточняться детали процессов эволюционного развития и общей уровневой организации управления поведением, будет проясняться и мировая загадка научного объяснения сознания (см. 8.4.3). Одной из центральных областей применения идей уровневой организации, пря­мо связанной с различением нескольких форм осознания, стала в пос­ледние годы психология памяти, к рассмотрению проблем и методов которой мы сейчас и переходим.


48 Проблема возможной множественности форм сознания относительно нова и даже необычна для европейской философской мысли, лишь в последнее время, а именно уже в 20-м веке допустившей различение обыденного и рефлексивного сознания (см. 1.3.1). Вместе с тем, это стандартная точка зрения для классической индийской философии, понятийный аппарат которой в какой-то степени предвосхитил некоторые возникающие сегодня в когнитивной науке классификации.









© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.