Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Là__ 3 страница






Окажется ли нейроредукционизм успешнее своих предшественни­ков? На этот счет возникают определенные сомнения. Во-первых, со­временная нейрокогнитивная парадигма не полна. Как отмечалось, она до сих пор игнорирует нейрогуморальную составляющую работы мозга (см. 2.4.3 и 9.4.3). Далее, успеху модулярного нейроредукционизма пре­пятствует обилие данных о пластичности нейронных структур, а глав­ное, о связи их изменений с характером деятельности35. К этим дан­ным относятся, например, сообщения о случаях вполне нормального

3S На этом, в частности, строится практика нейрореабилитацш пациентов с пораже­
ниями головного мозга. Компенсаторные изменения возможны и в пожилом возрасте,
хотя часто они недостаточны для серьезного улучшения самочувствия и востановления
деятельности. Нейропластичность находится сегодня в центре внимания наиболее талант­
ливых исследователей, как типичная научная головоломка, не укладывающаяся в парадиг­
му модулярной когнитивной нейронауки (см. 9.1.1). Многие вопросы, однако, были по­
ставлены значительно раньше, в период, предшествовавший Второй мировой войне (Бер-
нштейн, 2003). 337


речевого и когнитивного развития детей с измененной геометрией и значительно уменьшенной массой головного мозга (Lewin, 1980). Кли­нические и экспериментальные исследования последних лет выявили многочисленные перестройки в области сенсорных и сенсомоторных функций, показав, например, что чтение шрифта Брайля может осуще­ствляться с существенным участием структур зрительной коры, а игра ' на скрипке ведет к расширению и дифференциации кортикальных реп­резентаций пальцев левой руки.

С философской точки зрения, речь идет о новом витке давнего противостояния функционализма и структурализма (см. 1.2.3). Совре­менные функционалисты, в том числе X. Патнам и Дж. Фодор, счита­ют, что связь между некоторой функцией и реализующим ее субстра­том неоднозначна. Тезис о множественной реализуемости ментальных функций в физико-химических состояниях материи можно пояснить следующим гипотетическим примером. Допустим, что однажды к нам все-таки прилетели инопланетяне, причем ведут они себя по отноше­нию к землянам вполне лояльно. Их система коммуникации нам не­понятна, но ясно, что в своем пищевом поведении они избегают алко­гольных напитков и, напротив, при каждом удобном случае выливают в ротовое отверстие молоко. В результате случайного стечения обстоя­тельств один из пришельцев погибает. Пусть далее при аутопсии вы­ясняется, что в его голове нет ничего похожего на наш мозг, а только фиолетовая желеобразная масса. Это последнее открытие никак не по­влияет на наше общее описание психологии пришельцев, которые ос­танутся для нас дружелюбными существами, любящими молоко (Bickle, 2003)36.

Дж. Фодор (Fodor, 1998) отмечает два ограничения нейроредукцио-низма. Первое состоит в том, что он может быть только «домено-специ-фичным», различным для разных онтологических областей. Так, наши мысли и чувства определяются состояниями биотканей, гипотетические ментальные состояния робота — работой микросхем, психика зеленых скользких пришельцев — чем-то третьим. Второе ограничение связано, по его мнению, с изменением функции одних и тех же структур мозга с течением времени, как вследствие обучения, так и в результате одновре­менного выполнения других задач. Нейропсихологические исследова­ния содержат множество указаний на подобную подвижность структур­но-функциональных отношений (см. 1.4.2).

36 «А если Ариост и Тассо, обворожающие нас, чудовища с лазурным мозгом и чешуей из влажных глаз?» (Мандельштам, 1933). Признание правомерности тезиса о множествен­ной реализуемости на самом деле важно, прежде всего, для сохранения веры в возмож­ность полноценного искусственного интеллекта (см. 9.2.2). Заметим, что мы едва ли стали бы продолжать считать внеземных гостей дружественными любителями молока, если при аутопсии в их головной коробке были бы обнаружены явные следы искусственного про-338 исхождения, например соединенные между собой микросхемы.


Конечно, природа философских споров такова, что они не могут получить столь простого разрешения. При желании, этим же аргумен­там можно дать и нейроредукционистскую интерпретацию, подчеркнув, например, что процессы обучения обязательно сопровождаются изме­нениями нейронных структур и их взаимосвязей (см. 5.3.4). Как нам ка­жется, этот сложный вопрос лучше трактовать по аналогии с проблемой вычислимости в искусственном интеллекте — хотя в принципе машина Тьюринга может вычислить любую аналитическую функцию, практи­ческая эффективность ее работы явно ограничена (см. 2.1.1 и 9.2.2). Иными словами, хотя в принципе нейроредукционизм возможен, он ни­когда не станет практически эффективным подходом.

В связи с вопросом об эффективности отдельных парадигм полез­но выбрать крупную практическую задачу и рассмотреть возможный вклад каждого из этих общих подходов в ее решение. По-видимому, наиболее амбициозной задачей для психологии в целом является ре­конструкция содержательной стороны ментальных состояний человека. В нашей повседневной жизни мы постоянно и не совсем безуспешно занимаемся расшифровкой внутренних душевных состояний, знаний и намерений других людей, опираясь на средства индивидуальной теории психики, знание типичных сценариев поведения и, конечно, на анало­гию с собственными состояниями: Насколько полной может быть по­добная реконструкция (так сказать, Mind reading), основанная на при­менении всего арсенала методов поведенческих и когнитивных нейронаук? Складывается впечатление, что в наметившихся парциаль­ных решениях этой задачи комбинация анализа внешнедвигательного поведения и интроспективных отчетов, по меньшей мере, столь же эф­фективна, как и использование физиологических методов, в частности, связанных с картированием активности мозга.

До начала эры нейровизуализации такие методы исследования, как ЭЭГ, позволяли получить лишь сравнительно слабые результаты, с точ­ки зрения решения указанной задачи. Например, они давали возмож­ность определить спит человек или бодрствует, а если бодрствует, то дер­жит ли глаза открытыми (при этом происходит десинхронизация альфа-ритма). С помощью функционального магнитно-ядерного резо­нанса (фМРТ) можно с вероятностью 80—90% угадать, о какой из не­скольких простых категорий размышляет испытуемый (см. 6.1.3). Но и этот результат оставляет много вопросов открытыми, причем ответить на них без сознательного и честного участия испытуемого невозможно. Это вводит в рассмотрение методы, основанные на интроспекции и вербаль­ных ответах. Возможности расширяются еще более, если используются поведенческие методики. Даже искренность испытуемого не является здесь критическим условием. Как показал А.Р. Лурия (2002) в своей ран­ней методике сопряженной двигательной реакции (она оказалось прооб­разом детектора лжи), с помощью анализа непроизвольных изменений моторики можно определить знания испытуемого независимо от того,



намерен ли он сотрудничать с эксперементатором37. Трудоемкие нейро­физиологические показатели лжи, такие как активация префронтальной коры и передней поясной извилины, менее специфичны. Они могут го­ворить лишь о высокой степени мобилизации произвольного внимания (см. 9.4.3).

Прогресс в объективизации перцептивного сознания связан с исполь­зованием данных о тонких особенностях глазодвигательного поведения. Разработанная нами методика ландшафтов внимания (см. 4.4.3), опира­ющаяся на быструю видеообработку данных о движениях глаз, позволя­ет определить распределение внимания в пространстве изображения и, используя это распределение (или «ландшафт») в качестве фильтра, во-первых, устранить из изображения те детали, которые не могли быть восприняты, и, во-вторых, подчеркнуть информацию, привлекшую зри­тельное внимание наблюдателя/актора. Более того, в ее новейшем раз­витии эта методика позволяет различать специфические вклады различ­ных нейрофизиологических механизмов, визуализируя то, каким образом одна и та же сцена была «увидена» механизмами разных эволю­ционных уровней когнитивной организации, а именно амбьентного (ба-зальные ганглии и заднетеменная кора) и фокального (нижняя височная извилина, передняя поясная извилина, вентромедианные отделы пре­фронтальной коры) зрительного внимания (см. 3.4.2).

На рис. 9.7 это различие показано на примере картины Эдгара Дега «Хлопковая биржа в Новом Орлеане» (Величковский, 2003). Легко ви­деть, что фокальное внимание зрителя имеет интерсубъектный характер. В отличие от амбьентного зрения, в равной степени выделяющего лю­дей и неодушевленные предметы, фокальные механизмы обычно на­правлены на других людей, а также на содержания их фокального вни­мания. На картине Дега — это газета в случае одного из персонажей и растираемые между пальцами волокна хлопка в случае другого. К этому же общему выводу приводит анализ восприятия других сложных сцен (ср. рис. 4.20). Можно надеяться, что методика ландшафтов внимания поможет в решении целого ряда практических вопросов, таких как вы­явление оснований для вынесения технических и медицинских заклю­чений на базе невербальной информации, поддержка состояний совме­стного внимания при коммуникации, повышение надежности человеко-машинных систем, улучшение дизайна реальных и виртуаль­ных технических продуктов (см. 7.4.3).

Плюралистическая методология не просто дополняет, но и коррек­тирует доминирующий в последнее время неирокогнитивныи подход.

37 Складывается впечатление, что полиграфический вариант детектора лжи, опираю­щийся на регистрацию вегетативных показателей работы нервной системы (кожно-галь-ванической реакции, частоты пульса и т.д.), в действительности менее чувствителен (хотя, на первый взгляд, и более «научен»), чем исходная, поведенческая методика Лурия. Дан­ные, полученные с помощью детектора лжи, не принимаются к рассмотрению судами в Европейском Союзе и в Соединенных Штатах (Росс, 2003). Похожие споры ведутся в от­ношении диагностических возможностей анализаторов базовой частоты голоса как ин- 340 дикатора эмоционального стресса.


PUF^



 


 


Рис. 9.7. Использование метода ландшафтов внимания в случае картины Дега «Хлопко­вая биржа в Новом Орлеане» (А): реконструкция амбьентного (Б) и фокального (В) вос­приятия картины (Величковский, 2003).



Проблема состоит в том, что часто он приобретает характер стратегии поиска все более дробных нейрофизиологических механизмов. Эта ана­литическая установка явно противоречит интуиции многих исследова­телей. Признавая автономность отдельных систем мозга, А. Р. Лурия пи­сал о том, что они образуют «неслучайную мозаику». «Неслучайность» выражается в присутствии глобальных факторов организации, таких как эволюционный Grand Design (см. 8.4.3 и 9.4.2). Факторы, связанные с категориями «развитие», «сознание» и «личность», действуют не только в направлении прогрессивной дифференциации, но и интеграции. На­пример, теоретические конструкты «сознание/осознание» {consciousness/ awareness) необходимы для описания интеграции модулярных нейрофи­зиологических механизмов в контексте их целостного функционирова­ния, при решении той или иной задачи (см. 5.3.4).

Глобальный характер имеет действие нейротрансмиттеров, без изу­чения которых невозможно понять взаимодействие аффекта и интел­лекта. Но, безусловно, даже с учетом данных новейших нейрогумораль-ных исследований («мокрой» нейрофизиологии — см. 2.4.3 и 9.4.3) в обозримом будущем нельзя будет обойтись без анализа повседневного поведения в качестве той «единственной реальности», которая задает направление развития как мозга, так и сознания. В поисках единствен­но правильной парадигмы исследований философы и методологи вновь и вновь пытались определить ее из перспективы либо первого (идеа­лизм, феноменология, ментализм), либо третьего лица (материализм, бихевиоризм, прямой реализм). При этом в истории когнитивной на­уки практически совершенно выпала из рассмотрения перспектива второго лица — фундаментальная роль ситуации распределенного, коо­перативного действия.

Так, с нейроредукционизмом трудно спорить с позиций фодоров-ского «методологического солипсизма» и его теории языка мысли38. Со­гласно этой теории, символьные конструкты языка мысли непосред­ственно реализуются в состояниях физического субстрата, то есть, прежде всего, в физико-химических состояниях мозговой ткани. Ведь на сегодняшний день полностью отсутствуют убедительные примеры искусственного интеллекта, равно как и всякий опыт общения с вне­земными пришельцами. При таком понимании игнорируется массив­ная экстрацеребральная поддержка познавательных процессов, особен­но существенная в раннем онтогенезе и на поздних этапах жизни.

38 Фодор стал в последнее время одним из радикальных критиков когнитивной науки (Fodor, 2001). Часть поднимаемых им проблем, однако, носит автобиографический ха­рактер. Занимаясь в течение длительного времени феноменами препозиционных устано­вок (см. 7.4.1 и 9.2.3), он умудрился не заметить интерсубъектности высших символьных координации. Так, уже простейшее высказывание с пропозициональной установкой «Петя думает, что идет дождь» предполагает как минимум трех участников — автора, адресата и Пети, о котором идет речь, так как Петя, очевидно, не может быть автором такого выска-342 зывания, если он взрослый здоровый человек.


Сложные формы организации феноменов сознания, такие как менталь­ные пространства (см. 7.1.2 и 7.4.1), можно понять только при изуче­нии коммуникативной активности, поскольку эти феномены возника­ют в диалоге и при осуществлении совместных действий.

Это совсем не панегирик коллективизма — часто именно в коллек­тиве эффективность решений снижается, возникают обусловленные давлением группы искажения знаний и принимаемых решений39. Речь идет просто о констатации фактов. Наше нейрокогнитивное развитие изначально протекает в социокультурном контексте. В своих высших проявлениях оно принимает форму явного или неявного, внутреннего диалога с другими людьми. О фундаментальной интерсубъектности по­знания говорят вскрывающиеся в последнее время факты социальной природы функционирования многих мозговых механизмов (см. 2.4.3 и 7.3.3), а также отмечавшаяся нами роль коммуникативной прагматики в процессах внимания, памяти и мышления (см. 4.1.1, 5.4.3, 8.3.1 и 8.4.2).

Простое правило прагматики повседневного социального поведе­ния: «Поступай так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой» подсказы­вает, что в этом же направлении можно искать ответ на классический вопрос философии и этики о природе морали (см. 1.1.2 и 1.3.3). Начи­ная с Локка, этические принципы трактовались как результат воспита­ния и научения. В 20-м веке «нонкогнитивисты» противопоставили зна­нию эмоциональные основания морали (Максимов, 2003). Возможно, что истоки нравственности лежат скорее в плоскости интерсубъектнос­ти, в специфике смысловых отношений личности и группы. Так, широ­ко распространенные, поражающие особой жестокостью традиции кровной мести демонстрируют, что в соответствующих культурах чело­век еще не выделяется как отдельная личность. Жертва рассматривается как орган, незащищенное место ответственного за более раннее пре­ступление суперорганизма (семьи, тейпа, клана...). С другой стороны, нечто противоположное животному эгоизму, альтруизм, может возни­кать только на уровне популяций, поскольку в индивидуальном контек­сте он снижал бы шансы на выживание в борьбе за существование.

С позиций более строгих, кантианских представлений о практичес­ком разуме следует, однако, признать определенную недостаточность и даже ущербность подобных ссылок на биосоциальные факторы: «Выд­вигается ли в качестве... основания... индивидуальное или общее благо­получие, какое-нибудь эмпирическое чувство, заповедь Бога или мета­физическое понятие совершенства — этим самым нравственная жизнь всегда низводится до средства... В мире целей все то, что служит для

39 Негативное влияние группового мышления особенно выражено в области творчес­
ких достижений,
которые были и, видимо, навсегда останутся результатом индивидуаль­
ных усилий (см. 8.3.2). Этим объясняется низкая эффективность разнообразных коллек­
тивных практик повышения креативности решений, подобных методике «мозгового штур­
ма»
(Stroebe & Nijsted, 2004). 343


другой цели, имеет только цену. Достоинством же обладает лишь то, что само по себе есть цель и ради чего только и существует все остальное... С помощью такого хода мыслей категорический императив... превраща­ется в закон защиты человеческого достоинства.... Высший принцип нравственного закона гласит: поступай так, чтобы всегда уважать чело­веческое достоинство как в твоем собственном лице, так и в лице всяко­го другого человека,...всегда относиться к личности как к цели и никог­да — как к средству» (Виндельбанд, 2000, т. 2, с. 130—131).

9.4.2 Вертикальная интеграция и парадигмы развития

Время, в котором мы живем, иногда называют эпохой постмодернизма. Модернизм использовал научно-технические достижения 20-го века, прежде всего связанные с применением микропроцессоров технологии коммуникации, для беспрецедентной глобализации мира, символом которой является синхронное дыхание бирж Нью-Йорка, Шанхая, Франкфурта и Москвы. В области научных исследований он равным образом гомогенизировал биофизическую картину макро- и микроми­ра, распространив аналитический подход на психологические процес­сы, вплоть до высших форм сознания. Эти несомненные достижения, однако, не привели к систематическим позитивным сдвигам в планетар­ной экологии, жизни общества и самосознании личности. Постмодерн можно рассматривать как глобальную культурную реакцию на поздний капитализм, современный аналог романтического отрицания эпохи буржуазного просвещения (см. 1.4.1). Так или иначе, в когнитивной на­уке действительно заметно усиливается поиск интегративных факторов и оснований для нового синтеза. В списке таких оснований когнитив­ное развитие в его различных проявлениях занимает ведущее место.

Уже И.М. Сеченов писал, что «научная психология не может быть ничем иным, как рядом учений о происхождении психических деятель-ностей» (Сеченов, 1953. с. 33). Классические исследования онтогенеза (Бюлер, Выготский, Пиаже и Вернер) вначале не оказали заметного влияния на когнитивную психологию, опиравшуюся на компьютерную метафору. С появлением в 1980-х годах модулярных представлений и коннекционизма ситуация изменилась. Каждый из этих подходов по­пытался найти поддержку в теориях развития. Представители модуляр­ного подхода обратились к нативизму и эволюционному, то есть выхо­дящему за рамки жизни одного поколения адаптационизму. В так называемой «эволюционной психологии» был выдвинут тезис о том, что принцип модулярной организации распространяется не только на низкоуровневые, перцептивные, но и на высшие механизмы, напри­мер, связанные с социальным интеллектом (см. 2.3.2 и 8.2.3). Сторонни­ки нейросетевых моделей, напротив, сосредоточились на доказательстве 344


универсальной прижизненной изменчивости. В частности, сенситивный период в становлении речи, традиционно считавшийся свидетельством ее врожденности, был объяснен насыщением параметров первоначаль­но необученной нейронной сети (см. 7.1.2).

Нейрокогнитивная парадигма создала условия для значительно бо­лее конкретного и непредвзятого исследования процессов развития. Одновременно выросло новое поколение когнитивных психологов, способных экспериментально и концептуально направить эти исследо­вания на решение крупных научных задач. Онтогенез изучается сегодня во всем его временном диапазоне — от младенчества (в действительнос­ти, даже пренатального этапа жизни) до глубокой старости. Поскольку это часто происходит в проекции на изменения структур, по отноше­нию к которым примерно прослеживается также история их филогене­за, то эти работы позволяют строить предположения и об эволюции ког­нитивных процессов.

Хотя результаты тесно связаны с используемыми методами, общая картина оказывается довольно когерентной, соответствующей пред­ставлениям о вертикальной организации познавательных процессов (см. 2.4.3 и 8.4.3). Эта картина, во-первых, содержит указания на не­сколько перекрывающихся фаз нейрофизиологического развития. Во-вторых и более специально, она отдаленно напоминает эстафетный бег с препятствиями, где членам единой команды приходится поочередно демонстрировать на некоторых отрезках общей дистанции максималь­ное напряжение сил. Драматизм этой аналогии придает то обстоятель­ство, что на критических для себя отрезках дистанции члены команды иногда впервые учатся бегать. Дело в том, что число и плотность синап­сов в отдельных областях мозга ребенка возрастает в определенной вре­менной последовательности, значительно превышая эти показатели у взрослых (de Haan & Johnson, 2003). На пике таких нейроморфологи-ческих изменений (или, возможно, чуть опережая их) в познании/по­ведении ребенка обычно появляется новый класс функциональных до­стижений. Близкие результаты дают также исследования миелинации аксонов (они проводятся с помощью нового метода Diffusion Tensor Imaging, DTI) к картирование активности мозга на базе анализа мета­болизма глюкозы {ПЭТ и фМРТ' — см. 2.4.2).

В первые недели жизни младенца «перепроизводство» синапсов и основную метаболическую нагрузку демонстрируют низкоуровневые структуры среднего мозга и основания мозжечка, а также таламус. К концу первого месяца локус активности сдвигается в направлении ба-зальных ганглиев, коры мозжечка и сенсорных областей коры больших полушарий. В 3—4 месяца в работу вовлекаются теменные и височные зоны, что обеспечивает возможность систематического узнавания, а затем и сенсомоторного взаимодействсия с объектами (см. 3.4.3). По­добная, направленная на предмет обработка ведет в возрасте от 4 до 12


месяцев к тому, что активация задних («гностических») отделов коры достигает максимальных значений, составляя примерно 150% от взрос­лого уровня. Характерно, что развитие филогенетически новых, пре-фронтальных областей при этом явно запаздывает. Они вовлекаются в работу постепенно, не ранее чем в 6—8 месяцев. Их максимальная при­жизненная активность (как и суммарная активность мозга в целом) на­блюдается в возрасте 4—5 лет, когда появляется комплекс достижений, связанных с индивидуальной теорией психики (см. 5.4.3 и 8.1.1)40.

Надо сказать, что «дозревание» связей префронтальных областей с другими структурами мозга продолжается вплоть до 20—30 лет, а возможно, и дольше (Bachevalier & Vargha-Khadem, 2005). На фоне на­чинающихся после 40—50 лет выраженных инволюционных измене­ний в обширных отделах коры, включающих прежде всего дорзолате-ральные области префронтальной коры, поражает относительная сохранность ее вентральных и медиобазальных (орбитофронтальных) областей (MacPherson, Phillips & Delia Sala, 2002). Этот факт, видимо, можно рассматривать в функциональном контексте: старение часто связано с появлением того, что в обыденной речи мы называем мудрос­тью, то есть прежде всего с улучшением эмоционального самоконтроля и социального интеллекта (см. 8.3.2). Медиобазальные и орбитофронталь-ные отделы связаны как раз с эмоциональным и социальным развити­ем. Пока, правда, неизвестны данные об увеличении числа синапсов в орбитофронтальной (вентромедианной) коре в пожилом возрасте. Воз­можно, что это единственная фаза индивидуального психологического развития, не имеющая явных биогенетических гарантий.

Этот каскад изменений чрезвычайно похож на последовательный запуск структурно-функциональных механизмов, описанных нами как уровни когнитивной организации (см. 3.4.2 и 8.4.3). В терминах уровней сказанное можно перефразировать следующим образом. Новорожден­ный появляется на свет как существо, у которого бурно развивается уро­вень В. Одновременно в плане восприятия он начинает демонстриро­вать достижения уровня С, сначала в варианте контактной, а затем и дистантной локализации объектов. Принимая эстафету развития в пер­вые недели жизни, этот уровень подготавливает переход к следующе­му этапу. Ближе к середине первого года жизни ведущим оказывается

4(1 Близкие переходы описывают многие авторы, работающие с помощью сугубо пси­хологических методов. Пиаже отмечал, что к середине первого года жизни так называе­мые первичные циркулярные реакции младенца, направленные на собственное тело, сме­няются на предметные, вторичные циркулярные реакции — ребенок хватает предмет и тут же бросает его, потом берет вновь и т.д. По мнению Пернера и Динеша (Perner & Dienes, 2003), не позднее чем к середине второго года жизни у ребенка формируются репрезента­ции второго порядка и ipso facto рефлексивное сознания. Это проявляется в невербаль­ном поведении, прежде всего в координации собственного внимания к предметам с вни­манием другого человека, а затем и в речи — появлением первых конструкций с «хочу», а 346 затем и с «я» (см. 7.1.2).


уровень D, обеспечивающий все более широкие возможности иденти­фикации предметов. К началу первого года жизни складываются усло­вия для появления «высших символических координации» (уровень Е). Их влияние ярко выступает в постоянном поиске и усмотрении сходства классов объектов, а потом и в удвоении мира с помощью системы рече­вых значений. Примерно с 18 месяцев наблюдаются первые проявления символическо-ролевой игры {pretendedplay), в которой предметам начи­нают приписываться значения, не совпадающие с их обликом и извест­ной из опыта функцией. В этих изменениях можно видеть признаки ма­нипулирования онтологическими параметрами знания, составляющего суть координации уровня F. В достаточной для создания индивидуаль­ной теории психики степени, этот уровень вступает в строй в возрасте 4—5 лет, причем и в более зрелом возрасте метакогнитивный контроль практически никогда не бывает полным и постоянным41.

Два вопроса, важные для сравнения концепций познавательного раз­вития, состоят в выявлении природы представлений о предмете и о дру­гом человеке. В обоих случаях исследования выявляют ранние формы, которые затем, подобно рефлексам новорожденного, трансформируют­ся или исчезают. Так, фокальному предметному восприятию уровня D предшествует раннее «протопонятие объектности» (objecthood). Исследо­вания постоянства представления об объекте (см. 3.1.2 и 3.4.3) показа­ли, что, судя по угашению и восстановлению ориентировочной реакции, младенцы в возрасте 2—3 месяцев «знают», что 1) объекты продолжают существовать за непрозрачным экраном, что 2) в одном и том же месте пространства одновременно не могут находиться два объекта, что 3) не­который объект может повлиять на движение другого только при непос­редственном контакте с ним — восприятие причинности, описанное у взрослых Мишоттом. Пространственно-временная непрерывность су­ществования предметов явно учитывается младенцем еще до вступления в строй механизмов уровня D, a также до начала систематического сен-сомоторного взаимодействия с ними. Эти результаты представляют со­бой серьезный аргумент против различных версий эмпиризма, включая генетическую эпистемологию Пиаже (см. 8.1.1).

Подтверждая раннее предположение H.H. Ланге о соответствии фило-, онто- и микроненеза (см. 3.2.3), нечто подобное наблюдается и в актуальном развитии восприятия, когда быстрая пространственная ло­кализация — указание некоторой «зарезервированной» за предметом в данный момент области трехмерного окружения — выполняет функцию

41 H.A. Бернштейн, к работам которого восходит наша уровневая модель, описывал
ранний онтогенез несколько иначе. Так, по его мнению, весь второй год жизни, вместе с
появлением и развитием речи, — это год доминирования уровня D. Объяснение этому
можно видеть в том, что Бернштейна интересовали моторные достижения, а они регист­
рируются в раннем онтогенезе со значительной задержкой по отношению к достижени­
ям в познавательной сфере. Кроме того, он фактически ничего не знал об уровнях выше
уровня предметных действий, полагая, что «анатомическое дозревание мозга» заканчи­
вается уже к концу второго жизни (Бернштейн, 1947/1991, с. 126). 347


«слота» для рабочего описания предмета. Такое описание объекта через указание его позиции было названо Канеманом и Трисман (Kahneman & Treisman, 1984) объектной директорией — object file, но в современной литературе чаще используется предложенный Зеноном Пылишиным термин индексация, лучше отражающий процедурный характер происхо­дящего. Система индексации позволяет отслеживать движения объектов («протопредметов») в пространстве и подготовиться к обследованию индивидуальных признаков, за счет их интеграции в единое целое (см. 4.2.3). Важно подчеркнуть, что подобное указание местоположения не является само по себе репрезентацией или концептом. Оно вполне мо­жет осуществляться средствами уровня С (заднетеменная кора, дорзаль-ный поток — см. 3.4.2), причем одновременно по отношению к двум-трем объектам — точнее, от одного до максимум четырех (Cavanagh, 2004; Leslie et al., 1998).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.