Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Твой стул – твоя удача».






Лотерея для зрителей, сидящих в зале или за столиками в кафе. Идея не

нова, но действенна и весела. Ведущий объявляет, что разыгрывается лотерея, что выигрыш получат те, чьи числа будут названы. Эта реплика ведущего вызовет в зале ропот недоумения: никто не получал никаких «чисел». Проводится выбор «выигрышных чисел» по лототрону. Ведущий перечисляет «выигрышные числа»… И добавляет, что все «номерки» чисел прикреплены к сиденьям кресел (стульев, табуреток и т.п.). Те, у кого эти «номерки» совпали с названными числами (числа повторяются ведущим еще раз) могут подойти на сцену и получить свой выигрыш.

«Танцевальная лотерея»:

В ходе вечера из «лототрона» вытаскивается шарик с названием танца. И

все танцуют этот танец.

Забава и потеха.

 

«Забава» и «потеха» – это два разных игровых принципа. Но мы будем рассматривать их вместе. При, казалось бы, общности понятий эти игровые принципы несут разные основы: мужскую и женскую.

Забава

«Забавить, забавлять кого чем – приятнозанимать, не давать скучать, увеселять, тешить, потешать; занимать игрушкой, пустяками…

Забава. Забавный – забавляющий, доставляющие забаву, потешный; смешной, или странный, чудный». (В.И. Даль)

«Забава … Развлечение, игра». (С.И. Ожегов)

 

Вспомним: Забава Путятична. Забава – былинное женское имя. Мы говорим: «потешник» и в этом есть что-то жесткое, мужское. Говорим: «забавник» - и сразу ощущается какая-то несерьезность, если это относится к мужчине.

Мы подошли к важной теме: «Мальчишеские – юношеские – мужские и девчоночьи – девичьи – женские игры».

Не зря говорится: «То, что девочке «юла», то мальчику – «волчок»… Кстати, сравните эти две детские игрушки и вы обнаружите, как говорят в Одессе, «две большие разницы»…

Мое личное убеждения: мальчикам – с самого раннего детства – надо играть в мальчиковые игры. Это игры развивают в мальчике мужские качества характера. И наоборот, девочкам нужны свои, девичьи игры, развивающие особые свойства характера.

«Возвращаясь к девчоночьим играм, надо сказать об их особом лирическом свойстве, щадящем физические свойства и поощряющие женственность. Если мальчишечьи игры развивали силу и ловкость, то игры для девочек почти полностью игнорировали подобные требования. Здесь мягкость и уступчивость были просто необходимы» (В. Белов «Лад»).

Обратите внимание, сегодня мальчишки совершенно не играют в игры, которые совсем недавно были популярны в каждом дворе: это и «городки», и «клёк», и «расшибец», «орлянка», «стеночка», «ножички», «салочки», «казаки-разбойники» и т.п. А ведь в этих играх развивались и глазомер, и реакция, и мышцы рук, плеч, ног и всего тела. И после этого мы удивляемся, что растет хилая молодежь. Никакая физическая «накачка» в спортивной секции не заменит естественного развития человеческого тела через игру. В отличие от спорта с его сверхнагрузками, игра дозирует нагрузки – для нормального, здоровогоразвития организма. После футбольной полуторачасовой тренировки дети еле волочат ноги домой, а во дворе – играют часами и не устают. Потому что в секции футбол – это спорт, а во дворе – игра. Спорт – это обязанность, а игра – Радость!..

Сегодня бабушки прыгают на прыгалках лучше, чем внучки. Это говорит о том, что у внучек не развиты опорно-двигательные мышцы. Сегодня внучки не могут играть в «классики» с «биткой»: не развиты и координация тела и его суставы и мышцы. Из всего многообразия дворовых девчоночьих игр выбрана одна «резиночка», в которую и играют время от времени. Раньше, даже «классики» разделялись на «мальчишечьи» и «девчоночьи»: у мальчишек – более прыговые, размашистые, у девчонок – с большей внутренней разнообразностью, где важны не сила, а внимание, координация и терпение.

Были, конечно, игры, в которые мальчишки и девчонки играли вместе. Это и «прятки», и «салочки», и «штандер», и «казаки-разбойники» и другие общие игры. Именно такие игры доминируют в современных сборниках и совершенно не уделяется внимание дифференцированным – по половому признаку – играм.

Дворовый досуг мальчишек и девчонок должен отличаться друг от друга

основными своими играми. И отличаться не только играми, но и игрушками: у мальчиков – машины, у девочек – куклы. Когда-то на Руси была особая игрушка. Называлась она «Ванька-встанька». Само название уже говорит за себя. Игрушка эта делалась из цельного дерева. Это была мальчиковая игрушка: жесткая, достаточно тяжелая, не ломающаяся и несущая мощный мужской энергетический выплеск. Эта игрушка приучала к стойкости (упал – встань!), несгибаемости (не сдавайся!), другим свойствам характера будущего мужчины, хозяина, воина. И вот сегодня эта игрушка пропала. Ее заменили пластмассовые, пустые китайские подделки: «неваляшки». Никакого сакрального смысла, никакой созидающей энергетики они не несут. Из пустоты и мертвого материала (а пластмасса – не живая материя) ничего, кроме пустоты, не получишь. Да и имя у игрушки не мальчиковое: «неваляшка»…

Обратите внимание: исчезла одна игрушка, и как изменился мир.

Потеха

«Потешенье, потеха, потешка – забава, игрушка, утеха, занятие от скуки, безделья; увеселенье, зрелище, ристанье, охота, конский бег (курсив мой – В.П.)…

Потешка – всякая детская игрушка.

Потешные балаганы, игры. Потешные огни – фейерверк, огнища, - человек – забавник.

бой – маневры. Потешный двор стар. – для разных зрелищ, род театра.

рота – была набрана из дворян, для обученья и для потехи».

«Ристалище … - место, площадь, простор и все устройство для ристанья; конский бег, место скачки; место для боевых упражнений и представлений; гимнастическое устройство. Ристанье – гимнастика, турнир.

Ристать – прытко бегать, скакать, ездить. Упражняться в каких-либо телодвижениях; гарцевать на коне, плыть взапуски, бороться, драться, биться на рапирах, прыгать, бегать, ломаться, лазать, упражняться в гимнастике». (В.И. Даль)

«Потеха» – как игровой принцип, несомненно, несет основу мужскую. Обратите внимание, сколько в определении В.И. Даля понятия «потеха» мужских признаков: «ристанье», «охота», «конский бег», «балаганы», «потешные огни», «потешный бой», «потешный двор», «потешная рота», «ристалище».

 

Забава

«Золото хоронить»:

Игра ведется преимущественно между девочками, которые сидят в ряд на лавке, или становятся кругом. Двое из играющих ходят вокруг, и один из них, идущий впереди, нагибается перед каждым игроком, делая вид, будто вручает ему находящееся у него в руках кольцо, а другой, идя за ним, должен угадать, кому кольцо отдано.

Если последний отгадает, то тотчас же получает право сам прятать кольцо,

а тот, у кого найдено кольцо, делается угадывающим. Отличие игры «Колечко, колечко – выйди на крылечко» от вышеописанной в том, что «Колечко» - игра целовальная и проводилась между парнями и девками, а «Золото хоронить» - игра девичья.

«Шарик на венике»:

Реквизит: несколько надувных шаров, такое же количество веников. Для проведения игры приглашаются несколько девушек. Каждую участницу оснащают веником и шариком и выстраивают вдоль стартовой линии. Задача – пронести шарик через все помещение на венике, не придерживая второй рукой и не уронив его. Та девушка, что прибежит первой к финишу с шариком – объявляется победительницей.

 

«Похвалюшки»:

Реквизит: большое зеркало. Для проведения игры нужно не меньше трех участниц. Участница, которая желает сыграть первой, подходит к зеркалу и по команде ведущего начинает хвалить себя, глядя себе в глаза. Нельзя смеяться и повторять слова. Как только играющая участница засмеялась, или повторилась, или замялась – она отходит от зеркала и ее место занимает другая участница. Все повторяется сначала. Задача ведущего – засекать время для каждой участницы. Победителем становится та участница, которая продержалась дольше всех.

«Колечко»:

Cни­ма­ют c pу­ки коль­цо, над­ева­ют его на лен­точ­ку, а по­том, cвя­зав кон­цы лен­точ­ки, cта­но­вят­cя в кpу­жок и пе­pе­дви­га­ют коль­цо по лен­точ­ке. Од­на из де­ву­шек, ко­то­pая кpу­жит­cя, т. е. xо­дит в кpу­гу и оты­cки­ва­ет ко­леч­ко, cпpа­ши­ва­ет: «У ко­го коль­цо?» Каж­дая об­ма­ны­ва­ет, го­во­pя: «У ме­ня!», и в это вpе­мя, на ее гла­заx, cта­pа­ют­cя пе­pе­дать дpу­гой. Кpу­жа­ща­я­cя xва­та­ет ее за pу­ку, и от­кpы­ва­ет­cя, что у нее коль­ца нет. Меж­ду тем ко­леч­ко по­ка­зы­ва­ет­cя в дpу­гом ме­c­те. Она cпе­шит за ним; там пе­pе­да­ют дpу­гой. Иг­pа мо­жет ид­ти так­же на «фан­ты».

«Камешки»:

Де­вуш­ки cа­дят­cя на тpа­ву, каж­дая кла­дет пе­pед cо­бой по 4 ка­меш­ка. Один ка­ме­шек ки­да­ют ввеpx, и по­ка он ле­тит вниз, де­вуш­ка дол­ж­на за­xва­тить ле­жа­щий на зем­ле и cxва­тить па­да­ю­щий. По­том она бpо­cа­ет тот ка­ме­шек, ко­то­pый cня­ла c зем­ли, и xва­та­ет на ле­ту дpу­гой, и та­ким об­pа­зом пpо­дол­жа­ет, по­ка вcе ни пе­pе­бе­pет.

 

«Дрибушечка»:

Две девушки берутся за обе руки, соединив носки ног; затем, вытянув руки, кружатся до тех пор, пока кто-либо упадет.

«Курочки»:

Девочки берутся за руки и становятся в ряд, широко растопырив руки. Одна из них, по выбору или по жребию, называемая «хозяйкой» становится поодаль и обращается к стоящей на каком-нибудь конце куме со словами: «Кума, кума, не видала ли мою курочку?» «А какая она?» – спрашивает кума. Хозяйка начинает описывать ее приметы, выбирая «курочку» с противоположного края. Все начинают догадываться, о ком речь. Кума кричит: «Кыш!» Курочка убегает, хозяйка бегает за ней, пока не поймает. Потом ставит пойманную рядом с кумой, а сама продолжает ловить таким образом всех остальных и ставить их на другой конец. После этого игра начинается снова.

«Резиночка»:

Реквизит: обыкновенная резинка длиной 1, 5 метра. Концы ее связать. Можно одну половинку резинки выкрасить красной краской, другую – синей. В игру можно играть втроем, а можно и двое на двое; в этом случае, если играющий совершает ошибку при прыжке, его может выручить партнер.

Условия игры:

двое играющих стоя «ноги врозь», растягивают резинку на высоте 15 см, третий прыгает. Допустивший ошибку меняется с тем, кто держит резинку.

В игре используются разные фигуры:

1. Стоя боком снаружи от резинок, надо перепрыгнуть внутрь площадки и

выпрыгнуть обратно, не задевая резинок.

Стоя между резинками боком к ним, надо подпрыгнуть, наступить на обе резинки, спрыгнуть с резинок на площадку, соединив ноги.

2. Стоя между резинками боком к ним, нужно перепрыгнуть через них, разведя ноги, и прыгнуть обратно через резинки на площадку, соединив ноги.

3. Встать между резинками боком к ним. Затем перепрыгнуть через них. Прыгнуть скрестив ноги (левая нога впереди), зацепив ногами резинки. Таким образом, получится фигура, которая называется «восьмерочка». И, наконец, прыгнуть повыше, соединив ноги и освободив их от резинок, приземлиться.

4. Выполнить так же, как четвертую фигуру, но делать «восьмерочку» так, чтобы правая нога была впереди.

5. Стоя снаружи лицом к резинкам, перепрыгнуть через одну, затем вторую резинку, ноги вместе, затем спиной назад.

6. Встать за резинкой лицом к ней. Толчком двумя ногами, зацепив носками ближнюю резинку, перепрыгнуть через дальнюю. Подпрыгнуть с поворотом на 180° так, чтобы резинка соскользнула с ног, и оказаться лицом к резинкам снаружи от них.

7. Толчком двумя ногам и, зацепив дальнюю резинку, перепрыгнуть с ней через ближнюю («самолетик»). Подпрыгнуть с поворотом так, чтобы дальняя резинка соскользнула, и оказаться лицом к ближней.

Стоя снаружи боком к резинкам, прыгнуть, наступив двумя ногами (одна

– впереди, другая – сзади) на ближнюю резинку. Подпрыгнув, поворачиваясь на 180°, наступить также на другую резинку. Спрыгнуть со второй резинки с поворотом на 180° в обратную сторону. Встать снаружи от второй резинки.

Если участник удачно завершит условленную фигуру, двое участников поднимают резинку выше – на уровень коленей, и комбинация повторяется сначала.

 

«Зеркало».

Участницывстаютвкругнарасстоянии вытянутых рук одна от другой (или выстаиваются полукругом).

В середину круга выходит наиболее умелая и изобретательная прыгунья.

Ведущая прыгает через скакалку, постепенно изменяя способы прыжков и усложняя их. Остальные должны без задержки повторять ее движения с максимальной точность (будто отражение в зеркале). Сделавшая ошибку получает штрафное очко или выбывает из игры.

Побеждает та участница, которая останется последней, не совершившей ни одной ошибки.

Если игра продолжается по новому кругу, победительница выполняет роль ведущей.

Можно договориться копировать, помимо упражнений, и другие действия ведущей: мимику, движения головы и т. д.

По правилам игры, отставать от ведущей можно на 2-3 движения.

Хорошо бы выбрать судью, не принимающего участия в игре, - эту роль могут выполнять поочередно все девочки.

 

«Алфавит».

Участницы игры по очереди прыгают со скакалкой. При каждом прыжке следует называть очередную букву алфавита: А, Б, В, Г, Д и т. д.

Способы прыжков постепенно усложняются.

Сделавшая ошибку при произнесении очередной буквы должна сразу же назвать город, растение или животное (по договоренности) на эту букву. Слово надо произнести прежде, чем кто-нибудь из окружающих успеет громко сосчитать до трех.

Если участнице игры это удалось, она может прыгать дальше, если нет – наступает очередь прыгать следующей.

Задача каждой участницы – пройти весь алфавит.

 

«Прыгалки (со скакалкой).

Приведем несколько упражнений в игре со скакалкой.

1. Взмахнуть скакалкой из-за головы и переступить через нее – сначала

сделать это медленно, потом все быстрее.

2. Прыжки на одной ноге (попеременно: два прыжка на левой, два прыжка

на правой).

3. Прыжки через сложенную пополам скакалку, которой описываются

круги по земле.

4. Прыжки через скакалку, вращаемую в правом или левом направлении.

5. Прыжки через скакалку, зажатую в скрещенных руках.

6. Прыжки с двойным вращением скакалки на один прыжок. Три прыжка

обычных, на четвертый – двойное вращение.

7. Две пары кружат длинные скакалки. Две команды по 2-3 человека

одновременно прыгают. Выигрывает команда, выполнившая больше

прыжков.

8. Игроки каждой из двух команд выстраиваются в затылок друг к другу. Какая команда быстрее добежит через вращающуюся скакалку.

1.Прыгают по три человека, стоящих в затылок. Скакалку держит

передний игрок. Какая тройка выполнит больше прыжков, не задев

скакалки.

2.Прыгнуть, расставив ноги врозь или сделав «ножницы»;

высоко подпрыгнуть и успеть поменять в руках ручки скакалки,

пока скакалка пролетает над головой;

высоко подпрыгивая, вращать скакалку с такой скоростью, чтобы

за один прыжок она успевала пройти под ногами два раза;

прыгать в полуприседе.

Участница соревнования, совершившая ошибку, передает скакалку следующей участнице, а та – следующей, и так далее.

 

«Коломыйки»:

Реквизит: мяч, размером с волейбольный.

Игра проводится на небольшой площадке у стены дома.

Первая участница бьет мячом о землю так, чтобы тот отскочил к стене, ударился о нее и отлетел к земле. Когда мячик отскочит от стены и ударится о землю, бросавшая должна перепрыгнуть через него, а стоящая за ней вторая участница должна мяч поймать. Затем выполняет упражнение вторая участница, а третья ловит мяч, и так далее. Та участница, которая допускает ошибку, выбывает из игры, и мяч переходит к следующей по очереди.

Игра продолжается до тех пор, пока не останется одна участница, которая и становится победительницей.

Теперь все играющие выстраиваются у стены спиной к ней, а

победительница становится лицом ко всем остальным игрокам на расстоянии от них около 3 м. Она бросает мяч по порядку каждому игроку у стены. Игрок должен поймать его и бросить о стену у себя над головой, не оборачиваясь, а победительница должна поймать отскочивший от стены мяч. За это она получает одно запасное очко. Если в следующий кон участница, получившая одно или несколько запасных очков, упустит мяч, то она не выбывает из игры, а только передает мяч следующей по порядку участнице.

 

Потеха

«Я не верю, что в ближайшие 30-50 лет вернется у народа интерес к традиционным мужским забавам: кулачному и палочному бою, национальным видам борьбы. А если и возникнет какой-то интерес – в большей мере он будет чисто зрительский. А душа жаждет возвращения традиций и обычаев, но не их театрализации. Ведь в прошлом любой русский мужик выходил в «стенку» или побороться. Разве что больной, слабый или уж очень противящийся внутренне бою не участвовал в традиционных мужских играх. А охота к ним у тех людей походила на страсть. Но также страстно они и работали, и пели свои песни, любили землю и народ. И все это жило в русском человеке как традиционный «корогод», всему свое время было в этом кольце народной жизни. И не существовало, по крайней мере, последние 3-4 века у русского народа ни изотерических, никаких других «боевых школ». Не было! Были свои манеры и способы биться в краях, в деревнях, в семьях. Но этому учили также естественно, как мальчишку рубить, плотничать, девчонку – шить, ткать, вышивать. Не было в русской народной культуре особой категории – «боевые искусства».

Мы же теперь только и можем, что приходить в зал тренироваться. А спорт (как тренер и бывший спортсмен говорю) противопоказан со своими установками жизненному укладу, естественности. Вот и получается – начнем тренироваться и превратим народную мудрость и традицию в выхолощенный спорт.»

Михаил Боровков

(«Русский стиль. Боевые искусства». № 1. 1993 г.)

«Медведь»

(число играющих от 12 до 20):

Играющие делятся на две группы и жребием определяют, членами какой группы быть «медведями». Последние выбирают себе вожака.

За тем чертят круг, в котором располагаются «медведи», образуя круглую цепь. Каждый из них нагибает туловище и упирается руками в плечи соседа.

Вожак чертит второй круг, заключающий в себе первый и такой величины, чтобы между ним и первым кругом образовалась галерея в 2 метра ширины.

В этом пространстве находится все время вожак. Его роль заключается в охране и защите своих зверей. Он беспрестанно бегает вокруг них.

Игроки другой группы, называемой «прыгунами» и расположенные вне круга, бросаются каждый в отдельности на «медведей», норовя вспрыгнуть им на спины.

Взобравшись на зверя, «прыгун» спрыгивает на землю и опять пытается на него взобраться. Но они должны внимательно следить за тем. Чтобы вожак не пятнал их, когда они попадут в район большого круга.

Если один из них запятнан, роли меняются, и «прыгуны» становятся «медведями».

Если «медведи» шатаются или разрывают цепь, игра вновь начинается, причем «медведи» сохраняют свою роль.

«Кушаки».

Кушаки связаны в кольцо длиной до 7 метров.

Они накидываются за шею и пропускаются под мышками соперников, обращенных друг к другу спинами (в пары подбираются те, кто при мерно равен по силе и по комплекции). Если нет кушаков, можно обойтись толстой веревкой.

По сигналу судьи каждый из соперников стремится продвинуться вперед, увлекая за собой противника. А между соперниками на земле проведена черта – за нее-то и нельзя переступить; перетянули тебя за черту – проиграл.

Поединок может состоять из нескольких попыток: трех, пяти, семи

(борьба ведется тогда соответственно до двух, трех, четырех побед).

Можно вести борьбу с постепенным выбыванием, пока не останется один богатырь.

«Перетягивание в командах»:

Играют 20-30 человек. Место игры разделено пополам меловой чертой,

от нее на расстоянии 5-10 шагов проводятся две другие линии. Играющие делятся на две команды и становятся у средней линии. По команде играющие противных партий схватывают друг друга и стараются затащить за свою черту. Выигрывает команда, перетащившая большее число противников. Игрок, перетащивший противника, помогает своей команде, перетащенный же в игре не участвует. Бороться на полу и волочить соперника по полу воспрещается.

«Борющаяся цепь»:

Команды становятся на линии (между линиями – 10 шагов) лицом друг

к другу, затем сходятся на средней черте так, чтобы каждый соревнующийся из одной команды занял место между двумя игроками другой. Все берутся за руки. Получается своего рода цепь, где каждая команда смотрит в противоположную сторону от другой команды. По сигналу команды стараются оттеснить противника за линию, на которой они стояли перед тем, как сойтись на середине. Игроки, допустившие разрыв цепи, выбывают из игры.

 

«Толкачи»:

Двое становятся друг против друга на расстоянии одного шага. Пятки и

носки должны быть вместе. Рука вытягивается вперед. Затем каждый, толкая друг друга, старается сдвинуть противника с места или заставить его раздвинуть ноги.

«Царь горы -1»:

Из снега делают горку (или используют естественную заснеженную гору).

Участников игры 10-15 человек.

Кто-нибудь из ребят взбирается на горку и кричит: «Я – царь горы! И принимает гордую, вызывающую позу. Все остальные играющие бросаются на штурм горки. Каждый из них старается занять самый ее верх и стащить вниз «царя».

Победителем в этой игре считается тот, кому удалось дольше всех продержаться в «царях».

 

«Царь горы-2»:

Для игры часто достаточно простого вызова-приглашения к борьбе: " Я царь горы! ", с которым, взобравшись на горку, холмик, возвышенное место, обращается к собравшимся вместе ребятам один из них.

Часто уже этого достаточно для рождения игры, где все играющие стараются захватить вершину, чтобы стать тем самым новым " царем горы". Случается, что играющий, завоевав вершину, не успевает выкрикнуть нужные ему три коротеньких слова, как кубарем катится с горки.

Здесь хорошо заметно, кто большее число раз или дольше других по времени сумеет успешно обороняться, то есть быть " царем".

Существуют и командно-групповые формы такой игры.

Достаточно разнообразными в отдельных вариантах оказываются техника и тактика штурмующих и защищающих.

Это всегда может быть добровольно согласовано до игры или даже во время штурма, ведь " царь" вынужден считаться с интересами наступающих, так как они могут в противном случае просто затеять другую игру.

Кем тогда останется " царь''?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.