Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение и сравнение показателей прироста населения в разных странах (по выбору учителя).






1. Природные ресурсы — компоненты природы, ко­торые на данном уровне развития общества исполь­зуются или могут быть использованы в качестве средств производства и предметов потребления.

Природные ресурсы — категория историческая, связанная с изменением потребностей и возмож­ностей общества, развитием науки и техники на разных исторических этапах. Например, в эпоху НТР резко возросло значение руд цветных метал­лов и энергетических ресурсов. Существуют раз­ные подходы к классификации природных ресур­сов. По происхождению выделяются минеральные, водные, ресурсы Мирового океана, земельные, био­логические, климатические, космические ресурсы. По исчерпаемости выделяются исчерпаемые и не­исчерпаемые. К первым относятся возобновимые (биологические, земельные, водные) и невозобнови­мые (минеральные). Ко вторым относятся клима­тические, энергия текучей воды, солнца, ветра.

По способу использования: агроклиматические, энергетические, рекреационные и т. п.

Ресурсообеспеченность — это соотношение меж­ду величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается запасами из расче­та на душу населения или количеством лет. на ко­торые должно хватить данного ресурса при совре­менных темпах добычи или использования. Оценить обеспеченность страны определенным видом при­родных ресурсов можно двумя способами. Первый:

разделить размеры запасов данного ресурса на со­временный объем добычи в год и получить количе-

ство лет, на которые данного ресурса должно хва­тить. Второй: разделить количество запасов данного ресурса на численность населения страны и узнать, какое количество данного ресурса приходится на ду­шу населения. Количественно оценив ресурсообес-печенность страны, необходимо сделать выводы о степени ее обеспеченности данным ресурсом.

2. Транспорт — третья ведущая отрасль матери­ального производства, он составляет материальную основу международного разделения труда, воздей­ствует на размещение производства, способствует развитию специализации и кооперирования, а так­же развитию интеграционных процессов,

Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему. НТР коснулась всех видов транспорта: увеличились скорости, выросла грузоподъемность, умножился подвижной состав. Появление контейнеров, подводных тонне­лей значительно расширило возможности транспор­тировки различных грузов. Сухопутный транспорт. Железнодорожный: в эпоху НТР его роль снизи­лась, но остается важной в перевозке массовых про­мышленных и сельскохозяйственных грузов. Око­ло 1/2 общей длины железных дорог приходится на 10 стран (США, Россию, Индию, Канаду, Китай и др.). По густоте железнодорожной сети выделяет­ся Европа.

Автомобильный: лидирует во внутригородских и пригородных пассажироперевозках, велико значе­ние в междугородных и международных перевозках. По длине автомобильных дорог выделяются США, Россия, Индия; по густоте — Европа и Япония.

Трубопроводный: получил быстрое развитие из-за роста добычи нефти и газа (США, Россия, Канада).

Водный транспорт. Морской: обслуживает 4/5 всей международной торговли, перевозит наливные, навалочные, насыпные грузы, в контейнерах готовые изделия и полуфабрикаты. Наибольший тоннаж морского торгового флота у Японии, США, Греции, России и других стран. Наличие большого флота у Панамы и Либерии объясняется тем, что под флагами этих стран плавают суда других круп­ных держав. Существует около 30 мировых портов (Роттердам, Гамбург, Лос-Анджелес и др.). По раз­мерам морских перевозок выделяется Атланти­ческий океан. Огромное значение имеют Суэцкий и Панамский каналы.

Внутренний водный: по грузообороту выделяют­ся США, Россия, Канада, ФРГ, Китай и Нидерлан­ды. В этих же странах находится большинство судоходных каналов (Береговой в США, Великий канал в Китае, Беломорско-Балтийский в россии). Главный район озерного судоходства — великие озера США и Канада.

Воздушный транспорт — самый молодой и ди­намичный. Занимает первое место в межконти­нентальных перевозках. Крупные авиационные державы США, Россия, Япония, Франция, Велико­британия и др. Крупные аэропорты мира «0'Хара» (Чикаго), в Далласе, «Хитроу» (Лондон), «Ханеда» (Токио) и др.

Транспорт в настоящее время стал менее зави­сим от природы. Природные препятствия (водные пространства, горы и т. п.) перестали быть непре­одолимыми. Пробиваются тоннели в скалах, про­кладываются подводные тоннели, сооружаются искусственные водные пути. Но одновременно рас­тет отрицательное воздействие транспорта на при­роду (тепловое, шумовое, химическое и другие ви­ды загрязнений). Многие страны приним^лот меры по защите окружающей среды от негативного воз­действия транспорта.

3. По статистическим данным определите естест­венный прирост для указанных стран. Естествен­ный прирост является разницей между рождае­мостью и смертностью. Сравните естественный прирост указанных стран. Сделайте выводы, учи­тывая, что на естественный прирост влилет соци­ально-экономический фактор и уровень жизни на­селения. Нельзя забывать о механическом прирос­те населения (миграциях), который в отдельных странах играет большую роль,






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.