Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философские проблемы






 

 
Проблема Тезис
Что определяет человеческую судьбу? Человеческую судьбу определяет не- прерывный поиск истины, следова- ние высоким идеалам добра и кра- соты.
Примеры из литературы (арrументация)
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» Поведение Мастера определяет не стечение обстоятельств, а еле- дование своему нравственному выбору.Для Мастера -это идея твор- чества, установление исторической истины. Он весь находится во власти воображения, возвратившего из тьмы столетий тени Иешуа и Понтия Пилата. Жизнь требует от Мастера подвига, борьбы за судь- бу романа, но он падает духом, отказывается от своего романа, сжига- ет его. Мастер -не герой, а лишь служитель истины, и это определяет его дальнейшую судьбу. Мастер заслужил не свет, а покой. Подвиг совершает Маргарита. Во имя своей любви и веры в талант Мастера она преодолевает страх, собственную слабость, хаос жизни и сама творит свою судьбу.
М. Горький «Старуха Изерrиль» Изергиль с упрёком говорит о людях, которые ноют и жалуются на судьбу: «Что же тут судьба? Каждый сам себе судьба!». Рассказанные ею легенды о Ларре и Данко подтверждают эту мысль. Ларра убил девушку за то, что она оттолкнула его. И люди об- рекли его на одиночество, но Ларра лишь громко смеялся им вслед.

111. Банк арrументов 283

 

 

Однако вместе с одиночеством пришла тоска, которая постоянно тер­ зает героя. «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему». Данко разрывает руками свою грудь и вырывает из неё сердце, что­ бы осветить им путь людям «ИЗ плена тьмы•. Так герой определяет свою судьбу. Безграничное жертвенное служение людям сделало его бессмертным. Неслучайно о Данко старухе Изергиль напоминают го­ лубые огоньки, вспыхивающ е в степной дали. Сама определяет свою судьбу и старуха Изергиль. Молодость её прошла в труде, но героиня, не жалея, тратила свои молодые силы. Порой кажется, что бурная, исполненная острых приключений жизнь Изергиль -это жизнь только для себя. Однако это не совсем так. Ге­ роиня способна жертвовать собой. Рискуя жизнью, она помогает бе­ жать попавшим в плен борцам за освобождение Польши. Изергиль нужна людям: «Любят они меня. Много я им рассказываю разного. Им это надо».
М.Ю. Лермоиrов «Герой нашего времени» Проблема судьбы наиболее прямо заямена в главе «Фаталист•. Среди офицеров возник спор о том, существует ли предопределение. Булич не сомневается в существовании судьбы и предлагает «испро­ бовать на себе, может ли человек своевольно располагать своей жиз­ нью или каждому заранее назначена роковая минута». Как истинный фаталист, Булич целиком вверяется року и спускает курок пистоле­ та пристаменного ко лбу -осечка. Однако в эту же ночь он погибает от руки пьяного казака. Описанные события как будто подтверждают мнение Булича о полной зависимости человека от судьбы. Затем желание испытать судьбу возникает у Печорина. На первый взгляд он кажется таким же фаталистом, как Булич. Но в действитель­ ности, прежде чем броситься в окно к казаку-самоубийце, Печорин велит есаулу завести разговор с ним, чтобы отмечь внимание. Какую бы роль судьба ни играла в жизни человека, Печорин отнюдь не скло­ нен к пассивному ожиданию. Не отрицая наличия сил, во многом определяющих поведение человека, герой не считает правильным на этом основании лишать себя свободы воли и выбора: «И если точно
есть предопределение, то зачем же дана воля и рассудок?».
В. Шукшин «Завидую тебе» Б статье Б. Шукшин ведёт серьёзный разговор о судьбе челове­ ка. Писатель уверен, что человек сам хозяин своей судьбы. Кем бы ни был человек - комбайнёром, академиком или художником - он

284 Подготовка к выполнению эадания части 3 (С)

 

должен жить и выкладываться без остатка. «Надо знать больше дру- rих, работать больше других - вот и вся судьба». Человек не имеет права завидовать и жаловаться, он должен стараться быть добрым и великодушным. И если человек будет жить так, то в этом случае у неrо будет завидная судьба. Конечно так жить не легко, но надо к этому стремиться.
 
Проблема Тезис
В чём заключается смысл жизни? Смысл человеческой жизни заключает- ся в поиске истины, в познании нрав- ственных законов и следовании им.
Примеры нз литературы (аргументация)
Л.Н. Толстой «Война и мир» Что дурно? Что хорошо? Для чеrо жить? Эти вопросы в равной сте- пени волнуют и Андрея Болконского, и Пьера Безухова. В поисках смысла жизни каждый из них идёт своим путём. Князь Андрей Болконский, принадлежа к среде высшей дворян- ской знати, тяготится необходимостью поддерживать с нею связи, стремится вырваться из заколдованного круга светской жизни, мечта- ет о личной славе в воинском подвиге. Но под небом Аустерлица ра- неный князь Андрей понимает, что честолюбивые планы и мечты о славе бьmи суетой. Он проходит тяжёлый путь исканий: от индиви- дуализма к пониманию того, что истинным смыслом жизни является любовь к ближним. Однако в душе героя происходит нравственный надлом. Андрей Болконский приходит к полному отречению от своей личности, к полному равнодушию ко всему «мирскому• и постепенно угасает, несмотря на миновавшую физическую опасность. Пьер не умом, а сердцем понимает, что человек сотворён для сча- стья, что счастье заключается в нём самом. Пройдя путь исканий, он приходит к мысли, что смысл жизни заключается в единении счастья отдельною человека со счастьем всеrо человечества.
Д.С. Лихачёв «Благодарю тебя, жизнь» Д.С. Лихачёв начинает статью мудрыми словами, взятыми из Ко- рана: «Обязательно посади дерево, -даже если завтра придёт конец света». Эти слова внушают нам мысль о том, что надо жить в нрав- ственном отношении так, как если бы ты должен бьm умереть сеrод- ня, а работать так, как если бы ты бьm бессмертен. И в этом, по мне- нию Лихачёва, заключается смысл жизни, которую он благодарит за

111. Банк аргументов 285

 

счастливое детство, за хорошую школу и хороших учителей, за роди- телей и семью, за работу, за всё, что он смог сделать хорошего людям. Д.С. Лихачёв «В чём смысл жизни» Жизнь, по мнению Д.С. Лихачёва, прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек должен быть художником, балериной или учёным. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя. Можно внести в общество атмосферу тягостного молчания, а можно внести радость. То, что человек принёс радость другим людям, есть творчество, в котором и заключается смысл жизни. Человек оставляет после себя память. О том, какую память каждый из нас оставит после себя, нужно заботиться постоянно, ведь человек может уйти из жизни в любой миг.
А.И. Солженицын «Матрёнин двор» Несмотря на многочисленные несчастья, выпавшие на долю Ма- трёны, она не утратила человечности и живёт в полном соответствии с канонами христианской морали. Живёт не для себя, а для других и не видит в этом ничего особенного или выдающегося. Согласно жиз- ненной философии героини, всё так и должно быть. Поэтому у Ма- трёны не возникает мысль отказать кому-то в помощи даже в те мо- менты, когда помощь требуется ей самой. Она помогает всем, не за- мечая того, что люди с откровенной наглостью пользуются её добро- той. В этой бескорыстной помощи весь смысл и цель жизни Матрёны.
В.А. Мезенцев «И вечный поиск» Рассказывая о людях подвига и смелой творческой мысли, о том, как разведчики земного шара открывали и продолжают открывать планету, а исследователи, вооружившись всемогущим Знанием, про- никают в прошлое и будущее Времени, писатель утверждает, что жизнь этих людей наполнена большим смыслом. Он считает, что че- ловек всю жизнь должен стремиться узнать, увидеть и понять: а что находится за горизонтом уже познанного? По мнению В.А. Мезен- цева, все пути, ведущие в неизведанные дали познания и созидания, увлекают человеческую мысль, ведут её по дорогам творческих поис- ков и находок - и в этом проявляется самый большой смысл бытия человека.
 
Проблема Тезис
Как надо прожить жизнь? Жизнь надо прожить осмысленно и ДОСТОЙНО.

286 Подготовка к выполнению задания части 3 (С)

 

 

М.А. Булгаков «Белая гвардия» Старая Россия погибла, а вместе с ней - и незыблемая система ценностей. Турбины -русские офицеры, которые присягали на вер­ ность царю и отечеству. Но как следовать своему долгу и сохранять честь, когда исчезли империя, царь, армия -всё то, чему они обеща­ ли служить? Герои произведения ищут ответ на вопрос: «Как жить дальше?». Каждый из них решает эту проблему по-своему. Алексей не изменя­ ет своим прежним морально-нравственным ценностям: он не подаёт руки Тальберrу, записывается в дивизион. Най-Турс спасает юнкеров от бессмысленной смерти. Николка Турбин, рискуя жизнью, помога­ ет семье Най-Турса найти его тело. Елена, хранительница семейного очага, воплощение женственности, старается сохранить прежнюю ат­ мосферу дома. Турбины ни в чём не изменяют себе. Перед лицом смертельной опасности они следуют вечным нравственным ценностям и верят, что «меч исчезнет, а вот звёзды останутся».
Д.С. Лихачёв «Доброта» Д.С. Лихачёв пишет о том, что человек должен прожить жизнь так, чтобы не совершить никаких поступков, которые роняли бы его до­ стоинство. В жизни можно сделать немного, но если человек не де­ лает ничего против своей совести, то этим он приносит колоссаль­ ную пользу. Человек должен уметь жертвовать собой ради других людей. Чтобы прожить свою жизнь с достоинством и получить на­ стоящую радость, человеку необходима цель. Главная жизненная за­ дача должна быть значительно шире, чем просто личностная. Эта задача не должна быть замкнута только на собственных удачах и не­ удачах, она должна диктоваться любовью к людям, к семье, городу, народу, стране.
IV
Проблема Тезис
Русский национальный характер Доброта, терпение, широта души, уме­ ние сострадать -таковы основные чер­ ты русского национального характера.
Ф.А. Абрамов «Дом» Много было споров, размышлений и определений загадочной русской души и в нашей стране, и за рубежом. Ф.А. Абрамов вно­ сит свою лепту в исследование русского национального характера.

111. Банк арrументов 287

 

 

На страницах романа «Дом» мы встречаемся с великими совестливы­ ми тружениками Лизой и Михаилом Пряслиными, с одержимой Мар­ фой, с заблудшим Евсеем, Варвавой, Виктором Нетесовым. Каждый из них -самобытная личность, неповторимая судьба. Все вместе они дают представление о русском народе, о многосложном, противоре­ чивом русском характере.

Самый яркий образ в произведении -Лиза Пряслина. Она несёт в себе свет русской души: сочетание любви, доброты, самоотречения и духовной мудрости, стойкости, справедливости.

Но в русском национальном характере писатель видит не только великие достоинства, но и недостатки, в нём причудливо переплета­ ются великое долготерпение и рабская покорность, порыв к верши­ нам духа и пренебрежение будничным, кропотливым трудом.

В. Распутин «Прощание с Матёрой»

В литературе широко употребляется термин «русская душа», при этом имеется в виду целый ряд психических качеств -открытость для общения, доверчивость, терпение, тенденция к совместной трудовой деятельности, способность понимать чувства других и сопереживать им. Эти черты русского национального характера В. Распутин вопло­ тил в образе старухи Дарьи. Она сильная, волевая женщина, справед­ лива, умеет постоять не только за себя, но и за других. К таким лю­ дям под защиту обычно стекаются слабые и страждущие. Дарье при­ сущи и такие черты русского национального характера, как огромное трудолюбие, стремление хранить свой дом, Землю, традиции. Герои­ ня стремится быть нужной людям, думает не о себе, а о судьбе дерев­ ни и острова. Размышления старухи Дарьи звучат как голос народа­ хозяина, радетеля земли: «Эта земля-то всем принадлежит, кто до нас бьт и кто после нас придёт...».

Все черты русского национального характера, запечатлённые в образе старухи Дарьи, которая почиталась хозяйкой не только в своём доме, но и своеобразной хозяйкой деревни, прямо «выговоре­ ны» автором и дают читателю веру в светлое будущее русского народа.

А.И.Толстой «Русский характер»

В центре рассказа А.Н.Толстого находится проблема русского на­ ционального характера.

Беда, которая обрушилась на Егора Дрёмова, не сломила его. Он видит, что все его жалеют, но Дрёмов -человек гордый. Ему не нуж­ на жалость, не нужно снисхоЖдение. Он не желает чувствовать себя


288 Подготовка к выполнению задания части 3 (С)

 

инвалидом и снова рвётся в бой: «Я урод, но это делу не помешает, бо- еспособность восстановлю полностью». В душе героя живёт любовь к близким людям, поэтому он не хочет огорчать их, не хочет приносить им страдание. Егор боится испугать мать: «Нельзя, чтобы у неё отчаянно задрожало старенькое лицо». Он не желает связывать любимую девушку данным коrда-то словом: •Вы того обещали ждать, не этого». На какое-то время Егор Дрёмов за- был, что его окружают люди, у которых, как и у него, русские харак- теры. Все они понимают, что главное в человеке не красивое лицо, а его душа, его характер. Именно красотой ·своей души боrат русский человек.
v
Проблема Тезис
Проблема добра и зла. Добро - это гармоническое равнове- сие между чувством и разумом, стрем- ление строить жизнь на фундаментедуховного величия.
Примеры из литературы (аргументация)
Йозеф Чапек «Начертано на тучах" Книrа Йозефа Чапека, старшего брата Карла Чапека, отражает мысли писателя о жизни и мире, его стремление уверовать, что жизнь и мир скорее хороши, добры, чем злы. Зло среди людей, по мнению Йозефа Чапека, чаще всего связано с нравственной слабостью человека, с пренебрежением к блаrу ближ- него. Добром же писатель считает что, что способствует жизни и без- опасности каждого отдельного человека и полезно всем ближним лю- дям. Добро ведёт человека по пути духовности, по пути гуманизма.
М.А. Булгаков •Мастер и Маргарита" Добро в романе олицетворяет Иешуа. Он беззащитен, слаб физи- чески, но силён духовно. Как провозвестник новых человеческих иде- алов, Иешуа безгранично верит в преобладание доброго начала в лю- бом человеке. Ни страх, ни наказание не моrут его заставить изменить идее добра, милосердия. Своеобразной антитезой Иешуа является Всевидящий Воланд. Дух иронии, сомнения и отрицания, он лишь свидетель зла и его судья. Источником же зла является сама человеческая природа. И Воланд рассматривает человека и человечество с определённой

111. Банк аргументов 289

 

 

дистанции - культурной, временной, - стремясь выявить в них не­ совершенство. Он, приоткрывая занавес времени, показывает нам, что сам ход истории не меняет человеческую природу, а в человече­ ском обществе идёт постоянная борьба между злом и добром.

А. Блок «Двенадцать»

Читая поэму, мы чувствуем, что в душах людей происходит столк­ новение хаоса и гармонии, света и тьмы, добра и зла.

Весь путь, которым идут герои, - это путь из бездны к воскресе­ нию, от хаоса к гармонии. Бесовскому разгулу противопоставлена фигура Христа. Христос не благословляет происходящее, а изгоняет бесов, что является залогом будущего нравственного возрождения ге­ роев. Поэтому совсем не случайно Петруха раскаивается в убийстве Катьки.

По мысли Блока, разгулу стихии зла способно противостоять добро, заложенное в таких христианских ценностях, как сострадание к ближнему, любовь, честь, справедливость, совесть.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.