Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






А. Законность и целесообразность примеяеиия административных взысканий






Законность — важнейший принцип юрисдикционной деятель­ности. Его проявления многообразны: противоправность как осно­вание привлечения к ответственности; правильная квалификация действий; компетентность органа (должностного лица), принимаю­щего решение по делу; назначение взыскания в пределах, установ­ленных санкцией той статьи, по которой квалифицированы дейст­вия и т. д.

Взыскание может быть наложено только тогда, когда в деянии лица установлен состав проступка. Иными словами, если нормой права предусмотрена ответственность за деяние, а в противоправ­ных действиях выявлены все предусмотренные правовой нормой признаки нарушения, действия деликвента квалифицируются по соответствующей статье.

Орган (должностное лицо) вправе рассматривать лишь те дела, которые ему подведомственны, налагать взыскания в пределах сан­кции той статьи, по которой квалифицированы действия лица, из-


§ 3. Общие правила (принципы) наложения административных взысканий 301

бирать вид и размер взыскания в рамках предоставленных ему полномочий.

Так, за совершение мелкого хулиганства виновный может быть подвергнут штрафу, исправительным работам и административно­му аресту. Начальник ОВД вправе рассматривать такие дела, но он может только оштрафовать виновного. Если же он считает целесо­образным применение иного взыскания, то должен направить дело народному судье.

Важнейший принцип применения административных взыска­ний — целесообразность. Его главные проявления: индивидуализа­ция кары и экономия репрессии. Законодатель обязывает право-применителя при выборе меры воздействия учитывать как обстоятельства, при которых было совершено деяние, так и обстоя­тельства, характеризующие нарушителя, его имущественное по­ложение, степень его вины'. В значительной степени эти требова­ния конкретизированы в перечнях смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств (ст. 34, 35 КоАП). Обстоятельствами, смягчающими ответственность, признаются:

1) чистосердечное раскаяние виновного;

2) предотвращение виновным вредных последствий правонару­шения, добровольное возмещение ущерба или устранение причи­ненного вреда;

3) совершение правонарушения под влиянием сильного душев­ного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

4) совершение правонарушения несовершеннолетним, беремен­ной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до од­ного года.

Этот перечень является открытым: законодательством и право-применителями могут быть признаны смягчающими и иные обсто­ятельства.

А перечень обстоятельств, отягчающих ответственность, закрыт. Поскольку он закреплен законом, то и изменить его может только акт такой же юридической силы. Отягчающими обстоятельствами признаны:

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требо­вание уполномоченных на то лиц, прекратить его;

2) повторное в течение года совершение однородного правонару­шения, за которое лицо уже подвергалось административному взыс­канию, совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление;

' Конечно, это невозможно, если норма содержит абсолютно определенную санк­цию.


302 Глава 16. Административные взыскания

3) вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;

4) совершение правонарушения группой лиц;

5) совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) совершение правонарушения в состоянии опьянения. Но пра-воприменитель с учетом конкретных данных может не признать последнее обстоятельство отягчающим.

Последовательное обеспечение целесообразности карательного воздействия обеспечивается и правовыми нормами, предоставляю­щими правоприменителю возможности или прямо обязывающими его заменить взыскание иными мерами воздействия. КоАП РСФСР закрепляет несколько альтернатив административной ответствен­ности. Их применение означает смягчение или вообще отказ от при­менения карательных мер.

Альтернатива первая (ст. 22): при малозначительности совершен­ного правонарушения орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может освободить виновного от ответственности и ог­раничиться устным замечанием.

Альтернатива вторая (ст. 21): лицо освобождается от ответствен­ности с передачей материалов на рассмотрение общественности, если с учетом обстоятельств дела и личности нарушителя к нему целесообразно применять меру общественного воздействия.

Альтернатива третья (ст. 16): передача материалов об админис­тративных правонарушениях военнослужащих, работников ОВД и других лиц, на которых распространяется действие дисциплинар­ных уставов, их командирам (начальникам) для привлечения их к дисциплинарной ответственности. Расширительно толкуя ст. 16 дела о проступках студентов, учащихся тоже часто направляют руково­дителям учебных заведений.

Альтернатива четвертая (ст. 14, 201): материалы об администра­тивных правонарушениях лиц, не достигших 18-летнего возраста, направляются в комиссии по делам несовершеннолетних.

Две первые альтернативы основаны на дискреционных полномо­чиях правоприменителя, а две последние для него обязательны.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.