Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и виды административно-правового принуждения






В научной и учебной литературе немало написано об админис­тративном принуждении. Но корректнее было бы говорить об адми­нистративно-правовом принуждении. История СССР и многих Дру­гих стран дает много оснований для горьких выводов о том, что административное принуждение намного шире административно-правового, что нередко оно связано с произволом, насилием. Для административного принуждения правовая форма еще не стала таким атрибутивным свойством, как для уголовной ответственности.

Административно-правовое принуждение — один из видов госу­дарственно-правового. Поэтому ему присущи все признаки послед­него (это правоприменительная деятельность, она призвана обеспе­чить защиту правопорядка, реализуется в рамках охранительных правоотношений и др.). В то же время оно обладает рядом особен-


§ 2. Понятие и виды административно-правового принуждения 257

ностей, система которых и предопределяет его качественное свое­образие.

1. Меры административно-правового принуждения применяются в связи с антиобщественными деяниями, нарушающими правовые нор­мы, охраняемые административно-принудительными средствами.

2. Административно-правовое принуждение осуществляется в рамках внеслужебного подчинения, при отсутствии организацион­ного, линейного подчинения между сторонами этого охранительно­го правоотношения, субъектами функциональной власти. Оно явля­ется одним из методов реализации функциональной власти.

3. Множественность субъектов, осуществляющих административ­ную юрисдикцию, — еще одна важная его особенность. Применять меры административного воздействия вправе десятки видов орга­нов (государственные инспекции, органы транспорта, милиции, ад­министративные комиссии, судьи и др.). С другой стороны, адми­нистративному воздействию подвергаются не только отдельные лица, но и организации.

4. Административно-правовое принуждение всесторонне регули-1 руется административно-правовыми нормами. t Таким образом, административно-правовое принуждение — это • особый вид государственного принуждения, состоящий в примене- " 1 нии субъектами функциональной власти установленных нормами ^ административного права принудительных мер в связи с неправо-1 мерными действиями. Оно играет важную роль в охране правопо-' рядка. •

1 Особо следует отметить его профилактическое значение в борьбе ^ с правонарушениями. Прежде всего это обусловлено тем, что орга-» ны внутренних дел, государственные инспекции и другие субъекты ' исполнительной власти систематически осуществляют контроль за ч' соблюдением соответствующих правил и могут своевременно Pea-1. гировать на их нарушение (1). Административно-правовое принуж-1 дение включает в себя большое число средств пресечения (задер-' жание граждан, запрещение эксплуатации механизмов и т. п.), использование которых прекращает антиобщественные действия, предотвращает наступление общественно вредных последствий (2). Во многих случаях административно-принудительные средства применяются к людям, в сознании которых еще не укрепились ан­тиобщественные привычки, которые впервые, случайно совершили. правонарушения. Поэтому нередко они оказывают большое воспи­тательное воздействие, являются важным звеном в системе про­филактики преступлений (3). Практика убедительно свидетельствует о том, что безнаказанность мелких нарушений (пьянства, мелких хищений и др.), непринятие мер административно-правового при­нуждения к виновным увеличивает вероятность совершения новых правонарушений и даже преступлений.


258 Глава 13. Административно-правовое принуждение

Многие административно-принудительные меры являются са­мостоятельными, их применение означает решение вопроса по су­ществу. Это административные санкции. Но имеются и так называ­емые обеспечительные, процессуальные меры (задержание, досмотр вещей и др.), которые используются с целью создания условий для нормального хода производства по делам об административных на­рушениях.

Принуждение осуществляется с целью охраны правопорядка. Но эта цель достигается различными способами: путем пресечения на­рушений, восстановления вреда, причиненного ими, наказания. По­этому в зависимости от той непосредственной цели, ради которой используются средства принуждения, можно различать меры пре­сечения, восстановительные меры и взыскания.

Многие авторы считают, что по способу воздействия меры адми­нистративно-правового принуждения следует делить на меры преду­преждения, пресечения и наказания. По их мнению, мерами преду­преждения являются разнообразные средства, направленные на предотвращение правонарушений и других вредных последствий (карантин, закрытие участков границы и др.). Действительно, при наличии чрезвычайных обстоятельств или в иных случаях государ­ственные и муниципальные органы для обеспечения общественного порядка вынуждены устанавливать дополнительные обязанности (карантин, запрещение движения автотранспорта, комендантский час и т. п.). Эти нормативные акты распространяются на многих субъектов, и большинство из них выполняет данные обязанности. Принудительные меры применяются к тем, кто не выполняет обя­занности, нарушает запреты, т. е. совершает неправомерные дейст­вия. Отмечая большое значение предупредительных средств, сле­дует признать, что они не являются принудительными. А вот восстановительные санкции — это особый вид административного принуждения.

Восстановительные и пресекательные средства прямо, непосред­ственно восстанавливают правопорядок, прекращают неправомер­ное поведение (снос самовольно возведенных строений, взыскание недоимки, приостановление работы, задержание и др.). Это средства прямого понуждения к обеспечению правопорядка. А взыскания — это меры негативного стимулирования. Кара (наказание, взыскание) по­буждает нарушителя и иных граждан не нарушать правовые нор­мы, воздействует на их поведение косвенно.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.