Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система гарантий законности (правозаконности)






Последовательная и строгая реализация законности предпо­лагает наличие соответствующей системы ее гарантий. Представ­ляется обоснованным мнение, что среди них следует различать общие условия (предпосылки) и специальные юридические, орга­низационно-правовые средства обеспечения режима законности'.

' Теория государства и права. Под ред. С. С. Алексеева. М., 1985. С. 411.


§ 2. Система гарантий законности (правозаконности) 235

Среди общих условий можно различать политические, эконо­мические, организационные, идеологические. Политическими пред­посылками законности являются режим демократии, гласности. А они, как показал опыт многих стран, будут реальными только в условиях существования независимого от государства граждан­ского общества, политического плюрализма, свободы печати, раз­деления властей.

Только реальное разделение властей, существование не зави­симых от правящей партии, государства, средств массовой ин­формации, партий, децентрализация государственных структур могут стать подлинными гарантами режима правозаконности.

К его экономическим предпосылкам можно отнести как достиг­нутый страной уровень благосостояния, наличие у государства необходимых ресурсов, так и фактическую гарантированность прав граждан, организаций, их экономическую свободу, многоуклад-ность экономики, существование рынков товаров, капиталов, труда.

Огромное значение для существования правопорядка имеет правовая культура должностных лиц и граждан, правосознание, основанное на признании абсолютной ценности основных прав человека.

Велико значение хорошо осуществляемого убеждения, а также умело организованного поощрения.

На состояние законности в управлении немалое влияние ока­зывают такие организационные факторы, как организационная структура аппарата, квалификация служащих, эффективность деятельности системы правовой подготовки кадров, четкое и ра­циональное разделение полномочий и др. Уменьшение уровня секретности, создание ведомственных центров информации и свя­зей с общественностью, совершенствование разрешительной сис­темы, ликвидация аппаратных излишеств и иные организацион­ные мероприятия создают условия для укрепления правопорядка в стране.

Специальные юридические средства обеспечения законности — контроль и принуждение.

В системах социального управления контроль — важнейший вид обратной связи, по каналам которой субъекты власти полу­чают информацию о фактическом положении дела, о выполнении решений. Он используется для повышения исполнительской дис­циплины, оценки работы, предотвращения нежелательных по­следствий, оперативного регулирования процессов. Содержание контроля состоит из:

а) наблюдения за функционированием подконтрольных объек­тов, получения объективной информации о выполнении ими пра-


236 Глава 12. Режим законности в деятельности исполнительной власти

вил и поручений, их состоянии. Формы сбора информации — изу­чение данных учета, отчетов, проверки документов на месте, ин­вентаризации, ревизии, получение объяснений и др.;

б) анализа собранной информации, выявление тенденций, при­чин, разработка прогнозов;

в) принятия мер по предотвращению нарушений законности и дисциплины, вредных последствий, ущерба, несчастных случаев, нецелесообразных действий и расходов;

г) учета конкретных нарушений, выявление их причин и усло­вий;

д) пресечения противоправной деятельности с целью недопу­щения вредных последствий, новых нарушений;

е) выявления виновных, привлечения их к ответственности. В одних случаях контролирующие органы вправе сами решить во­прос об ответственности виновных, в других — обязаны ставить вопросы об этом перед компетентными органами.

В зависимости от объема контроля различают собственно кон­троль, в процессе которого проверяется законность и целесооб­разность деятельности, и надзор, который ограничивается только проверкой законности.

Контроль за аппаратом исполнительной власти осуществляется извне: Президентом, законодательными органами, судами, про­куратурой, профсоюзными и иными общественными формирова­ниями. В самом аппарате существуют разные организационно-правовые формы контроля, среди которых нужно различать осуществление соответствующих полномочий субъектами линей­ной власти (органы общей компетенции в отношении подведом­ственных им органов и внутриведомственный контроль) и субъ­ектами функциональной власти (финансовый контроль и другие виды надведомственного контроля).

В настоящее время сложились четыре вида надзора за испол­нительно-распорядительной деятельностью: прокурорский, судеб­ный, административный, в определенной мере на нее распрос­траняется и конституционный надзор. Усиление судебной власти, правосудия прежде всего должно осуществляться путем расши­рения судебного контроля за законностью управленческих дейст­вий, дальнейшего развития административной юстиции.

По времени осуществления различаются контроль предвари­тельный (например, при лицензировании), текущий (в процессе деятельности) и последующий.

Побудительные мотивы правомерного поведения формируются как в результате действия поощрительных стимулов, так и под


§ 3. Президентский контроль за органами исполнительной власти 237

влиянием возможностей применения государственного принуж­дения. Все разновидности правовых санкций призваны гаранти­ровать исполнение закона, осуществлять общую и частную пре­венцию правонарушений.

Основные виды принуждения — дисциплинарное, администра­тивное, гражданско-правовое и уголовное — различаются осно­ваниями и процедурами их применения. Но все они широко ис­пользуются для защиты законности в отношениях с исполнитель­ной властью, и при этом государственной администрации принадлежит ведущая роль. Только в процессе исполнительно-распорядительной деятельности используется дисциплинарное и административное, т. е. внесудебное, принуждение, которое мож­но считать особым видом административной власти. Она же ини­циирует, расследует, направляет в суды уголовные дела, обеспе­чивает исполнение уголовных наказаний.

Принудительные меры применяются как к индивидуальным, так и к коллективным субъектам права; как к тем, которые явля­ются элементами государственного аппарата, так и к тем, кото­рые не включены в него.

§ 3. Президентский контроль за органами исполнительной власти

Президент Российской федерации в соответствии с Конститу­цией РФ обладает большими полномочиями по контролю за ис­полнительными органами. Соответствующие права ему предо­ставлены как главе государства, гаранту Конституции. И хотя прямо Основной закон не говорит о президентском контроле, та­кая возможность неразрывно связана с его правом принимать решения об отставке Правительства (ст. 117), отменять его акты (ст. 115), приостанавливать действие актов органов исполнитель­ной власти субъектов Федерации (ст. 85) и другими полномочия­ми, предоставленными ему Конституцией РФ.

Контроль за деятельностью исполнительной власти в стране Президент России осуществляет непосредственно, но главным образом через свою Администрацию. Он реализует контрольные полномочия при подготовке вопросов об отставке Правительства, освобождении от должности отдельных федеральных министров, руководителей иных центральных федеральных органов испол­нительной власти, назначенных им военачальников, дипломати­ческих представителей в иностранных государствах, глав адми­нистраций и других должностных лиц.

На Администрацию Президента возложено обеспечение кон­троля Президента за деятельностью органов исполнительной вла­сти. Многие структурные подразделения Администрации вправе


238 Глава 12. Режим законности в деятельности исполнительной власти

контролировать определенные направления работы публичной ад­министрации. Например, Аналитический центр Администрации Президента РФ по специальным президентским программам обя­зан контролировать выполнение федеральных государственных программ и разрабатывать предложения по их корректировке.

На другое структурное подразделение Администрации — Глав­ное управление Президента РФ по вопросам конституционных гарантийных прав граждан — возложено осуществление контро­ля за своевременным и полным рассмотрением обращений граж­дан, направленных в федеральные органы государственной вла­сти и органы государственной власти субъектов Федерации. Ему поручены также анализ и обобщение вопросов, которые ставят граждане в письмах и на личном приеме, и на основе этого опера­тивное и периодическое информирование Президента о количестве и характере обращений граждан. Управление готовит предложе­ния по устранению причин, порождающих обоснованные жалобы.

16 марта 1996 г. Президент утвердил Положение о Главном контрольном управлении Президента РФ'. Управление является самостоятельным подразделением Администрации Президента и подчинено Президенту.

Основными функциями Главного управления являются: — контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъ­ектов Российской Федерации, их должностными лицами, а также организациями федеральных законов, указов и распоряжений Пре­зидента;

— контроль и проверка исполнения поручений Президента и Руководителя Администрации Президента;

— подготовка на основе проведенных проверок информации для Президента Российской Федерации о предупреждении нару­шений и совершенствовании деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъек­тов Федерации.

В соответствии со своими основными функциями Главное кон­трольное управление выполняет следующие задачи:

1) организует контроль и проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, организаций и их руководителей;

2) взаимодействует с федеральными органами государствен­ной власти, органами государственной власти субъектов Федера-

' Российская газета. 1996. 26 марта.


§ 3. Президентский контроль за органами исполнительной власти 239

ции при осуществлении контроля и проверки исполнения феде­ральных законов;

3) осуществляет контроль и проверку деятельности подразде­лений Администрации Президента Российской Федерации;

4) координирует при осуществлении проверки деятельность органов контроля и надзора федеральных органов исполнитель­ной власти и их подразделений в субъектах Федерации;

5) вносит по результатам проверок предложения Президенту Российской Федерации о совершенствовании деятельности феде­ральных органов исполнительной власти;

6) направляет в необходимых случаях в органы прокуратуры, органы внутренних дел, органы федеральной службы безопас­ности и другие органы исполнительной власти материалы о вы­явленных нарушениях. Управление имеет право:

— создавать комиссии с привлечением представителей право­охранительных и контролирующих органов, а также специалис­тов федеральных органов исполнительной власти, органов испол­нительной власти субъектов Федерации для проведения проверок и принятия в ходе проверок необходимых мер по оперативному устранению выявленных нарушений и их предупреждению;

— направлять должностных лиц Главного управления на засе­дания Правительства Российской Федерации, его Президиума, коллегий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и совещания, про­водимые федеральными органами исполнительной власти и орга­нами исполнительной власти субъектов Федерации;

— требовать самостоятельно или через привлеченных к про­верке представителей соответствующих органов государственной власти от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, а также от органи­заций документы, объяснения и другую информацию, необходи­мые для проведения проверок в соответствии с задачами, возло­женными на Главное управление;

— вносить предложения Президенту Российской Федерации, руководителям федеральных органов исполнительной власти, ор­ганов исполнительной власти субъектов Федерации о привлече­нии к ответственности и приостановлении деятельности соответ­ствующих должностных лиц до принятия решения по результатам проверки;

— вызывать должностных лиц для дачи устных и письменных объяснений по поводу нарушений и неисполнения федеральных


240 Глава 12. Режим законности в деятельности исполнительной власти

законов, указов, распоряжений и поручений Президента Россий­ской Федерации;

— ставить перед соответствующими руководителями федераль­ных органов исполнительной власти, органов исполнительной вла­сти субъектов Федерации вопрос о наложении дисциплинарных взысканий на государственных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими возложенных на них обязаннос­тей, а также о временном отстранении государственных служа­щих, допустивших должностной проступок, от исполнения долж­ностных обязанностей;

— направлять предписания об устранении выявленных нару­шений руководителям федеральных органов исполнительной вла­сти, органов исполнительной власти субъектов Федерации. Пред­писание подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок или в срок, установленный в предписании, должны быть приняты меры по устранению нарушений и о ре­зультатах должно быть сообщено в Главное управление; и др.

Еще одной формой президентского контроля за исполнитель­ной властью является деятельность полномочных представите­лей Президента в субъектах Федерации. Они обязаны содейство­вать исполнению правовых актов Президента и Правительства РФ, контролировать выполнение этих актов органами исполни­тельной власти субъектов Федерации.

Полномочные представители Президента в субъекте Федера­ции назначаются на должность Президентом РФ и подчиняются ему. Деятельность полномочных представителей координирует и обеспечивает Управление Администрации Президента по работе с территориями.

Полномочные представители Президента обязаны представлять Президенту аналитическую и иную информацию об экономичес­ких, социальных и политических процессах на территории и вно­сить соответствующие предложения. Они вправе:

— вносить в соответствующие органы государственной власти представления о нарушениях Конституции, указов и распоряже­ний Президента, постановлений Правительства. Представления рассматриваются соответствующими органами исполнительной власти в десятидневный срок;

— вносить предложения по назначению и освобождению от должности руководителей территориальных служб федеральных органов исполнительной власти на соответствующей территории;


§ 4. Контроль органов законодательной власти 241

— запрашивать и получать у государственных органов, пред­приятий, организаций и учреждений необходимые сведения, до­кументы и материалы;

— принимать участие в работе органов исполнительной власти; — осуществлять по отдельным поручениям Президента другие полномочия.

Подводя итоги, можно выделить основные особенности прези­дентского контроля:

1) он охватывает все сферы деятельности федеральной испол­нительной власти;

2) он состоит в проверке выполнения положений Конституции РФ, федеральных законов, актов Президента и Правительства России;

3) он осуществляется структурными подразделениями и долж­ностными лицами, находящимися в системе Администрации Пре­зидента;

4) его результаты могут быть использованы Президентом Рос­сийской Федерации для принятия мер воздействия, предусмот­ренных Конституцией РФ, привлечения виновных к дисципли­нарной ответственности, поощрения отличившихся;

5) субъекты, осуществляющие контроль, вправе доложить Пре­зиденту об обнаруженных недостатках, а сами могут вносить пред­ставления, делать предписания. Они не могут вмешиваться в де­ятельность проверяемых организаций, применять какие-либо принудительные меры, наказывать виновных. Они обеспечивают Президента необходимой информацией, а он решает, какие сле­дует принять меры.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.