Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общий и специальные таможенные режимы






Таможенный режим является постоянным, общегосударствен­ным режимом перемещения через Государственную границу то-


218 Глава II. Специальные административно-правовые режимы

варов, грузов и транспортных средств. Он закрепляется систе­мой установленных федеральными актами юридических норм, регулирующих деятельность по перемещению материальных цен­ностей через таможенную границу Российской Федерации.

Сущность любой деятельности раскрывается, прежде всего.че-рез выявление ее целей. Таможенное дело преследует две груп­пы целей:

1. Экономические, В их числе: чисто фискальные (т. е. пополне­ние доходной части бюджета страны) и регулятивные. Свое регу­лирующее воздействие на экономику таможенный механизм ока­зывает таможенными тарифами (методами косвенного руковод­ства), а также запретами, ограничениями, лицензированием, квотированием экспорта и импорта (методами прямого, админис­тративного руководства).

2. Защитные, т. е. обеспечение экономической, санитарной без­опасности страны, защиты общественного порядка, здоровья на­селения, культурных ценностей.

Товары попадают под таможенный режим («затаможивают-ся») при их ввозе с момента пересечения таможенной границы РФ, а при вывозе — с начала таможенного оформления или с момента их размещения в зоне таможенного контроля. «Растамо-живание» — прекращение действия таможенных правил в отно­шении конкретных товаров и транспортных средств — происхо­дит в момент их выпуска для свободного обращения. Следует учесть, что «растаможивание» может быть условным, а в отно­шении импортируемых ценностей оно, как правило, не является абсолютным, так как ст. 193 Таможенного кодекса Российской Федерации разрешает проведение таможенного контроля в лю­бое время после выпуска товаров и транспортных средств, «если имеются достаточные основания полагать о наличии нарушений...»

Важнейшими компонентами общего таможенного режима яв­ляются, иными словами, его содержание составляют:

1) меры экономической политики, т. е. административное воз­действие на их ввоз и вывоз путем запретов или ограничений, что предполагает лицензирование, квотирование и применение иных административных рычагов регулирования экономических процессов;

2) таможенное оформление;

3) таможенные платежи;

4) таможенный контроль;

5) правила пользования и распоряжения «затаможенными» товарами и транспортными средствами.


§ 5. Общий и специальные таможенные режимы 219

В зависимости от содержания обязанностей можно различать следующие разновидности общего таможенного режима:

1) льготный (перемещение физическими лицами товаров не для коммерческих целей, экспортно-импортные операции на ос­нове международных соглашений и др.);

2) обычный;

3) усиленный (стратегических товаров, культурных ценностей, валюты и др.).

Общий таможенный режим по признаку объекта делится на три вида режимов:

1) режимы товаров;

2) режимы транспортных средств;

3) режимы валют и валютных ценностей. Если продолжать выявление специфики режимов по крите­рию объекта, то можно говорить об особенностях перемещения через границу нефти и газа, товаров военного назначения, това­ров и технологий, применяемых в ядерных целях, товаров, для импорта которых требуется подтверждение их безопасности и т. д.

На основе анализа мировой практики составители Таможен­ного кодекса РФ закрепили в нем 15 специальных таможенных режимов товаров (ст. 23): 1) выпуск для свободного обращения; 2) реимпорт; 3) транзит; 4) таможенный склад; 5) магазин беспош­линной торговли; 6) переработка на таможенной территории; 7) переработка под таможенным контролем; 8) временный ввоз (вы­воз); 9) свободная таможенная зона; 10) свободный склад; II) переработка вне таможенной территории; 12) экспорт; 13) реэк­спорт; 14) уничтожение; 15) отказ в пользу государства.

Что лежит в основе выделения этих спецрежимов? Следую­щие признаки являются режимообразующими:

а) направление перемещения товаров и транспортных средств (ввоз, вывоз, ввоз — вывоз, вывоз — ввоз);

б) уплата таможенных пошлин и налогов, освобождение от них или возврат выплаченных сумм;

в) правила пользования, владения, распоряжения материаль­ными ценностями (не для извлечения прибыли, переработка, унич­тожение, отказ в пользу государства, свободное обращение);

г) помещение под режим производится непосредственно на основе ТК РФ или с разрешения таможенного органа; д) срок помещения под режим;

е) полное, безусловное или условное «растаможивание» това­ров и транспортных средств; ж) является товар российским или иностранным.


220 Глава II. Специальные административно-правовые режимы

Правилам, закрепляющим содержание каждого спецрежима, посвящены отдельные —с 4 по 17 — главы ТК. В дополнение к ним Государственный Таможенный комитет Российской Федера­ции издал специальные акты почти по каждому спецрежиму.

Все названные выше спецрежимы по направлению перемеще­ния товаров делятся на три группы:

1) экспортные (экспорт, переработка товаров под таможенным контролем);

2) импортные (выпуск для свободного обращения, магазин бес­пошлинной торговли, уничтожение товаров, отказ в пользу госу­дарства);

3) смешанные, экспортно-импортные (таможенный склад;, вре­менный ввоз (вывоз), транзит, свободная таможенная зона, сво­бодный склад, переработка товаров на таможенной территории, переработка товаров вне таможенной территории, реэкспорт, реимпорт).

Статья 25 ТК закрепила право лица «в любое время выбирать любой таможенный режим или изменить его на другой, незави­симо от характера, количества, страны происхождения или на­значения товаров и транспортных средств», если иное не преду­смотрено действующими правовыми актами. Представляется, что, исходя из целей перемещения, лицо может выбрать любой из смешанных режимов или любой из режимов, но либо только эк­спортных, либо только импортных.

Под некоторые режимы товары помещаются бессрочно (вы­пуск для свободного обращения, экспорт), но большинство режи­мов для отдельных партий товаров носит срочный (шестимесяч­ный, двухлетний, трехлетний) характер.

Важно различать режимы, которые действуют непосредствен­но, на основе прямого применения закона (таможенный склад, реимпорт) и под которые товары могут быть помещены только с разрешения таможенного органа (реэкспорт, отказ в пользу го­сударства).

Основная масса специальных режимов перемещения регули­рует только действия с товарами, а режимы уничтожения, отка­за в пользу государства рассчитаны и на товары, и на транспор­тные средства.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.