Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовой режим чрезвычайного положения






Развитие человеческого общества представляет собой слож­ный, противоречивый процесс. В определенные периоды его жиз­недеятельности происходит обострение социальных и техноген-ных противоречий, противоречий между природой и обществом. Это влечет за собой возникновение этнических и социальных, политических и военных конфликтов, экономических катастроф, крупномасштабных промышленных аварий и т. п. Экстремаль­ные ситуации угрожают жизни и здоровью людей, создают усло­вия для уничтожения значительных материальных и духовных ценностей. Они грозят дестабилизацией и разрушением социаль-


204 Глава II. Специальные административно-правовые режимы

ной системы и требуют безотлагательного принятия неординар­ных мер и прежде всего правовых, организационных, экономи­ческих, материально-технических.

Анализ чрезвычайных ситуаций выявил рост числа пожаров и взрывов в жилых, промышленных зданиях и сооружениях, ави­ационных катастроф, аварий на магистральных трубопроводах, на сетях коммунального хозяйства и в системах жизнеобеспече­ния городов, случаев массовых отравлений людей.

Наряду с ростом происшествий техногенного характера отме­чается и увеличение количества чрезвычайных ситуаций природ­ного характера. Лесные пожары, инфекционные заболевания, сти­хийные бедствия наносят значительный ущерб экономике, влекут гибель людей.

Экстремальная (чрезвычайная) ситуация представляет собой совокупность опасных для общества факторов, создающих угро­зу безопасности жизненно важным интересам личности, общест­ва и государства и требующих для своего урегулирования иного нормативного воздействия, иной управляющей подсистемы, чем те, которые действуют в обычных условиях.

Правовые режимы, при помощи которых происходит такая перестройка юридического инструментария, можно определить как экстремальные (чрезвычайные). Они относятся к админис­тративно-правовым.

Чрезвычайные режимы — это специальные правовые режи­мы жизнедеятельности населения, осуществления хозяйствен­ной деятельности и функционирования органов власти на тер­ритории, где возникла чрезвычайная ситуация. Главное в их содержании то, что они изменяют правовой статус субъектов этой территории, систему органов исполнительной власти, устанавли­вают меры, которые используются для урегулирования ситуации.

Законодательство закрепляет три основных разновидности чрезвычайных режимов: 1) «особое»; 2) чрезвычайное и 3) воен­ное положение. Из них наибольшее внимание законодатель уде­лил режиму чрезвычайного положения (ЧП).

Правовую основу чрезвычайного положения, кроме конституци­онных норм (ст. 56, 88, 102), составляют Закон «О чрезвычайном положении», а также законодательные акты, в основном регла­ментирующие деятельность отдельных органов государственного управления в условиях ЧП, — Законы «О милиции», «О внут­ренних войсках Министерства внутренних дел Российской Фе­дерации», «О безопасности» и др.

Режим чрезвычайного положения при наличии чрезвычайной ситуации вводится в установленном законом порядке компетен-


§ 2. Правовой режим чрезвычайного положения 205

тными государственными органами. Иными словами, существу­ют фактическое (ЧС) и юридическое (правовой акт) основания возникновения данного правового режима.

Главное в его содержании: 1) ограничение прав и свобод граж­дан, коллективных субъектов права; 2) изменение системы госу­дарственной власти путем образования новых исполнительных органов, перераспределения компетенции, предоставления допол­нительных полномочий.

Цели введения режима ЧП — нормализация в кратчайшие сроки обстановки, устранение угроз безопасности, восстановле­ние законности, нормальной деятельности, оказание помощи пос­традавшим гражданам, организациям, ликвидация последствий беспорядков, эпидемии, катастрофы, стихийного бедствия.

Законодательство РФ, определяя основания объявления ЧП, дает характеристику возможных обстоятельств, используя сле­дующие критерии:

а) конкретные явления, возникновение которых создает опас­ность для жизни и здоровья граждан, нормальной деятельности государственных институтов, имущества: эпидемии, эпизоотии, крупные аварии;

6) обстоятельства, служащие основанием для объявления ЧП, должны представлять собой реальную, чрезвычайную и неиз­бежную угрозу. То есть законодатель не связывает основания объявления ЧП с наступлением конкретных явлений или собы­тий; применение чрезвычайных мер может быть вызвано и угро­зой наступления реальной опасности; задачей ЧП будет как раз устранение такой угрозы;

в) сферы, в которых могут возникнуть чрезвычайные ситуа­ции, — общественный порядок, межнациональные отношения, взаимоотношения природы и общества;

г) степень крйзисности чрезвычайной ситуации должна быть таковой, чтобы органы государственной власти признали, что существующие у них в силу обычного законодательства возмож­ности недостаточны и что для ее урегулирования необходимо применение чрезвычайных мер.

Закон различает два вида ЧП: 1) вызванное попытками на­сильственного изменения конституционного строя, массовыми беспорядками и т. п., если они создают угрозу жизни и безопас­ности граждан, нормальной деятельности государственных ин­ститутов'; 2) порождаемое стихийными бедствиями, эпидемия-

' Новым законом необходимо четко установить, что режим ЧП может быть введен и при организованном вооруженном неповиновении, вооруженном мяте­же, попытках нарушить целостность России.


206 Глава II. Специальные административно-правовые режимы

ми, эпизоотиями, крупными авариями, ставящими под угрозу жизнь и здоровье населения и требующими проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ (социальное бедствие).

Известно, что законы — нормативные акты, обладающие выс­шей юридической силой. Помимо всего прочего, это означает, что они могут быть отменены, изменены или приостановлены только актами, принятыми тем же законодательным органом. Из этого конституционного принципа правового государства есть исключе­ния, одно из которых — предоставление, согласно ст. 88 Консти­туции РФ, Президенту Российской Федерации права издавать указ о введении чрезвычайного положения с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Предоставление Президенту права вводить режим ЧП вполне оправдано: он имеет в своем распоряжении эффективный меха­низм оперативного реагирования на кризисные ситуации, может быстро запустить в работу чрезвычайный инструментарий'.-

«Чрезвычайный» указ сохраняет свою силу в течение 24 часов при работающем парламенте и в течение 72 часов — в период между сессиями. После утверждения данного указа Советом федерации он действует в течение названного в нем срока, но может быть отменен досрочно.

В указе об установлении режима ЧП должны быть названы: а) обстоятельства, послужившие основанием для его введения; б) обоснование необходимости введения ЧП; в) государственные органы, ответственные за осуществление режима ЧП, и точные границы чрезвычайных полномочий тих органов;

г) границы территории, на которой вводится ЧП; д) время вступления в силу акта о ЧП, а также точный срок, на который вводится ЧП.

Акт о введении ЧП доводится до сведения населения через средства массовой информации не менее чем за 6 часов до вступ­ления его в законную силу, за исключением обстоятельств, тре­бующих неотложных мер по спасению населения, когда ЧП вво­дится немедленно и без предупреждения.

Срок действия режима ЧП, вводимого на всей территории РФ, не может превышать 30 дней, а вводимого на части ее террито­рии — 60 дней. По истечение этого срока ЧП прекращается или продлевается на такой же срок в таком же порядке, как ЧП уста-

' Конституции ряда субъектов Федерации тоже предоставили право вводить режим ЧП своим президентам, губернаторам, главам администраций.


§ 2. Правовой режим чрезвычайного положения 207

навливается. Чрезвычайная ситуация видоизменяет обществен­ные отношения, являющиеся объектом управленческого воздей­ствия и тем самым влияет на систему исполнительной власти. Чрезвычайное законодательство России предусматривает: во-первых, введение прямого президентского правления, при котором органы исполнительной власти территории, на которой введено ЧП, ставятся в прямое подчинение Президенту либо на­значаемому им органу;

во-вторых, создание специальных временных органов — вре­менных администраций, комитетов, штабов, комендатур, являю­щихся федеральными органами исполнительной власти, которым могут быть переданы полностью или частично распорядитель­ные и исполнительные полномочия органов государственной вла­сти территории, где введено ЧП.

Увеличение полномочий органов исполнительной власти в ус­ловиях чрезвычайного положения происходит одновременно с ограничением прав и свобод граждан. В условиях социальных бедствий управленческое воздействие направлено на ликвида­цию их причин, обеспечение хозяйственно-восстановительных работ, эвакуацию людей и оказание им помощи, поддержание особого режима проживания на указанной территории, содейст­вие деятельности органов власти и иных организаций. В соответ­ствии с этими задачами государственные органы применяют сле­дующие меры: временно выселяют граждан из районов, опасных для проживания с обязательным предоставлением жилища; про­водят санитарно-противоэпидемические мероприятия; устанав­ливают особый режим работы предприятий, учреждений, орга­низаций; в исключительных случаях проводят мобилизацию трудоспособного населения и транспортных средств граждан.

ЧП, объявляемое в связи с возникновением массовых беспо­рядков, представляет собой жесткий административно-правовой режим ограничений и запретов, основу которого составляют меры предупредительно-пресекательного характера. Предусматрива­ется возможность: ограничения свободы печати; приостановле­ния деятельности политических партий и других общественных организаций, препятствующих нормализации обстановки; огра­ничения продажи оружия, спиртных напитков, а в исключитель­ных случаях — изъятие у граждан и организаций предметов и веществ, использование которых в условиях ЧП угрожает об­щественной безопасности; выдворения нарушителей обществен­ного порядка, не являющихся жителями данной местности, за пределы территории, на которой объявлено ЧП; установления комендантского часа.


208 Глава II. Специальные административно-правовые режимы

Государственным органам даются полномочия изымать у граж­дан и организаций оружие, звукоусиливающие технические сред­ства и другие предметы, использование которых влияет на со­стояние общественной безопасности, вводить запрет на проведение собраний, митингов, забастовок.

Одновременно идет усиление административно-правовой дея­тельности. Это выражается в: а) закреплении в законодательстве новых составов административных проступков (например, нару­шение комендантского часа, распространение провокационных слухов); б) увеличение штрафных санкций за отдельные виды правонарушений; в) установление особых административно-про­цессуальных правил. Например, вводится новая фигура в адми­нистративную юрисдикцию — комендант района чрезвычайного положения, сокращается срок рассмотрения дел об администра­тивных правонарушениях.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.