Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Условия эффективности административных актов






Главный критерий, которому должна удовлетворять вся дея­тельность и структура исполнительной власти, а значит, и ее решения, — эффективность. Государственная администрация, ее правовые акты призваны своевременно и с наименьшими затра­тами добиваться наиболее полезных для граждан, общества и государства результатов, приносить стране пользу, оправдыва­ющую те материальные и нематериальные затраты, которые вызваны ее существованием.

Эффективность управленческих решений зависит от многих факторов: их качества, организации исполнения, стабильности обстановки, квалификации кадров и др. Качество самих актов зависит от соблюдения их авторами ряда требований, которым должны соответствовать издаваемые ими административные акты.

' Российская газета. 1992. 26 июня.

' В таких случаях решение может быть принято, хотя его поддержали менее половины членов коллегиального органа (например, из 15 членов на заседании присутствовало 9 человек, а «за» проголосовало 5).


§ 3. Условия эффективности административных актов 163

Первое требование — целесообразность, полезность с точки зрения не личных, не аппаратных, а публичных интересов. В основе акта должно лежать общественное благо, а не каприз ру­ководителя. Чтобы акт был целесообразным, он должен быть на­учно обоснован, соответствовать реальной обстановке, своевре­менно принят. В акте следует учесть и права человека, и уровень сознания, культуры масс, и плюрализм интересов, мнений, воз­можностей решения проблем, и существование механизмов са­морегуляции. Очень важно также обеспечить комплексность в решении вопросов, учитывать ранее принятые акты.

«Одна из основных трудностей в управленческой деятельнос­ти состоит в необходимости принимать решения в условиях не­определенности или при неполных знаниях о возможных послед­ствиях предпринимаемых действий»'. Принимая сложные и, тем более, уникальные решения, субъекты административной влас­ти часто не имеют ни времени, ни возможности получить, обра­ботать всю необходимую информацию, просчитать все возмож­ные варианты действий и последствий. В ряде случаев решения принимаются в условиях дефицита информации, большей или меньшей неопределенности, связаны с управленческим риском. Поэтому огромное значение имеют квалификация, профессиона­лизм должностных лиц, их знания, опыт, интуиция, мастерство.

Административно-правовое регулирование преследует цель обеспечить целесообразность, полезность, научную обоснованность правовых актов. Прямо, само по себе право не обеспечивает до­стижения такого результата, а может лишь способствовать ему. Но правовые нормы, закрепляя процедуры принятия управлен­ческих решений, обязательность обсуждения, согласования про­ектов, проведение конкурсов, устанавливая сроки, процедуры го­лосования и т. п., способствуют повышению обоснованности правовых актов исполнительной власти.

Нецелесообразность акта может сделать его эффективность нулевой. Более того, исполнение такого решения может причи­нить огромный вред обществу, несравнимый с затратами на под­готовку, принятие и исполнение решения. Достаточно напомнить об ущербе, нанесенном непродуманным размещением строитель­ства, мерами, принятыми в 1985—1989 гг. по борьбе с пьянством, решением о вводе войск в Афганистан, рядом актов о приватиза­ции, налогообложении.

Акт исполнительной власти должен быть законным. Это озна­чает соблюдение ряда условий:

^ Морис У. Наука об управлении. М„ 1971. С. 15.


164 Глава 8. Правовые акты исполнительной власти (административные акты)

1) наличие компетенции у его автора;

2) соответствие его закону по существу;

3) соответствие цели закона;

4) принятие его в установленный законом срок;

5) соблюдение процессуальных правил издания акта. Нормы о компетенции определяют подведомственность дел, объектов и полномочия субъектов власти. Компетенция может быть постоянной и временной (в связи с временным замещением вышестоящего руководителя, делегированием полномочий, вве­дением чрезвычайного положения). Определение компетенции — это разграничение труда по управлению и возложение решения дел на определенные органы, должностных лиц. Учитывая тех­нические, профессиональные, экономические, политические ус­ловия, законодатель им поручил принятие соответствующих ре­шений. И первый вопрос, который стоит перед тем, кто собирается издать акт, и перед тем, кто оценивает его законность, это вопрос о компетентности автора решения.

Соответствие закону по существу означает, что акт в целом и все его части не выходят за рамки установленных действующи­ми правовыми нормами требований. Он должен не противоре­чить не только закону, но и решениям вышестоящих органов ис­полнительной власти. Индивидуальные административные акты, кроме того, не могут противоречить нормам, установленным этим же органом.

Субъект исполнительной власти обязан, издавая правовые акты, руководствоваться той целью, которую имел в виду реализовать законодатель (вышестоящий орган), предоставляя ему полномо­чия принимать решения. Если же автор акта, реализуя свои пол­номочия, преследует иную цель, — это называется превратным осуществлением власти, делает акт порочным. Например, введе­ние карантина якобы в санитарных целях, а на самом деле для того, чтобы помешать вывозу сельхозпродуктов из районов'.

В ряде случаев установлены давностные сроки совершения властных действий. Так, административное взыскание может быть наложено в течение двух месяцев со дня совершения проступка (ст. 38 КоАП РСФСР). Акт, принятый по окончании срока дав­ности, считается незаконным.

Законность акта связана также с выполнением существенных процессуальных правил его принятия. В их числе наличие за­ключения специалистов (например, медицинского заключения при

' См.: Лазарев К. Некоторые случаи несоответствия административных актов целям закона. // Сов. гос. и право. 1992. № 3.


§ 3. Условия эффективности административных актов 165

решении вопроса о направлении на принудительное лечение), предварительного предупреждения, представления, заявления, жалобы, протеста как повода для начала соответствующей про­цедуры, соблюдение требований о кворуме, согласовании, после­дующем утверждении, регистрации, опубликовании или ином способе доведения акта до сведения граждан, организаций.

Одной из важнейших презумпций, лежащих в основе режима законности, является презумпция законности административно­го акта. В соответствии с нею он считается законным, если в установленном порядке официально не будет установлено иное. А значит, он должен исполняться, сомнения в его законности не препятствуют его действию. Презумпция законности акта испол­нительной власти не действует при осуществлении правосудия. Если законность акта имеет значение при осуществлении право­судия, суд обязан проверить наличие этого признака.

Почему нужна презумпция законности? Потому что в право­вой системе нормативные и индивидуальные акты исполнитель­ной власти играют очень важную роль. Если бы каждому сомне­вающемуся было позволено не исполнять административный акт, законность сразу бы рухнула, в стране воцарилась бы анархия. Конечно, среди таких актов есть и незаконные и их исполнение вредно для общества, но этот вред неизмеримо меньше вреда, причиняемого правовым нигилизмом, отказом от принципа за­конности. Это — выбор наименьшего зла.

В науке административного права акты, не соответствующие требованиям законности, считаются дефектными. Их делят на ничтожные и оспоримые.

Ничтожными признаются акты, юридическая несостоятельность которых настолько очевидна, что они не подлежат исполнению. Презумпция законности на них не распространяется. Они не по­рождают юридических последствий, служащие не вправе их ис­полнять и, более того, несут ответственность за их исполнение. Ничтожный акт как акт власти не существует с момента его из­дания. Акты признаются ничтожными, если: а) есть прямое указание закона;

б) грубо нарушена подведомственность административных дел (в таком случае можно говорить об административном самоуп­равстве, например, начальника РОВД, который самовольно все­ляет своего подчиненного в освободившуюся квартиру);

в) нет законного основания (заявления, представления и т. д.) для принятия акта; г) нарушен срок давности;


166 Глава 8. Правовые акты исполнительной власти (административные акты)

д) акт предписывает совершение преступления и т. д., и т. п.' Незаконность оспоримых актов не очевидна, спорна. Они нахо­дятся под сенью презумпции законности и подлежат исполне­нию, что не лишает индивидуальных и коллективных субъектов права оспорить их законность в установленном порядке. Не ис­ключено, что акт в целом или частично будет признан не соот­ветствующим закону, отменен или изменен и даже аннулирован, то есть признан ничтожным, не породившим никаких юридичес­ких последствий для тех, кому он адресован. А для должностного лица, издавшего незаконный акт, последствия могут наступить самые отрицательные — вплоть до освобождения от должности и уголовной ответственности.

Третий вид требований, предъявляемых к актам исполнитель­ной власти, — организационно-технические. С некоторой долей условности можно говорить о требованиях к культуре оформле­ния акта, выполнение которых — важное условие его эффектив­ности.

Это прежде всего требования к языку акта. Он должен быть ясным, четким, лаконичным, понятным для тех, к кому он обра­щен. Безупречным должно быть его грамматическое оформле­ние, любые ошибки могут исказить его смысл^

Культурность акта связана с его внешним оформлением: при­своением ему номера, наличием в тексте даты издания, сведений о том, где и кем он принят, подписей. Как правило, текст акта должен быть отпечатан. Письменные акты — особый вид слу­жебных документов, и в ряде случаев они должны быть офор-

'Еще в артикулах Петра Первого указывались три условия необязательности приказа начальника, если требуемое деяние: а) «не касается службы»; б) «непри­стойно ей»; в) «не соединено с пользой его Величеству или государству».

Указом 1724 г. «О бытии подчиненных в послушании у своих командиров» Петр Первый установил: «Всем подчиненным быть в послушании у своих коман­диров во всем, что не противно Указу. А ежели что противно, того отнюдь не делать... Но должен командиру своему... объявить, что то противно указам, и ежели не слушает, то протестовать и доносить вышестоящим над ним команди­рам, а ежели в том тоже увидит противность, то генерал-прокурору, или в не-бытность его — обер-прокурору, а ежели в них усмотрит противность, то доно­сить его Величеству, чтобы была сама истина».

' К хрестоматийному примеру, когда смысл команды «казнить нельзя помило­вать» становится противоположным в зависимости от того, до или после слова «нельзя» поставлена запятая, можно добавить массу современных примеров. Так, в команде «выделить две машины: «Жигули» и «Запорожец» при оформлении «потеряли» двоеточие, и организация получила три машины по бумаге, в которой значилось: «выделить две машины «Жигули» и «Запорожец», а гражданину, ко­торому тоже была положена машина, ничего не досталось.


§ 4. Процесс принятия административных актов 167

млены на специальных бланках, формулярах, иметь четкие от­тиски штампов, печатей.

Культурность предполагает также своевременное доведение надлежащим образом оформленных актов до сведения исполни­телей и заинтересованных субъектов, правильное ведение де­лопроизводства и, в частности, хранение письменных актов. Та­ким образом, целесообразность (полезность), законность и культурность правового акта — важнейшие условия его качест­ва, его эффективности. И такие требования должны предъяв­ляться к каждому решению административной власти.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.