Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды форм деятельности исполнительной власти






Все явления окружающего нас мира имеют форму и содержа­ние, которые взаимосвязаны, активно влияют друг на друга. Со­держание — это совокупность элементов, процессов, связей, от­ношений, образующих данный феномен, а форма — способ существования, внешнее проявление, структура содержания.

Общепризнано существование у каждого объекта внутренней и внешней форм. Последняя — это внешняя граница, внешний об­раз объекта, она выражает и обеспечивает его связь с другими явлениями. Под внутренней формой понимается способ связи эле­ментов целого, его структура. Форма таких сложных систем, как государство, право, исполнительная власть, сама очень сложна, у нее много сторон, своя структура.

Правильное понимание проблемы формы управления (испол­нительной власти) способствует более глубокому проникновению в ее содержание. Еще больше его практическая ценность, так как эффективность управления в немалой степени зависит от пра­вильного использования всего арсенала форм деятельности. Уме­лое сочетание различных элементов формы способствует лучшей организации административной власти, совершенствованию ее связей с внешней средой.

Содержание деятельности исполнительной власти составляют выполняемые ею управленческие функции. А понятие ее формы многоаспектно, она имеет много форм. Организационной формой административной власти является аппарат, государственная администрация юридически в основном оформлена администра­тивным правом.

В административно-правовой науке под формами управления чаще всего понимаются «виды действий органов управления с точки зрения их внешнего выражения»', «внешнее практическое выражение конкретных действий, совершаемых органами госу­дарственного управления...»^ В общем с таким мнением можно согласиться, если признать его одним из возможных подходов к анализу формы функционирования исполнительной власти и если иметь в виду деятельность всех субъектов публичного управле-

' Советское административное право. Учебник для вузов. М., 1990. С. 150 (автор главы М. И. Пискотин).

" Советское административное право. Учебник для вузов. М., 1985. С. 174 (автор главы Ю. М. Козлов).


§ 1. Виды форм деятельности исполнительной власти 151

ния. Фактически здесь речь идет о различении исполнительно-распорядительной деятельности по ее конечному результату или, иными словами, ее правовым последствиям.

При таком подходе различают правовые и неправовые формы осуществления исполнительной власти. Правовой считается дея­тельность, которая непосредственно влечет определенные право­вые последствия и осуществляется на основе довольно полного юридического оформления. Среди правовых форм выделяются: 1) принятие правовых актов (решений); 2) заключение договоров; 3) совершение иных юридически значимых действий.

Для достижения стоящих перед ними задач субъекты испол­нительной власти издают огромное число правовых актов. С их помощью устанавливаются новые юридические нормы, изменя­ются или отменяются старые (правотворческая деятельность), формируются новые правоотношения, изменяются, прекращают­ся ранее действовавшие (правоприменительная деятельность).

С каждым годом расширяется договорная практика субъектов исполнительной власти. Если в прошлом они в основном были стороной в трудовых отношениях (коллективных, трудовых дого­ворах), то теперь они заключают много административных дого­воров (соглашения между разными субъектами управления, кон­тракты о службе в милиции, вооруженных силах и т. д.). И хотя при вступлении в гражданско-правовые сделки они выступают в другом качестве, действуют как юридические лица, их участие в гражданско-правовых договорах можно рассматривать как вспомо­гательную деятельность, способствующую выполнению их основ­ной — управленческой — функции. Велика роль исполнительной власти в подготовке, а часто и в заключении государственно-пра­вовых договоров между субъектами Федерации, межгосударствен­ных и иных международных договоров.

Неправовыми формами деятельности исполнительной власти считаются организационные действия и материально-техничес­кие операции. Они тоже осуществляются в рамках действующего законодательства, но часто такая деятельность правом регламен­тируется лишь в общем. Главная же их особенность состоит в том, что эти действия непосредственно юридических последствий не влекут.

Чаще всего встречаются такие организационные действия, как проведение совещаний, обсуждений, проверок, распространение передового опыта, разработка прогнозов, программ, методичес­ких рекомендаций, осуществление бухгалтерского и статистичес­кого учета, организация демонстраций, пресс-конференций, встреч с трудовыми коллективами, представителями общественных объединений.


152 Глава 7. Формы деятельности исполнительной власти

Выполнение материально-технических операций связано с де­лопроизводством (регистрация, оформление, размножение, рас­сылка документов), обработкой информации (подсчеты, подготовка данных для машинной обработки), разнообразными измерениями. К материально-техническим относятся и действия работников милиции, доставляющих в медицинские учреждения лиц, нужда­ющихся в неотложной помощи, исполняющих постановления об административном аресте (охрана, организация питания и др.).

Необходимо подчеркнуть, что эффективность функционирова­ния исполнительной власти в немалой степени зависит от умелого сочетания разных форм деятельности. Одностороннее увлечение изданием правовых актов, не подкрепленное организационными, материально-техническими действиями, может создать ситуацию, которая в народе называется «контора пишет». Руководители, увлекающиеся организационными действиями и недооцениваю­щие роль правовых средств, тоже могут не решить стоящих пе­ред ними задач, не получить желаемых результатов, стать «обе-щалкиными».

Известно, что правосудие всегда осуществляется в процессуаль­ной форме, которая является ее атрибутивным признаком. А ис­полнительная власть, управление может иметь процессуальную форму, а может и не иметь. Соответственно можно различать про­цессуальную и непроцессуальную формы осуществления власти.

Юридический процесс можно понимать как властную деятель­ность уполномоченных субъектов, направленную на решение кон­кретных юридических дел и достаточно полно урегулированную процессуальными нормами. Раскрывая это понятие, необходимо выделить основные признаки юридического процесса.

Во-первых, это деятельность, в которой реализуются властные полномочия. В соответствующих отношениях участвуют и гражда­не, и организации, но лидирующая роль принадлежит носителям публичной власти. Властность отличает процесс от разнообраз­ных процедур (заключение договоров, организация пресс-конфе­ренций, регистрации и т. д.).

Во-вторых, результатом процессуальной деятельности являет­ся решение юридических дел (принятие нормативного акта, при­ем в гражданство, применение санкции и т. д.). Поэтому она офор­мляется официальными документами как промежуточными, так и итоговыми.

В-третьих, она с большей или меньшей степенью детальности регламентируется процессуальными нормами, которые определяют участников процесса, их права и обязанности, подведомственность,


§ 2. Административный процесс 153

последовательность и сроки совершения действий, правила оформ­ления документов, принятия, обжалования, исполнения решений.

К сожалению, реализация властных полномочий не всегда ре­гулируется достаточно полно и четко. В этом отношении предсто­ит проделать большую работу, ибо развитость процессуальной формы — необходимое условие и показатель состояния демокра­тии и законности в стране, в отдельных сферах государственной жизни.

Процессуальная форма — это юридическая конструкция, ко­торая закрепляет целесообразные способы реализации властных полномочий, решения юридических дел. А процессуальной мож­но назвать деятельность, осуществляемую в процессуальной фор­ме, соответствующую всем названным выше признакам.

Исполнительная власть сама непосредственно и полностью осу­ществляет административно-процессуальную деятельность, ей принадлежит важная роль в законодательном, избирательном, бюджетном процессах, как правило, она начинает уголовные дела и исполняет приговоры судов, она же нередко участвует в граждан­ском и других правоприменительных процессах. Исполнительная власть участвует во всех существующих юридических процессах, она осуществляет большую и разнообразную процессуальную де­ятельность.

Полезно поделить всю исполнительно-распорядительную дея­тельность еще по одному критерию, связанному с формой. Этот критерий — гласность, открытость. В основном исполнительная власть действует гласно, информация о ее осуществлении доступна. Но существуют и негласные формы деятельности, информация о последних секретна. Это, например, оперативно-розыскная, раз­ведывательная, и частично внешне-экономическая деятельность.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.