Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Право гражданина на административную жалобу






Среди административных жалоб по правовым признакам раз­личаются общая и специальная. Порядок рассмотрения общих


§ 6. Право гражданина на административную жалобу 51

жалоб регулируется Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. в редакции от 4 марта 1980 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан». Осно­вания и порядок производства по специальным жалобам регули­руются специальными нормами, содержащимися в Уставе связи, Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил, КоАП РСФСР и в некоторых иных актах.

Право на общую административную жалобу является абсо­лютным, неограниченным, неотчуждаемым правом гражданина. Каждый дееспособный человек может подать ее по любому зна­чимому для него поводу, в любое время. Для реализации этого права не нужно чьего-либо предварительного согласия. Ему кор­респондирует абсолютная обязанность субъектов государствен­ной власти разъяснять гражданам их право на обжалование, принимать, регистрировать, рассматривать жалобы, давать от­веты заявителям.

Право на жалобу не ограничено по содержанию и по форме. Обжалованы могут быть любые действия, а также бездействие работников государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, расцениваемые как неправильные. Предмет жало­бы — не только незаконные, но и нецелесообразные или амо­ральные деяния. В письмах граждан зачастую речь идет о не­правильном использовании свободы усмотрения, несправедливом решении вопросов, отсутствии должной четкости, бестактности, невнимания к критическим замечаниям, использовании устарев­ших приемов в работе, необоснованном выборе площадок для нового строительства и др.

Предметом жалобы могут быть деяния, ущемляющие права и законные интересы как самого гражданина, так и других лиц. Обращение гражданина может быть направлено на защиту не только чьих-то личных, но и общественных интересов.

Очень широко граждане используют право обжаловать инди­видуальные административные акты. Реже встречаются жалобы о незаконности нормативных актов, хотя такие обращения граж­дан к автору акта или в иной компетентный орган вполне право­мерны.

В юридических нормах говорится об обжаловании действий должностных лиц, государственных и общественных органов. На практике данное положение толкуется значительно шире. Не­редко граждане пишут о бездействии должностных лиц, о непри­нятии надлежащих мер к нарушителям общественного порядка, обжалуют действия работников, не являющихся должностными лицами. Можно найти немало писем, содержащих претензии граж-


52 Глава 3. Индивидуальные субъекты административного права России

дан к работе аптек, больниц, клубов, школ и других социально-культурных учреждений.

Таким образом, действующее законодательство и сложившая­ся практика почти не знают ограничений права граждан на об­щую жалобу по содержанию. Обжалованы могут быть незакон­ные, нецелесообразные и аморальные деяния, индивидуальные и нормативные акты, действия и бездействие в сфере управления, производства, обслуживания. Субъекты обжалуемых деяний - не только органы, но и предприятия, учреждения, организации, не только должностные лица, но и рядовые служащие. Обращение может быть подано с целью защиты личных прав и интересов, прав и интересов других лиц, публичных прав и интересов.

По форме общая жалоба может быть письменной или устной и даже переданной по телефону, радио, индивидуальной и коллек­тивной. Законодательными актами установлено, что граждане вправе направлять жалобы в компетентные органы управления, депутатам, в прокуратуру, общественные и международные ор­ганизации.

В прошлом большое число жалоб поступало в редакции газет и других средств массовой информации. Ст. 42 Закона РФ «О средствах массовой информации», принятого 27 декабря 1991 г., было установлено: «Редакция не обязана отвечать на письма граж­дан и пересылать эти письма тем органам, организациям и дол­жностным лицам, в чью компетенцию входит их рассмотрение»'. Конечно, граждане могут посылать письма в редакции, но права обращаться туда с жалобами уже нет, так как оно не имеет кор­респондирующей обязанности их рассматривать, пересылать, отвечать на жалобы.

Подача общей административной жалобы не ограничена ка­ким-либо сроком. В законе отсутствуют и количественные огра­ничения права на жалобу. По одному и тому же факту гражда­нин может обращаться много раз в один и тот же, либо в разные органы, одновременно или в разное время. Представляется, что если в компетентную организацию непосредственно или из дру­гой организации поступает повторное письмо, содержание кото­рого аналогично первому, то очередную проверку можно и не проводить.

Еще одно формальное ограничение права на общую админис­тративную жалобу было установлено Указом Президиума Вер-

' ВВС РФ. 1992. № 7. Ст. 300. С изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными законами от 13.01.95 г. (СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 169), 6.06.95 г. (СЗ РФ. 1995. № 24. Ст. 2256), 19.07.95 г. (СЗ РФ. 1995. № 30. Ст. 2870), 27.12.95 г. (СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 4).


§ 6. Право гражданина на административную жалобу 53

ховного Совета СССР от 2 февраля 1988 г. «Письменное обраще-• ние гражданина, — сказано в нем, — должно быть им подписано с указанием фамилии, имени и отчества и содержать, помимо изложения существа предложения, заявления либо жалобы, также данные о месте его жительства, работы или учебы. Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмот­рению не подлежит»'.

По поводу содержания и применения этой нормы следует вы­сказать ряд соображений. Во-первых, на практике не считают анонимными жалобы, если в них указаны фамилия, имя и отчес­тво и адрес заявителя, либо место его работы, учебы, но отсутст­вует подпись. Признается, что фамилия и имя должны указывать­ся обязательно, адрес и место работы (учебы) — альтернативно, т. е. либо то, либо другое, а наличие подписи не обязательно. Во-вторых, рассматриваемая норма является общей, а потому она не изменила специальной, например, ст. 110 УПК РСФСР, в ко­торой сказано: «Письменное заявление должно быть подписано лицом, от которого исходит»; в ней не содержится требование указывать имя, отчество, адрес, место работы или учебы. В-треть­их, поступившая жалоба должна быть зарегистрирована. Не техни­ческий работник, а руководитель вправе признать ее анонимной и не подлежащей рассмотрению. Он же вправе, если автор пись­ма известен, порекомендовать ему внести в обращение необхо­димые сведения. В-четвертых, если в ходе проверки будет уста­новлено, что автор указал ложную фамилию, адрес и т. д„ то производство по ней должно быть прекращено. В-пятых, органи­зация, должностное лицо, гражданин, привлекаемые к рассмот­рению жалобы, после того как будет установлено, что она ано­нимна, вправе потребовать прекращения производства по ней. Их отказ дать пояснение, совершать какие-либо действия в этом производстве правомерен, а действия служащих, требующих объяснений, предоставления документов и т. д„ необоснованны. Полезно было бы закрепить правило, что служащие обязаны со­хранять втайне имя и другие данные о заявителе, если он просит об этом.

Общий срок рассмотрения жалоб граждан — один месяц. Из этого правила установлены три исключения.

1. Заявления и жалобы, не требующие дополнительного изуче­ния и проверки, решаются безотлагательно, но не позднее 15 дней. 2. Если для разрешения обращения необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материа­лов либо принятие других мер, срок производства может быть

* Известия. 1988. 4 февр.


54 Глава 3. Индивидуальные субъекты административного права России

продлен руководителем организации или его заместителем, но не более, чем на один месяц.

3. Жалобы военнослужащих и членов их семей разрешаются в центральных органах в 15-дневный, а в местных — в 7-дневный срок. В случае необходимости срок может быть продлен, но не более, чем на 15 дней.

Если два первых исключения связаны с содержанием жалобы, то третье — с ее автором.

Закон четко определил начало течения срока разрешения жа­лобы — со дня ее поступления в государственную или общес­твенную организацию, обязанную решить вопрос по существу. А необходимой ясности в определении момента окончания срока нет. Очень часто на практике таковым считают дату направле­ния ответа заявителю или дату, когда начато исполнение. Полез­но было бы более четко установить, когда можно считать произ­водство по жалобе законченным, учтя при этом то обстоятельство, что исполнение может потребовать длительного времени. В производстве по жалобам граждан выделяются четыре стадии. 1. Первичная обработка. На этой стадии получают письмен­ные, выслушивают устные жалобы, регистрируют их и в пяти­дневный срок обеспечивают первичное движение: определяют кто и как будет работать с жалобой, либо пересылают ее в компетен­тную организацию, уведомляя об этом заявителя.

2. Проверка жалобы. Здесь производится сбор необходимой информации (путем ознакомления с документами, бесед с людь­ми и т. д.), ее анализ, ознакомление с законодательством. Доволь­но часто проверка заканчивается составлением справки, содер­жащей соответствующие выводы. Представляется, что законом следует закрепить право заявителя знакомиться с собранными при проверке жалобы материалами, давать дополнительные по­яснения, заявлять ходатайства.

3. Принятие решения. О принятом решении сообщается заявите­лю, отрицательный ответ должен быть мотивирован. Сообщение может быть письменным или устным. В тех случаях, когда жало­бы не удовлетворяются, ответ всегда должен быть письменным^

' В 1979 г. во Франции был принят Закон «О мотивации административных актов». В нем сказано: «Ст. 1. Физические и юридические лица имеют'право быть немедленно информированы о мотивах вынесения затрагивающих их индивиду­альных управленческих решений, влекущих для них неблагоприятные последст­вия... Ст. 3. Требуемая настоящим Законом мотивация должна быть письменной и содержать изложение юридических и фактических обстоятельств, составляю­щих основу решения». (Французская республика. Конституция и законодатель-чые акты. М., 1989. С. 367).


§ 6. Право гражданина на административную жалобу 55

4. Исполнение принятого решения. Эта стадия факультативна, она существует, если жалоба полностью или частично удовлет­воряется, и помимо принятия по ней решения необходимо совер­шить действия по его исполнению.

Право на специальную административную жалобу, чаще всего является еще одним способом защиты прав, оно не конкурирует с правом на общую административную жалобу, а дополняет его.

Специальная жалоба характеризуется следующими призна­ками:

1) наличием специальных норм, устанавливающих особый по­рядок ее рассмотрения;

2) специальными основаниями для обжалования (приказ руко­водителя, постановление по делу об административном правона­рушении и т. п.), прямо названными в законе;

3) четким определением субъектов права, признанием таковы­ми, как правило, лишь определенных, лично заинтересованных в деле лиц и их законных представителей;

4) составлением обязательно в письменной форме, наличием адресатов жалобы (например, ст. 267 КоАП РСФСР, ст. 411 ТК РФ);

5) специальными сроками подачи жалобы;

6) процедурными особенностями в производстве по конкрет­ным видам жалоб;

7) специальными, более краткими, сроками ее рассмотрения. Анализ соотношения специальной и общей жалоб позволяет более четко уяснить смысл ряда положений специальных норм об обжаловании. Так, в ст. 266 КоАП РСФСР говорится: «Поста­новление районного городского народного суда (народного судьи) о наложении административного взыскания является окончатель­ным и обжалованию в порядке производства по делам об адми­нистративных правонарушениях не подлежит». Иными словами, установленный Кодексом порядок обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях не распрос­траняется на постановление судей. Значит, в этом случае специ­альная жалоба на постановление судьи не допускается, но общая возможна. Постановления же о наложении административных взысканий, принятые другими уполномоченными на то субъек­тами, могут быть обжалованы и в общем порядке, и в порядке производства по делам об административных правонарушениях.

Сопоставление общей и специальной, предусмотренной КоАП РСФСР, жалоб позволяет выявить их отличия. Во-первых, такая специальная жалоба может быть подана только лицом, привле­ченным к ответственности, потерпевшим или от их имени адво-

3*


56 Глава 3. Индивидуальные субъекты административного права России

катом (ст. 250, 266 КоАП РСФСР), а общая жалоба — каждым гражданином. Во-вторых, специальная жалоба данного вида дол­жна быть письменной (ч. 2 ст. 267 КоАП РСФСР), а для общей жалобы форма не установлена. В-третьих, адресатами специаль­ной административной жалобы выступают вышестоящие органы. Круг же адресатов общих жалоб значительно шире. В-четвер­тых, специальная жалоба должна быть направлена адресату в определенный срок (десять дней) со дня вынесения постановле­ния, а для общей сроки не определены. В-пятых, подача в уста­новленный срок специальной жалобы приостанавливает испол­нение постановления о наложении административного взыскания (ст. 270 КоАП РСФСР), обращение же с общей жалобой таких последствий не влечет. В-шестых, специальная жалоба подается через орган, вынесший постановление, который обязан в течение трех суток направить ее вместе с делом по подведомственности (ч. 2 ст. 267 КоАП РСФСР). Общую жалобу гражданин может направить по своему усмотрению прямо одному из многих адре­сатов. В-седьмых, жалоба в порядке производства по делам об административных правонарушениях рассматривается уполно­моченным на то органом в 10-дневный срок. Для разрешения об­щих жалоб законодательством установлены иные сроки.

Из приведенного примера очевидно, что право на специаль­ную жалобу намного ^же права на общую жалобу. Анализ зако­нодательства позволяет сделать вывод, что установление специ­ального обжалования преследует цель более квалифицированно и в сжатые сроки пересматривать дела, а следовательно, уси­лить защиту прав граждан. В самом деле, такие обращения ад­ресуются органам, уполномоченным принимать решения по су­ществу. Установление кратких сроков обжалования призвано побудить граждан действовать более оперативно, к тому же в ряде случаев установлены более краткие сроки рассмотрения специальных жалоб.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.