Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вера ислама






 

Репрезентативным мнением об отношении христианства к исламу, по крайней мере до недавнего времени, могло считаться послесловие Александра Росса к английской версии опубликованного в 1649 году французского перевода Корана. Автор послесловия обрушивается на Магомета и Коран со следующей обвинительной речью:

«Достойный читатель! Великий Арабский Самозванец сейчас, через тысячу лет, через Францию прибыл в Англию, и его Алькоран, или мешанина заблуждений (отродье, столь отличное от родителя и столь полное ересей, сколь ошпаренная голова может быть полна перхоти), теперь говорит на английском языке. Если вы кинете беглый взгляд на Алькоран, то обнаружите, что это всякая всячина, составленная из четырех основных ингредиентов: 1. Из противоречий; 2. Из богохульства; 3. Из невероятных басен; 4. Из лжи».

Обвинение в богохульстве выдвигается против Магомета, так как он утверждает, что Бог, не будучи женатым, не мог иметь Сына! Ложность этого аргумента, однако, видна из собственного взгляда пророка на природу Бога во второй суре Корана:

«Аллаху (Богу) принадлежит и восток и запад; и куда бы вы ни обратились, там лик Аллаха. Поистине, Аллах объемлющ, ведущий! И сказали они: “Взял Аллах для Себя ребенка”. Хвала Ему! Да, Ему принадлежит все, что на небесах и на земле! Все Ему покоряются! Он – творец небес и земли, а когда Он примет решение о чем‑ либо, то только говорит “Быть по сему! ” – и оно случается».

Магомет, пророк ислама, «желанный для всех народов», родился в Мекке в 570 году и умер в 632 году в Медине, или на одиннадцатом году Хиджры. Вашингтон Ирвинг так описывает знаки и чудеса, сопровождавшие рождение пророка:

«Его мать не испытывала болей при родах. В момент его появления в мир небесный свет озарил окружающую местность и новорожденный, подняв очи к небу, воскликнул: “Великий Боже! Нет Бога, кроме Бога, и я его пророк! ” Нас заверяют в том, что небеса и земля были взволнованы его приходом. Озеро Сава отступило к своим тайным источникам, оставив пересохшее дно, а Тигр, повернув свои воды вспять, затопил соседние земли. Дворец короля Персии затрясся до основания, а несколько его башен обрушилось. В ту же самую памятную ночь священный огонь Зороастра, охраняемый магами, горевший тысячу лет без перерыва, внезапно погас, и все идолы мира упали наземь» (см. «Магомет и его последователи»).

Когда пророк был еще ковыляющим младенцем, семикрылый ангел Джибриль явился ему и вынул из ребенка сердце. Этот Джибриль счистил черное пятно первородного греха, которое есть в каждом человеческом сердце из‑ за вероломства Адама, а затем вернул сердце на прежнее место в тело пророка (см. сноску к Корану в переводе Е. Палмера).

В юности Магомет путешествовал с караванами из Мекки, одно время был оруженосцем дяди и провел много времени среди бедуинов, от которых он перенял множество религиозных и философских традиций древней Аравии. Во время путешествий со своим дядей Абу‑ Талибом Магомет встретился с христианами‑ несторианами, когда караван расположился близ их монастырских стен. Здесь будущий пророк получил множество сведений относительно происхождения и доктрин христианской веры.

По прошествии лет Магомет достиг заметного успеха в делах и, будучи двадцати шести лет от роду, женился на женщине, у которой служил, богатой вдове приблизительно на пятнадцать лет старше него. Вдова по имени Хадиджа была женщиной корыстной. Обнаружив способности своего управляющего, она решила сделать его своим управляющим на всю жизнь. Хадиджа была женщиной выдающихся умственных способностей, и цельность ее натуры и преданность сыграли свою роль в быстром успехе ислама. Этой женитьбой Магомет возвысился от состояния умеренной бедности к богатству и власти, и столь показательным и примерным было его поведение, что он стал известен всей Мекке как «верующий и благоверный».

Магомет жил бы и умер бы как почитаемый и добропорядочный гражданин Мекки, если бы он не пожертвовал, не колеблясь, и богатством, и социальным положением во имя служения Богу, чей голос он услышал во время медитации в пещере на горе Хира в месяц Рамадан. Год за годом Магомет восходил на скалы и пустынные склоны горы Хира (так называемая Джебел Нур, «гора света») и здесь в одиночестве просил Бога открыть чистую религию Адама, ту духовную доктрину, которая была утеряна человечеством из‑ за религиозного раскола. Хадиджа, озабоченная аскетической практикой, влиявшей на физическое здоровье Магомета, иногда присутствовала при его утомительных бодрствованиях и женской интуицией почувствовала муки его души при рождении новой идеи. Наконец однажды ночью, когда ему было сорок лет, Магомет лежал на полу пещеры, завернутый в плащ, над ним сверкнула молния. На него нахлынуло такое чувство совершенного духовного мира и понимания благословенности небесного присутствия, что он потерял сознание. Когда он пришел в себя, ангел Джибриль стоял перед ним, держа шелковое покрывало с таинственными письменами. Из этих письмен Магомет получил основные доктрины, которые легли в основу Корана. Ангел Джибриль заговорил ясным и восхитительным голосом, заклиная Магомета стать пророком живого Бога.

Трепеща от испуга, Магомет поторопился к Хадидже, боясь, что это видение было внушено теми же самыми злыми духами, которые являлись языческим волшебникам, которых Магомет страстно презирал. Хадиджа заверила его, что его собственная праведная жизнь должна быть ему защитой и что он не должен бояться дьявольских происков. Успокоенный этими заверениями, Магомет стал ждать нового появления Джибриля. Когда тот, однако, не явился, душу Магомета наполнило такое отчаяние, что он пытался совершить самоубийство и был остановлен на краю пропасти только внезапным появлением Джибриля. Ангел заверил Магомета, что откровения, в которых нуждается его народ, будут даны, когда в том возникнет нужда.

Возможно, что в результате долгих периодов медитации, Магомет стал подвержен экстатическим обморокам. Когда различные суры Корана диктовались ему, он впадал в бессознательное состояние и, несмотря на холодный воздух, покрывался каплями пота. Часто такие приступы начинались без всякого предупреждения. В других случаях он сидел, завернувшись в одеяло, чтобы не простудиться, и внезапно, впав в бессознательное состояние, начинал диктовать то, что потом небольшой круг преданных друзей передавал изустно или записывал. Однажды Абу‑ Бакр обратил внимание на седые волосы в его бороде, Магомет, глядя на свои седые волосы, сказал, что это результат физического страдания в период откровений.

Если сочинения Магомета рассматривать просто как галлюцинации эпилептика и по этой причине не относиться к ним серьезно, то в таком случае христианским отрицателям учения пророка следует помнить, что, подрывая это его учение, они подрывают то самое учение, которое хотели бы утвердить, потому что многие из учеников, апостолов и святых ранней церкви были подвержены нервным болезням. Первым обращенным в веру Магомета стала его жена Хадиджа, за которой последовали члены его собственной семьи.

По этому поводу сэр Уильям Мур заметил:

«Высшим подтверждением искренности Магомета было то, что первыми обращенными в Ислам были не какие‑ то выдающиеся люди, а его друзья и семья, то есть те, кто был знаком с его личной жизнью. Они‑ то не могли не заметить тех особенностей, которые непременно проявили бы себя, будь он лицемерным обманщиком, действия которого дома и вне его сильно отличаются» (см. «Жизнь Магомета»).

Среди первых принявших веру Ислама был Абу‑ Бакр, ставший ближайшим и преданнейшим другом Магомета, а на самом деле даже его alter ego. Абу‑ Бакр, человек блистательных достижений, внес огромный материальный вклад в успех предприятия Магомета и, согласно воле пророка, стал лидером верных Магомету после его смерти. Айша, дочь Абу‑ Бакра, позднее стала женой Магомета, что еще больше укрепило дружбу этих двух людей. Спокойно, но настойчиво Магомет пропагандировал свои идеи среди узкого кружка влиятельных друзей. Когда энтузиазм его последователей укрепил Магомета до такой степени, что он стал проповедовать свои взгляды публично, он уже был лидером сильной и хорошо организованной секты. Опасаясь роста влияния Магомета, жители Мекки, в нарушение традиции не проливать крови в этом святом городе, решили истребить ислам, убив пророка. В этом предприятии соединились самые различные группы, с тем чтобы вина за это преступление разделилась бы между большим числом участников. Вовремя обнаружив опасность, Магомет, оставив в постели своего друга Али, покинул вместе с Абу‑ Бакром город и, избежав преследования жителями Мекки, соединился с группой своих последователей в Ятрибе, который потом был переименован в Медину. С этого инцидента, названного Хиджра («переселение»), начинается исламская хронологическая система.

С этого времени власть пророка начала расти, и на восьмой год Магомет занял Мекку после практически бескровной победы и сделал этот город духовным центром новой веры. Оставив свои знамена к северу от Мекки, он въехал в город и после семикратного объезда священной Каабы приказал уничтожить внутри нее 360 скульптур и изображений. Затем он вошел в Каабу и посвятил заново это сооружение Аллаху, монотеистическому богу ислама.

 

МАГОМЕТ ОЧИЩАЕТ КААБУ ОТ ИДОЛОВ

Избавляясь от идолов в Мекке, Магомет реализовал основное устремление своей жизни. Бездомный и преследуемый изгнанник, которого однажды вынудили оставить пядь земли, где он молился, чтобы его не забили до смерти камнями, Магомет вернулся завоевателем в город, где он родился. Традиционно пророк, «чье имя должно быть восхвалено», описывается как человек среднего роста, приятной наружности, с белой кожей, с наклонностями лидера. У него была необычайно большая голова, красивая шея, а вьющиеся волосы падали на уши. У него были пронзительные большие черные глаза, брови дугой, нос прямой, а густая борода достигала груди. Хотя, по преданию, волосы у него были черными, по всей вероятности, на самом деле они были каштановыми. Не существует ни одного известного изображения пророка, поскольку само учение ислама противится увековечиванию и обожествлению личностей. Наличие у Магомета комплекса внеличностного связано, несомненно, с недоразумением, существовавшим в его время в различных христианских сектах, которые занимались выяснением действительного родства Иисуса, человеческого сына, с Богом. Полагая эти теологические споры свидетельством того, что христианство Иисуса уже впало в идолопоклонство, арабский пророк говорил: «Иисус из Назарета был воистину пророком Аллаха и великим человеком, но смотрите, его ученики сошли однажды с ума и сделали из него бога». Даже в бреду на смертном одре Магомет был столь впечатлен христианской практикой воздвижения храмов над костями святых и мучеников, что вскричал: «О Аллах! Не дозволяй мою могилу превратить в объект поклонения».

Следующим шагом Магомета была амнистия всех его врагов, замышлявших убить его. Под его покровительством Мекка усилилась и стала средоточием великого ежегодного паломничества, которое продолжается по сию пору.

На десятый год после Хиджры Магомет совершил прощальное паломничество и в последний раз проехал во главе правоверных по священной дороге, ведущей к Мекке и Черному камню. Поскольку у него было сильное предчувствие смерти, он пожелал, чтобы его паломничество было образцом на будущие тысячелетия.

«Сознавая, что жизнь его уходит, – пишет Вашингтон Ирвинг, – Магомет во время своего последнего визита в священный город его веры пожелал запечатлеть в умах своих последователей свое учение как можно сильнее. С этой целью он часто молился в Каабе. “Послушайте меня, – говорил он, – потому что я не знаю, встретимся ли мы снова. О, мои слушатели, я человек такой же, как вы, и ангел смерти может предстать передо мной в любое время, и я должен буду повиноваться его зову”. Во время этой молитвы, как говорят, раскрылись небеса и раздался голос Бога: “Сегодня я благословляю твою религию и благословляю тебя”. Во время произнесения этих слов все, кто присутство вал при этом, пали на колени, и даже верблюд Магомета присел» (см. «Магомет и его последователи»). Завершив прощальное паломничество, Магомет вернулся в Медину.

 

Из книги «Картины Оттоманской империи» А. К. д’Оссона

НОЧНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ МАГОМЕТА НА НЕБО

В семнадцатой суре Корана сказано, что однажды ночью Магомет был перенесен из храма в Мекке в храм Иерусалима, но никаких деталей этого странного путешествия не приведено. В «Мишкату Эль‑ Масабих» Магомет приводит описание своего восхождения на семь небес в ледяное обиталище сокрытого покрывалами Бога и последующего возвращения на ложе, и все в одну ночь. Магомет был разбужен в ночи ангелом Джибрилем, который, после того как удалил сердце пророка, вымыл освободившуюся полость водой Замзам и упрочил сердце верой и наукой. Странное создание по имени Альбурак, или молния, был отдан пророку в помощники. Альбурак описывается как белое животное, имеющее тело мула, голову женщины и хвост павлина. Согласно некоторым версиям, пророк просто поскакал на Альбураке в Иерусалим, где, сойдя с седла на горе Мориа, ухватил нижний конец золотой лесенки, которая была спущена с неба, и, сопровождаемый Джибрилем, взошел через семь сфер, отделяющих землю от внутренней поверхности эмпирей. У ворот каждой из сфер стояло по патриарху, которых Магомет приветствовал. У первых ворот небес стоял Адам, у вторых – Иисус и Иоанн (сыновья сестер), у третьих – Иосиф, у четвертых – Енох, у пятых – Аарон, у шестых – Моисей, у седьмых – Авраам. Дается и другой порядок патриархов, где Иисус находится при седьмых воротах, и по достижении их Магомет просит Иисуса ходатайствовать за него перед Богом.

На седьмой год Хиджры в Хейбаре была сделана попытка отравить пророка. Когда Магомет взял отравленную пищу в рот, дьявольский замысел был разрушен – или выдал себя вкус мяса, или же, как полагают правоверные, это произошло благодаря божественному вмешательству. Однако Магомет уже проглотил немного пищи и до конца жизни страдал от действия яда. В одиннадцатый год эры Магомета, когда к нему пришла смертельная болезнь, Магомет считал ее следствием отравления. Во время этой болезни однажды ночью он посетил кладбище, полагая, очевидно, что он сам будет скоро среди мертвых. Провожатому он сказал после этого, что ему был предложен выбор – продолжать физическую жизнь или же прийти к Господу – и что он выбрал встречу с Творцом.

Магомет ужасно страдал от головной боли, а также от лихорадки, но 8 июня он, казалось, выздоровел. Он присоединился к своим последователям в молитве и, сидя во дворе, произнес речь ясным и сильным голосом. Он, похоже, потратил на это много сил, потому что для возвращения домой ему пришлось прибегнуть к помощи Айши. Здесь на соломенном тюфяке пророк ислама провел свои последние два часа на этой земле. Когда Айша увидела, что ее муж страдает от сильной боли, она, двадцатилетняя, приподняла седую голову человека, которого знала с детства и который казался скорее ее отцом, нежели мужем, и держала ее в своих руках до конца. Чувствуя приближение смерти, Магомет стал творить молитву: «О Господь, заклинаю Тебя, помоги мне в агонии смерти». Затем, уже шепотом, он повторил три раза: «Джибриль, войди в меня» (см. детали в «Жизни Магомета» У. Мура). В своей книге «Герой как пророк» Томас Карлейль так писал о смерти Магомета: «Его последними словами была молитва, прерываемая сердечными приступами, в трепетной надежде обращенная к Творцу».

Магомет был похоронен под полом того помещения, в котором он умер. Сегодняшнее состояние могилы описывается так:

«Над Хиджрой простерт зеленый свод с золоченым полумесяцем. Внутри здания находится гробница Магомета, Абу‑ Бакра и Умара, и там же было место для Господа нашего Иисуса Христа, который, как говорят мусульмане, снова посетит нашу землю, умрет там и будет похоронен в Баке. Тело пророка лежит на правом боку с правой рукой под щекой, а лицо обращено к Мекке. Рядом с ним похоронен Абу‑ Бакр, с обращенным к пророку лицом, а также Умар, в том же положении по отношению к своему предшественнику. Среди христианских историков есть популярная версия о том, что мусульмане верят, будто гроб Магомета висит в воздухе. Это не имеет никакого основания в мусульманской литературе. Нибур полагает, что эта история могла появиться из грубых картинок, продаваемых арабами иностранцам» (см. «Словарь ислама»).

По большей части характер Магомета понимается неверно. Нет никаких свидетельств в поддержку обвинений его в крайней жестокости и распущенности, Напротив, чем более тщательно исследователи изучают жизнь Магомета, тем более очевидными кажутся тонкие качества его натуры. Карлейль так говорил по этому поводу:

«Магомет, что бы о нем ни говорили, не был чувственным человеком. Мы сильно ошибемся, если будем полагать, что этот человек был обычным сластолюбцем, жаждущим обычных радостей и развлечений. Его дом был весьма экономным, а его еда состояла главным образом из хлеба и воды. Иногда месяцами в очаге не горел огонь. Бедный, трудолюбивый, плохо обеспеченный человек, безразличный к тому, к чему стремятся обычные люди. Они называли его пророком, говорите вы? Он стоял лицом к лицу с ними, не окруженный никакой тайной, в обычной одежде и обуви, сражаясь, советуясь, приказывая им, находясь в их рядах. Они должны были видеть в нем того человека, которым он был на самом деле, и называть его как угодно! Ни один император в тиаре не имел такой власти, как этот человек в простом плаще».

Отчаявшись завершить задачу примирения реальной жизни пророка с абсурдными утверждениями, долго считавшимися аутентичными, Вашингтон Ирвинг пытается защитить справедливое суждение:

 

«Его военные успехи не пробудили в нем гордости или тщеславия, как это было бы, если бы они были свершены в себялюбивых целях. В момент его наивысшей власти он сохранял все ту же простоту манер, как и в дни его несчастий… Это было полным отрицанием собственного “я”, что было связано с чистосердечной набожностью, которая была неизменной во все времена его жизни. Это весьма озадачивает всех тех, кто пытается сформировать свое мнение о характере Магомета. Когда он находился у смертного одра своего сына Ибрагима, его поведение выражало подчинение воле Бога даже в минуты полного отчаяния, и надежда скорого воссоединения с сыном в Раю была ему утешением» (см. «Магомет и его последователи»).

 

Когда после смерти пророка Айшу спросили о его привычках, она ответила, что он сам чинил свою одежду, обувь и помогал ей по дому. Как это далеко от западных представлений о Магомете, если, по словам Айши, его любимым занятием было шитье. Он также принимал приглашения рабов, разделял трапезу со слугами и при этом прислуживал им. Из всех пороков он больше всего не любил ложь. Перед своей смертью он освободил всех рабов. Он никогда не позволял своей семье использовать в личных целях народные деньги. Он любил сладости и пил в основном дождевую воду. Его время разделялось на три части: большая часть его отдавалась Богу, меньшая – семье и, наконец, оставшаяся – себе. Но эта самая малая, последняя часть посвящалась им служению народу. Он одевался в основном в белое, но носил также и красное, желтое и зеленое. Магомет вошел в Мекку с черным тюрбаном на голове и в черных одеждах. Он носил самые простые платья, говоря, что богатые одежды не делают человека набожным. Он очень заботился о чистоте своих зубов, и уже при смерти, будучи слишком слабым, чтобы говорить, он жестами показывал на зубочистку. Когда он боялся забыть что‑ нибудь, он привязывал к своему кольцу нитку. Он носил тонкое золотое кольцо и как‑ то заметил, что его последователи стали подражать ему в этом, и тогда он выбросил это кольцо, чтобы у них не появилась эта вредная привычка (см. «Жизнь Магомета»).

Пожалуй, наиболее частым и наиболее серьезным обвинением против Магомета была полигамия. Те, кто искренне верит, что гарем несовместим с духовностью, должны вычеркнуть псалмы Давида и притчи Соломона из круга чтения, потому что гарем исламского пророка ничто по сравнению с тем, что было у мудрейшего из царей Израиля, считавшегося любимцем Бога! Распространенное мнение о том, что Магомет учил, будто бы у женщины нет души и она может попасть на небо только через замужество, не подтверждается словами и поступками пророка во время его жизни. В докладе, озаглавленном «Влияние ислама на социальные условия жизни», прочитанном перед Мировым религиозным конгрессом в Чикаго в 1893 году, М. Уэбб говорит о таких обвинениях следующее:

«Говорят, что Магомет и Коран отрицают наличие души у женщины и приравнивают ее к животному. Коран же устанавливает ее полное равенство с мужчиной, а пророк даже ставит ее во многих отношениях выше мужчины». М‑ р Уэбб утверждает свою точку зрения, цитируя тридцать пятый стих из тридцать третьей суры Корана:

«Поистине, мусульмане и мусульманки, верующий и верующая, обратившийся и обратившаяся, верный и верная, покорный и покорная, дающий и дающая милостыню, постящийся и постящаяся, хранящий свое целомудрие и хранящая, поминающий и поминающая Аллаха много, – уготовал им Аллах прощение и великую награду!»

Здесь достижение небес является проблемой, которая решается через индивидуальные достоинства.

В день своей смерти Магомет сказал Фатиме, его возлюбленной дочери, и Сафие, его тетке: «Работайте и получите прощение от Бога, потому что нет у меня власти испросить у Него для вас спасение». Пророк не советует женщинам полагаться на добродетели мужа, нигде он не говорит, что спасение женщины зависит от человеческой непорочности ее супруга.

Несмотря на многие обвинения, сам Магомет никак не ответствен за противоречия в Коране, потому что эта книга была составлена и приняла известную форму через двадцать с лишним лет после смерти пророка. В нынешнем своем состоянии Коран представляет действительные доктрины Магомета, которые перемежаются явными вставками. Некоторые из таких вставок были мотивированы непониманием доктрин, а отдельные откровенные подделки были сделаны ради удовлетворения временных амбиций борющихся между собой групп внутри ислама. По этому поводу Годфри Хиггинс с обычной для него проницательностью говорит следующее:

«У нас есть Коран Магомета и первых четырех искренних и истовых патриархов, а есть Коран завоевателей и величественных сарацин – полных гордости и тщеславия. Коран эклектического философа не мог удовлетворить завоевателей Азии. Должен был возникнуть новый Коран, основанный на старом, дабы дать обоснование их преступлениям» (" см. «Апокалипсис»).

Для немногих посвященных очевидно, что Магомет обладал знанием тайной доктрины, которая составляла центральную часть каждой великой религиозной или этической системы. Магомет входил в соприкосновение с древними учениями мистерий по четырем каналам: 1. Через прямой контакт с великой школой в невидимом мире; 2. Через монахов‑ несториан; 3. Через таинственных святых, которые появлялись и исчезали, и в эти периоды появлялись суры Корана; 4. Через школы, существовавшие в то время в Аравии, хоть и в состоянии упадка, и несмотря на идолопоклонничество, все еще сохранявшие секреты древней мудрости. Можно сказать, что таинство ислама было основано на древних языческих мистериях, которые имели место в Каабе задолго до рождения пророка. Существует мнение, что многие церемонии нынешнего ислама происходят из арабского язычества.

Женский принцип постоянно утверждается в исламском символизме. Например, пятница, которая посвящена планете Венере, является священным днем мусульман. Зеленый цвет – это цвет пророка, и, будучи символом зелени, он неизбежно ассоциируется с Мировой Матерью. Исламский полумесяц и ятаган могут быть интерпретированы как символы Луны или Венеры, имеющих серповидную форму.

«Знаменитый “Камень Кабар”, Кааба, Кабир или Кебир в Мекке, – говорит Дженнингс, – который целует каждый правоверный мусульманин, является Талисманом. Говорят, что до сих пор на камне видна фигура Венеры с полумесяцем. Сама Кааба была сначала языческим храмом, где арабы поклонялись Аль‑ Уззе (от «Аль‑ Азиз» – Могущественный), то есть Венере» (см. «Енох, Второй посланник Бога» Кинилли).

«Мусульмане, – пишет сэр Уильям Джонс, – уже являются в некотором роде неортодоксальными христианами: они христиане, если прибегнуть к аргументам Локка, потому что они твердо верят в непорочное зачатие, божественный характер и чудеса МЕССИИ. Но они являются еретиками, когда неистово отрицают, что Он является Сыном и что Он равен Богу Отцу, о чьем единстве и атрибутах они выражают самые неожиданные идеи. Они рассматривают нашу доктрину как полное богохульство и настаивают на том, что наши копии Священного Писания были испорчены евреями и христианами».

 

Из книги А. К. д'Оссона «Картины Оттоманской империи»

КААБА, СВЯТОЕ МЕСТО ИСЛАМА

Кааба, здание в форме куба, находится посреди большого двора мечети в Мекке. Это самое священное место в исламском мире. Последователи пророка должны становиться лицом к нему пять раз в день в урочный час молитвы. Подобно последователям всех других религий, мусульмане сначала обращали свой взор во время молитвы к Востоку, но потом им было предписано обращать его к Мекке.

Мало что известно об истории Каабы до того, как она стала мусульманской мечетью, только что до этого она была языческим храмом. Во время захвата пророком Мекки Кааба была окружена двором, в котором было 360 идолов, уничтоженных Магометом перед тем как он вошел в святилище. «Древний дом», как именуется Кааба, является неправильным кубом около 38 футов в длину, 35 – в высоту и 30 – в ширину. Длина каждой стены варьируется и разнится на фут. В юго‑ восточном углу на расстоянии пяти футов над землей вделан священный и таинственный черный камень, или аэролит Авраама. Когда камень был дан патриарху ангелом Джибрилем, он был блестящим белым камнем, так что его можно было видеть со всех концов земли, но позднее из‑ за людских грехов он стал черным. Этот черный камень, по форме своей овальный, семи дюймов в диаметре, был разбит в VII веке и сейчас окантован серебром. Согласно традиции, Кааба сначала (за 3000 лет до сотворения мира) была сделана на небесах, где еще осталась ее модель. Адам возводил Каабу на земле точно под тем местом, где оригинал стоял на небе, и камни были выбраны с пяти священных гор: Синайской, Аль‑ Джуди, Хира, Оливет и Ливанской. Десять тысяч ангелов были призваны охранять сооружение. Во время потопа здание было разрушено, но вновь отстроено Авраамом и его сыном Измаилом. Вероятно, там, где находится Кааба, раньше был доисторический каменный алтарь или кольцо необработанных монолитов, подобных тому, что можно видеть в Стоунхендже. Подобно храму Иерусалима, Кааба претерпела много превратностей, и нынешний ее вид относится ко времени не ранее XVII века христианской эры. Когда Мекка в 930 году была разграблена, знаменитый Черный камень был захвачен кармелитами, которые обладали им двадцать лет, и неизвестно, вернули ли они его в обмен на царскую плату или же была произведена замена. Предполагают, что у северной стены Каабы находятся могилы Хаджара и Измаила; около входа, который располагается на высоте семи футов над землей, есть камень, который заложил Авраам, когда начинал возведение Каабы. Над кубообразным зданием возводились различные покрытия. Нынешнее покрытие сделано из черной, вышитой золотом парчи, которая ежегодно обновляется. Небольшие кусочки старой драпировки хранятся паломниками как святые реликвии.

Вход в Каабу – по приставной лестнице. Внутренние покои отделаны мрамором, серебром и позолотой. Хотя здание воспринимается как здание без окон, этот вопрос дискутируется. Доступ на крышу – через выложенную серебром дверь. Кроме священных книг в Каабе находятся тринадцать ламп. Огромный двор вокруг здания вмещает в себя большое число священных предметов. Двор окружен колоннадой, которая вначале состояла из 360 столбов. Во двор открываются девять ворот (священное число Метонического цикла, а также число камней во внутреннем кольце Стоунхенджа). Семь больших минаретов над Каабой, и одна из священных церемоний в связи со зданием заключается в семикратном обходе Каабы в усилиях изобразить движение небесных тел.

Последователи пророка утверждают, что из христианского Священного Писания были вычеркнуты следующие строки: «И тогда Иисус, Сын Марии, сказал: О дети Израилевы, воистину я апостол Бога, посланный к вам подтвердить закон, который был дан вам до меня, и сказать, что придет апостол и имя его будет АХМЕД». В данном тексте, содержащем пророчество Иисуса относительно утешителя, который придет после Него, далее говорится, что слово «утешитель» должно быть интерпретировано как «прославленный», что является прямым указанием на Магомета. Кроме того, языки пламени, снизошедшие на апостолов времен Пятикнижия, никоим образом не могут быть интерпретированы как обещающие утешителя. Однако когда просят определенных доказательств того, что исходное Священное Писание содержало так называемые ссылки на Магомета, мусульмане как контраргумент требуют, в свою очередь, оригинальных документов, на которых основано христианство. До тех пор пока подобные документы не обнаружены, предмет спора остается дискуссионным.

Игнорировать наследие культуры ислама было бы непростительным верхоглядством, потому что, когда полумесяц победил в Южной Европе крест, это было предвестием цивилизации, равной которой не было в те дни. В книге «Исследование мечети» Стэнли Лейн‑ Пул писал:

 

«В течение почти восьми веков Испания под властью магометан являла всей Европе блистательный пример цивилизованного и просвещенного государства. Искусство, литература и наука процветали так, как они не процветали нигде в Европе. Студенты целыми стаями ехали из Англии, Германии и Франции для того, чтобы пить из источников учености, которые были только в городах Мавритании. Хирурги и врачи Андалузии были в авангарде науки. Женщин поощряли заниматься серьезными исследованиями, и в Кордове можно было встретить довольно часто женщину‑ врача. Математика, астрономия, ботаника, история, философия и юриспруденция процветали именно в Испании».

 

«Библиотека оригинальных источников» таким образом суммирует воздействие ислама:

«Влияние магометанства в высшей степени недооценивается. Через сто лет после смерти Магомета оно распространилось на территорию Малой Азии, Африки, Испании, вырвав их из‑ под власти христианства, а это составляло больше половины тогдашнего цивилизованного мира. При этом там была установлена цивилизация, равной которой в века мрака не было. Она привела арабскую расу к высшей точке развития, улучшила положение женщин на Востоке, хотя и сохранила полигамию, была монотеистической и до возвышения турок поощряла прогресс».

В той же самой работе среди великих исламских ученых и философов, внесших важный вклад в человеческое познание, упомянуты Гербер, или Джафар, который в IX веке заложил основы современной химии, Бен Муса, который в X веке разработал теорию алгебры, Альхазе, который в XI веке провел фундаментальные исследования в оптике и открыл потрясающее действие выпуклых линз. В этом же одиннадцатом веке творили Авиценна, или Ибн Сина, чья медицинская энциклопедия пережила века, и великий каббалист Авицеброн, или Ибн Гебироль.

 

«Когда окидываешь взглядом науку магометан, – резюмирует только что цитированный автор, – становится ясно, что они заложили первые основания химии и сделали важные открытия в математике и оптике. Их открытия не оказали того влияния на ход европейской цивилизации, которое они должны были оказать, но это случилось только потому, что к тому времени Европа еще не созрела в своем просвещении и не смогла освоить эти богатства знания. Мусульмане сделали важные открытия в географии. Они обогнули Африку еще до Васко да Гамы. Состав пороха пришел в Европу от них. Мы никогда не должны забывать, что мрачные века в христианской Европе были ярчайшими в мусульманском мире. В области философии арабы начали с неоплатонизма, который они обнаружили в Европе, и постепенно перешли к аристотелизму».

 

Что означает тайна феникса, который возрождается каждые шестьсот лет? Из сокровищницы мировых мистерий можно услышать ответ. За шесть веков до Христа феникс мудрости (Пифагор) расправил свои крылья и умер на алтаре человечества в священном огне. В Назарете птица снова возродилась из пепла только для того, чтобы умереть на дереве, проросшем из черепа Адама. В 600 году после Рождества Христова появляется Ахмед (Магомет). И опять феникс страдает, в этот раз от яда Хейбара, из пепла его птица снова расправляет крылья, теперь уже в Монголии, где в XII веке Чингисхан устанавливает правила мудрости. Покружив над могучей пустыней Гоби, феникс снова теряет свою форму, которая сейчас лежит похороненной в стеклянном саркофаге под пирамидой, хранящей неуловимые следы мистерий. Через шестьсот лет после смерти Чингисхана Наполеон Бонапарт (который верил, что является избранником судьбы) служит еще одним подтверждением правоты легенды о периодическом возрождении мудрости. Чувствовал ли он в себе расправляющиеся крылья феникса и верил ли он, что надежда мира обретает в нем плоть? Орел на его штандартах мог быть фениксом. Это могло бы объяснить, почему Наполеон, который стремился установить царство Христа на земле, был в то же время настроен весьма дружелюбно к мусульманству.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.