Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 27. Антропологический поворот в философии середины XIX — начала XX века






Проблема человека становится одной из ведущих для западной философии XX столетия. Абстрактный индивид в исследованиях современных мыслителей уступает свое место анализу становления и бытия личности. Этот антропологический поворот был вызван, радикальными научными открытиями, вызвавшими бурный рост нового знания о человеке и переменами в научно-технической сфере. Всё это вместе взятое, а также социально-политические потрясения общепланетарного масштаба, случившиеся в этом веке, не могли не привести к революционным переменам.

Общей чертой, объединяющей все антропологические направления в философии, стал пересмотр предмета философской рефлексии. От исследования бытия и законов, по которым происходит его существование, свойственное классической метафизике, интерес перемещается в сферу субъективности. В ранг главного объекта философского анализа возводится сам человек, его индивидуальное сознание, смысл его личного присутствия в мире.

Тема человека красной линией проходит через всю историю философской мысли, она занимает центральное место и в современных размышлениях о сущности, предназначении и будущем человеческого рода.

В философской антропологии XX в. прослеживаются два основных подхода: первый восходит к Ницше (парадигма жизни), второй - к Кьеркегору (парадигма существования, или экзистенции). В рамках первого подхода человек рассматривается как витальное (жизненное) существо, а значит, представляет собой в конечном счете часть природного процесса. С точки зрения второго подхода, фундаментальной антропологической характеристикой является экзистенция. Человек здесь рассматривается как самость, результат собственного полагания и в то же время застает себя как нечто уже положенное. Он содержит в себе проективность и брошенность, свободу и фактичность, самополагание и положенность. Человеческое бытие есть с самого начала бытие-в-мире (Хайдеггер, Ясперс, Марсель, Сартр), ибо человек есть то, что он из себя делает.

Антропология – философское учение о природе и сущности человека.

Один из основоположников антропологии Шелер. Главной задачей философской антропологии Шелер считал раскрытие сущности человека, то есть ответ на вопрос: что есть человек? «И религии, и философия, — писал он, — до сих пор старались говорить о том, каким образом и откуда возник человек, вместо того чтобы определить, что он есть». При этом Шелер отчётливо осознавал сложность нахождения ответа на этот вопрос, поскольку «человек столь широк, ярок и многообразен, что все его определения оказываются слишком узкими». М. Шелер один из основоположников философской антропологии. Он выделяет следующие ступени развития психического: чувственное стремление (присуще всему живому - от растения до человека); инстинкт; ассоциативная память; практический интеллект (выбор и предвидение); дух (присущ только человеку) - принцип, противоположный жизни, ибо дух зависит от органической природы. Дух дает возможность познать бытие как сущность. Сущность человека Шелер видит не в мышлении или волении, а, следуя Паскалю, в любви: " человек есть существо любящее". Всякое познание и принятие ценности основывается на способности " участия" в бытии, коренящейся в любви. Чувство, волнение, мышление и любовь в своем единстве олицетворяют личность, обеспечивая ее уникальность и самосознание. Таким коллективным личностям", как государство, присуща особая форма сознания.

+ Гелен. Гелен при построении философии человека вообще в отличие от Плеснера отказывается от метафизики, т. е. спекулятивно-философской традиции, предлагая в качестве основы исходить только из философии природы. Человек, с его точки зрения, недостаточное существо, неукорененное в природе, лишенное прочной позиции в мире животных. Он, в отличие от животного, лишен полноценных инстинктов, специализированных органов чувств, не находится в " изначальной" гармонии с окружающим миром. Все это побуждает человека к деятельности, результатом чего является искусственный мир культуры, в котором человек только и может жить и формировать влечения, не заданные инстинктами. Позже Гелен обращается к анализу социального существования человека, социальным институтам, позволяющим человеку преобразовывать мир, рационализировать свое существование, определять личностные мотивации, освобождать человека от необходимости постоянного принятия решений, поскольку основные рецепты действий уже заложены в институтах.

Материализм Фейербаха неслучайно характеризуется как антропологический. Он

существенно отличается от материализма 18 в. В центре внимания Фейербаха не

отвлеченное понятие материи, как у большинства французских материалистов, а

человек как психофизическое единство, единство души и тела. Исходя из такого

понимания человека, Фейербах отвергает его идеалистическую трактовку, при

которой человек рассматривается прежде всего, как духовное существо. Согласно

Фейербаху, тело в его целостности как раз и составляет сущность человеческого

“Я”; духовное начало в человеке не может быть отделено от телесного.

Человеческая природа толкуется Фейербахом преимущественно биологически, и

отдельный индивид для него - не исторически- духовное образование, как у

Гегеля, а звено в развитии человеческого рода.

 

Только то, что дано нам через органы чувств - зрение, слух, осязание, обоняния -

обладает по Фейербаху подлинной реальностью. Антропологический принцип

Фейербаха в теории познания выражается в том, то он по-новому интерпретирует

само понятие “объект”. По Фейербаху понятие объекта первоначально формируется

в опыте человеческого общения, и поэтому первый объект для всякого человека -

есть другой человек. Любовь к богу, согласно немецкому философу, есть лишь

отчужденная, ложная форма подлинной любви - любви - к другим людям. “Человек

и природа неотъемлемы по Фейербаху. Человек у Фейербаха - это лишь

представитель рода человечества, это не античный человек, а немая

всеобщность”.

 

Многие ученые полагали, что интерес Гегеля к человековедению, как и вся его философия в целом, выросли из религиозных исканий мыслителя. «Индивид имеет бесконечную ценность», – провозглашает Гегель в «Философии религии». «Человек обладает бесконечной ценностью» – зеркальное отражение этой фразы мы находим в «Истории философии». «Человек является целью в себе самом благодаря своему божественному началу», – указывается в «Философии истории». «Бог есть бог лишь постольку, поскольку он знает самого себя; его знание самого себя есть, далее, его самосознание в человеке» – пишет немецкий мыслитель в «Философии духа», почти уравнивая в правах индивида и Абсолют.

 

Сущность человека в гегелевской концепции – дух, и эта короткая посылка ведет к весьма развернутым следствиям. Человек бесконечно внутренне глубок и сложен, так же сложен, как сам мир, как сам абсолют. И потому его нельзя объяснить, не объяснив самого мира и абсолюта. В этой связи антропология расширяет свои привычные пределы и простирается на все социально-историческое пространство, на весь смысловой универсум. Антропология превращается в онтологию. При этом Гегель рассматривает человека как сложнейшее, многомерное существо, детерминация деятельности и сама деятельность которого развертывается не в одной плоскости, а на многих уровнях. В человеке есть и субъективное, и объективное, и абсолютное. Он и конкретный субъект со своими индивидуально-природными особенностями, и элемент системы общественных отношений, продукт социализации, и часть Абсолютного, медиум бога.

 

Философы-антропологи: М. Шелер - А. Гелен - К. Лоренц - Э. Кассирер - Н. Бердяев - С. Франк - Л. Карсавин - Н. Лосский

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.