Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и особенности конкурентоспособности продукции






Конкурентоспособность – это комплекс потребительс­ких и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, то есть преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров-аналогов[6, c. 220].

Товар с низким качеством может быть конкурентоспособен при соответ­ствующей цене, но при отсутствии какого-либо свойства он потеряет привле­кательность вообще. Например, отсутствие вспышки у фотоаппарата практи­чески невозможно скомпенсировать снижением цены.

Помимо требований к товару, выдвигаемых каждым отдельным потреби­телем, существуют и обязательные требования, общие для всех товаров. Это нормативные параметры, которые устанавливаются[7, c. 144-151]:

- дей­ствующими международными (ИСО, МЭК и др.) и региональными стандар­тами;

- национальными зарубежными и отечественными стандартами;

- действу­ющими законодательствами, нормативными актами, техническими регламен­тами страны-экспортера и страны-импортера, устанавливающими требования к ввозимой в страну продукции;

- стандартами фирм-изготовителей данной продукции;

- патентной документацией.

Если хотя бы одно из требований не будет выполнено, то товар не может быть выведен на рынок.

При положительном результате анализа нормативных параметров перехо­дят к анализу конкурентоспособности товара на конкретных рынках.

Конкурентоспособность товара обусловлена, прежде всего, состоянием товара.

Насущный вопрос для предприятия изготовителя – необходимо ли разрабатывать стандартный товар, годный для всех отобранных рынков, или приспосабливать его к специфическим требованиям и особенностям каждого отдельного сегмента, создавая для этого определенное число модификаций базового изделия. И в том, и в другом случаях есть свои плюсы и минусы.

Так, хотя создание стандартного товара, единого для всех рынков, весьма заманчиво, но это нередко практически неосуществимо. В то же время политика дифференциации не оправдывает себя экономически там, где условия рынка позволяют осуществлять частичную или полную стандартизацию (универсализацию) изделия.

К выгодам такого рода стандартизации товара следует отнести: снижение затрат на производство, распределение, сбыт и обслуживание; унификацию элементов комплекса маркетинга; ускорение окупаемости капиталовложений и др. Неполное использование (в сравнении с дифференциацией) потенциальных возможностей рынка, недостаточно гибкая реакция маркетинга на меняющиеся рыночные условия в этом случае сдерживают нововведения.

Дифференциация, или модификация, товара позволяет более полно использовать “поглощающие” возможности рынков с учетом специфики их требований в отдельных регионах страны и зарубежных странах, заполнять те товарные ниши, где нет конкуренции или она незначительна. Однако определение такого направления в ассортиментной стратегии – дорогостоящее дело, связанное с необходимостью модернизации и расширения производственных мощностей, диверсификации и перестройки сбытовой сети и, конечно, расширения комплекса маркетинга. В конечном счете, использование стандартизации, дифференциации или их сочетания зависит от конкретных условий деятельности изготовителя и определяется конечным результатом – уровнем экономической эффективности сбыта и его объемом, достигаемых с помощью этих методов.

Конкурентоспособность товара тесно связана с ассортиментом продукции, т.к. от грамотного размещения товара среди схожей продукции зависит реальный и потенциальный объем продаж.

Принципы формирования ассортимента торговой организации[8, с. 81]:

- ориентация на одну ассортиментную группу характерна для специализированных магазинов. Устойчивый ассортимент товаров в магазине обуславливает сокращение затрат времени покупателей на поиск товаров, позволяет стандартизировать все важнейшие торгово-технологические процессы и операции, организовывать их выполнение с минимальными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов (обувь, одежда, галантерея);

- ориентация на место производства товара (это менее распространено), подходит тем торговым организациям, которые ориентируются на производство в определённом географическом регионе (одежда из Германии, Белорусский трикотаж и т. д.). Обеспечивает соответствие ассортимента характеру спроса, предъявляемого избранными для обслуживания контингентами покупателей;

- ориентация на определённый уровень цен означает, что торговая организация подбирает ассортимент таким образом, чтобы соответствовало платежеспособности покупателей;

- ориентация на самообслуживание может сочетаться с другими принципами формирования ассортимента, но чтобы товары имели несущую информацию о нём и достаточно просты, и не требовали дополнительной консультации продавца. Такой принцип формирования ассортимента позволяет создать большие удобства для покупателей, облегчает им процесс ознакомления с предлагаемыми к продаже товарами, сокращает затраты времени на осуществление покупок, способствует совершению “импульсивных покупок”;

- ориентация на широту и глубину ассортимента товара. Ширина и глубина ассортимента в магазине зависят от ряда факторов, важнейшими из которых являются форма товарной специализации, размер торговой площади, а также состояние предложения на потребительском рынке.

Особенностью конкурентоспособности является и ценообразование, которое воспринимается не экономическим, а порой психологическим восприятием цены покупателя. При этом устанавливаются:

- ценовые линии – где совокупность цен на одинаковый товар, будет розниться с качеством;

- цена “выше номинала” – характеризуется низкой ценой на основной товар и приложения к нему дополнительного товара;

- цена “с приманкой” – доступность цен массовому покупателю основного товара и повышенные цены на широкий круг дополнительных товаров к нему;

- цены на сопутствующие товары;

- цена на комплект (стоимость набора товара);

- психологические цены (например: цены которые заканчиваются на 9 или 99 рублей).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.