Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Природа как среда обитания человека.






 

Авторский текст// Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 588 – 663.

1. В чём проявляется современный экологический кризис?

Экологический кризис в виде возможной исчерпанности не возобновляемыхресурсов биосферы Земли и загрязнения окружающей среды отходами растущего промышленного производства действительно имеет место быть. Причины данного кризиса связаны с особенностями развития цивилизации.

+ посмотреть за «окно» (загрязнение воздуха, воды, кислотные дожди и т.д.).

2. Каковы социально-исторические и идейные источники этого кризиса?

Основные причины современного экологического кризиса заключаются в том, что по сравнению с предыдущими историческими эпохами, в результате технического прогресса мощь современного человечества возросла. Техномасса превышает биомассу в сотни раз. Следовательно, возросло и воздействие общества на окружающую природную среду. Однако вследствие социального эгоизма, присущего этому обществу, эта мощь превращается в слепую стихийную силу, грозящую настолько изменить условия окружающей природной среды, что в этой изменённой экологической среде не окажется места для человека.

Причиной социального эгоизма является социально-экономическая система современного глобализирующегося общества, в котором прибыль и рост капитала играют доминирующую роль.

Выход из современного экологического кризиса предполагает борьбу за общественные интересы, которые не сводятся к интересам только ныне живущих поколений людей, отдельных военно-экономических группировок, отдельных стран, определённых социальных групп и отдельных индивидов. Т.е. одной из причин кризиса является то, что люди сегодня думают только о себе, не задумываясь о будущем.

Н.Н. Моисеев// Практикум по философии: Социальная философия. – Мн. 2007. – С. 653 – 658.

1. Каковы закономерности развивающегося универсума?

В эволюции любой системы прослеживается возникновение некоторого поля виртуальных путей развития и отбора на нем множества реализуемых состояний, которое называется траекториями развития систем во времени. Первая из них это теория динамических систем (Дарвин).

В траектории системы мы можем наблюдать участки относительно спокойного эволюционного процесса, когда под действием внешних или внутренних причин происходит медленное изменение свойств системы, чаще всего связанное с ослаблением условий ее гомеостаза. В простейших случаях – приближение к границам устойчивости. Дальнейшее развитие событий связано с потерей гомеостаза и качественной перестройкой системы. В частности, это может быть потеря устойчивости того состояния, в окрестностях которого происходит эволюция системы.

2. Как Н.Н. Моисеев интерпретирует понятие «бифуркация»?

Бифуркация – одномоментное состояние, когда система потеряв устойчивость, полностью теряет память, и ее последующая эволюция оказывается принципиально непредсказуемой, поскольку определяется только теми случайными факторами, которые действует на систему. Бифуркация – процесс катастрофической перестройки системы.

3. Каковы основные бифуркации в истории человечества и как они были преодолены?

Первая бифуркация: в начале четвертичного периода произошло резкое похолодание климата и аридизация обширных зон планеты. Уменьшилась площадь тропических лесов. Началась полная перестройка жизни, установившейся в третичном периоде. В результате предки человека – австралопитеки были вытеснены в саванну более приспособленными для жизни человекообразными обезьянами. Результатами было то, что предок человека встал на задние лапы, освободив передние, научился использовать искусственные орудия и превратился из мирного вегетарианца в агрессивного хищника.

Однако будучи первоклассным хищником, человек начал уничтожать себе подобных и поэтому, чтобы выживать, общество придумывали специальные правила (табу). В итоге общество жило по специальным законам.

Утверждение табу «не убий» и других основ зарождавшейся морали снижало остроту внутривидового отбора на уровне индивидуумов, и биологическое совершенствование вида постепенно затухало. Эволюция переходила в русло – развитие общественных форм жизни. При этом отбраковывались и в чём-то более совершённые виды.

Последняя бифуркация получила название неолитическая революция. Поскольку охота и собирательство не приносило такой значительной прибыли, то общество постепенно переходило к тому, чтобы не присваивать себе дары природы, а и производить своё хозяйство и трудиться на благо общества. В итоге он перестал зависеть от природы и мог укрыться от холода и стал выделяться из животного мира. Он начал создавать вторую природу – искусственную.

4. В чём заключаются глубинные основания современного экологического кризиса?

Экологический кризис имеет некоторым обстоятельствам:

1. Растущие аппетиты человека однажды превзойдут ресурсы планеты

2. Антропогенная нагрузка на биосферу непрерывно растёт, что грозит потерей устойчивости того равновесия, в основе которого заложено развитие рода homo sapiens.

3. Индикаторами приближения к бифуркационному состоянию являются и неизбежное потепление климата, и утончение озонового слоя, и уменьшение биоразнообразия, и множество других факторов.

5. Каковы последствия экологического кризиса для России и всего мира?

Последствия в том, что если мы не будем осознавать всё это, то впоследствии мы можем довести природу до такого состояния, что не сможем потом жить на ней. И род человека погибнет. Мы можем допустить такой бифуркации в которой аттрактор не будет найден.

Н.Ф. Фёдоров// Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 621 – 623.

1. Почему человек является соработником Бога?

Сама земля пришла к осознанию своей участи и сознание – есть средство опасения; явился и механик, когда механизм стал портиться. Бог воспитывает человека собственным его опытом; Он – царь, который делает все не только лишь для человека, но и чрез человека; потому что нет в природе целесообразности, что ее должен внести сам человек, и в этом заключается высшая целесообразность. Творец чрез нас воссоздаёт мир, воскрешает все погибшее; вот почему природа и была оставлена своей слепоте, а человек – своим похотям.

2. Почему природа одновременно друг и враг человечества?

Природа – враг человека. Она – сила, пока мы бессильны, пока мы не стали ее волей. Сила эта слепа, пока мы неразумны, пока мы не составляем ее разума.

Природа нам враг, временный, а друг вечный потому, что нет вражды вечной, а устранение временной есть наша задача, задача существ, наделённых чувством и разумом.

3. Каким образом возможно преодолеть враждебность природы по отношению к человеку?

Задача сынов человеческих – восстановление жизни, а не одно устранение смерти. Он должен признать себя существом смертным и понимать, что природа тоже не железная.

«Круглый стол» журнала «Вопросы философии»// Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 588 – 592.

1. С каким основным выводом книги Н.Н. Моисеева согласны все выступающие на «круглом столе»?

Сегодня мы вновь на таком этапе, утверждает академик Моисеев, когда дальнейшее движение и сохранение человечества требует не только Нового Просвещения, но и коренного поворота — принятия новой нравственности — «то, что было допустимо в прошлом, уже недопустимо сегодня». Это должна быть сформулированная наукой новая система запретов и регламентации, гарантирующих существование и развитие общества и Природы.

2. В чём они видят причины наступающего глобального экологического кризиса?

То, что человечество вступило в длительный период экологического кризиса, всем очевидно. Действительно, человечество стало планетарной силой. Антропогенная нагрузка на биосферу превышает возможности восстановления ресурсов самой биосферы, возможности её саморегуляции. Происходит деградация биосферы. Обычно истоки этого экологического кризиса усматривают в техногенной цивилизации, в самом факте её существования.

Современное человечество, овладев естественными законами бытия, получив возможность в гигантских масштабах использовать природные ресурсы, настолько отстало в морально-нравственном отношении, что стало просто неадекватно этим приобретённым возможностям. А природа начинает наказывать человека за те безобразия, которые он творит на Земле.

3. Какие пути выхода из создавшегося положения предлагаются?

Следовательно, нужно изменить цели науки. Вместо критерия эффективности науки, который стал решающим в наши дни, вместо её ориентации на овладение объектом исследований выдвинуть иные критерии и иные цели. Рациональное знание должно быть понято как коммуникативная практика, направленная на другого человека. Это совершенно иное понимание и общества, и научной рациональности.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.