Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия и мировоззрение. Взаимосвязь этапов развития общества, исторических типов мировоззрения и философии.






Авторский текст// Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 621 – 663.

1. Как формируются в истории философии идейные предпосылки концепции коэволюции природы и общества?

Концепции формируются кризисное время, чтобы найти ответ: откуда это всё произошло и какова закономерность самого кризиса, и какова сущность проблемы. Также они связаны с орудиями труда и тем, чем занимается сам человек.

2. Каковы этапы развития общества с точки зрения коэволюции природы и общества?

Всю историю человечества, с точки зрения концепции коэволюции природы и общества, можно охарактеризовать как процесс постепенного превращения сил природы в силы самого человеческого общества. Так, на начальных фазах развития человечества (архаическое общество) человек социализирует, превращает в социальные силы биологическую и психическую энергию своего собственного, данного природой организма. В результате этого процесса возникает как общество, так и сам социальный индивид.

Второй этап развития человечества (традиционно-аграрное общество) характеризуется тем, что человек начинает контролировать и превращать в социальные силы энергию живой природы – биосферы Земли. В результате возникают такие виды хозяйственной деятельности человека, как земледелие и скотоводство, появляется прибавочный продукт и формируются первые цивилизации и государства. Но поскольку контролировать силы живой природы можно было, только подчиняясь циклам и как бы вторя ритмам биосферы Земли, данный тип общества характеризуется и повторяющимися циклами своей хозяйственной и социальной жизни, и приверженностью к традиционализму в своём духовном развитии. Классическим выражением духовной жизни такого типа общества является восточная философия.

Третий этап (техногенное общество) характеризуется тем, что человек с помощью новой техники начинает осваивать космические силы природы, т.е. такие силы, которые связаны не только с функционированием биосферыЗемли, а определяются закономерностями, действующей во всей Вселенной: силы пара, электричества, химических реакций, ядерной энергии. Именно в эту эпоху появляется феномен научной и социальной революции, когда социальные структуры и формы духовной жизни традиционно-аграрного общества не способные быстро перестраиваться в соответствии с этими темпами, подвергаются беспощадной ломке и заменяются более гибкими социальными структурами и новыми научными идеями, способными к быстрой перестройке и развитию.

3. В чём заключаются глубинные противоречия современного техногенного общества?

Современный экологический кризис с помощью концепции коэволюции природы и общества можно рассматривать как нарастание глобальных противоречий развития современного человечества. Такими противоречиями являются:

1. противоречие между принципами и ценностями буржуазной техногенной цивилизации, ориентированной на господство над природой с целью получения максимальной прибыли и хрупким равновесием всей биосферы Земли, которая уже не может выдержать антропогенной нагрузки со стороны этой «цивилизации»;

2. противоречие между необходимостью устойчивого развития современного общества в его взаимосвязи с природой, что требует, в свою очередь, превращения ныне разделённого человечества в единое сообщество – ноосферу, и буржуазной цивилизацией, построенной на конкурентной борьбе за экономические преимущества и на социальном эгоизме, противопоставляющих друг другу страны, народы, культуры, конфессии и индивидов;

3. Противоречие между быстро растущим техногенным могуществом общества, превращающим в своём развитии космические силы Природы в производительные силы самого общества, и разделенностью мирового сообщества на бедных и богатых, «нецивилизованных и цивилизованных», Север и Юг, Восток и Запад. В результате этой разделённости колоссальная мощь человечества, основанная на космических силах природы, может обернуться против его самого и стеречь человечество с лица Земли.

 

В. Виндельбанд// Практикум по философии: Социальная философия.- Мн., 2007. – С. 9 – 12.

1. В чём Виндельбанд видит неопределённость понятия «философия»?

Если мы обратимся к истории с вопросом о том, что, собственно, есть философия, и справимся у людей, которых называли и теперь ещё называют философами, об их воззрениями на предмет их занятий, то мы получим самые разнообразные и бесконечно далеко отстоящие друг от друга ответы; так, что попытка выразить это пёстрое многообразие в одной простой формуле и подвести всю эту неопределённую массу явлений под единое понятие была бы делом совершенно безнадёжным.

2. Каким было понятие «философия» в эпоху Платона?

Философия = наука. История зарождения философии – история зарождения науки.

3. Как изменил это понятие Аристотель?

Философия – наука об основах, впоследствии названную метафизикой и изучавшую высшую и последнюю связь всего познаваемого: все созданные при разрешении отдельных научных задач понятия соединялись здесь общее учение о Вселенной.

4. В чём заключалась трансформация понятия «философия» в постклассической античной философии?

Наука и философия стали для человека выполнять потребности и действовать только тогда, когда им это было нужно. И философия нужна была для того, чтобы узнать какое положение занимает человек в общей связи вещей и как он должен устроить свою жизнь.

5. Что означало понятие «философия» в эпоху средневековья?

Философия = Богопознание. Задача – выразить в познавательной форме религиозное стремление и убеждения веры.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.