Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конкуренция в современной мировой экономике






Конкурентоспособность (КСП) – способность экономики или любого ее элемента к достижению дохода от экономической деятельности. В условиях рынка каждый его участник вынужден доказывать свое право на долю общественного богатства экономическими результатами. Общей фундаментальной конкуренции является ограниченность ресурсов (сырье, финансы, люди), наличие перекрещивающихся целей, достаточное число участников конкуренции, усиливающаяся открытость экономики наличие необходимой информации для принятия решений и др. В итоге международное соперничество обостряется; худшие по сравнению с аналогами, товары не находят сбыта, а отрасли', их производящие, сворачиваются; темпы роста страны замедляются. Побеждает тот, кто ориентируется на лучшие достижения, а провести глобальный обобщающий анализ как раз и помогает мировая экономика как учебная дисциплина. Выделяют три главных уровня КСП: страна-регион-фирма.

1. Конкурентоспособность страны

Существуют рейтинги международной конкурентоспособности (КСП) стран. Они разрабатываются различными международными организациями: Институтом международного развития и управления в Лозанне (Швейцария), Всемирным экономическим форумом (Гарвард), Мировым банком реконструкции и развития и др. выделяют три основных критерий общей конкурентоспособности.

1. Индекс экономического измерения, включает такие индикаторы, как показатели конкурентоспособности развития (технологическое развитие, гражданские институты, макроэкономическа среда) и экономической свободы (торговая политика страны, налоговая нагрузка, инвестиционный климат, защита прав на частную собственность). В 2005 г. лидерами стали Финляндия, Дания, испания финляндия. США заняли 5-е место, Канада - 15-е, Германия — 16-е Россия заняла 98-е место.

2. Индекс экологического измерения, который включает данные о состоянии природы в стране, уровне загрязнения окружающей среды, услиях страны в сфере управления экологическим состоянием, Странами-лидерами в 2005 г. стали Швеция, Австралия, Исландия. Канада заняла 6-е место, Германия - 31-е, США - 45-е. У России - 33-е место.

3. Индекс социального измерения состоит из таких индикаторов, как качество и безопасность жизни (стабильность, безопасность, уровень безработицы, климатические особенности, количество разведенных семей на тысячу жителей), индекс человеческого развития (здоровье и долголетие, измеряемое продолжительностью жизни; уровень образования, измеряемый комбинацией двух факторов - грамотностью населения и охватом населения тремя ступенями образования; материальный уровень жизни, измеряемый величиной ВВП на душу населения) и индекс общества, основанного на знаниях (интеллектуальные активы, охват молодежи образованием, инвестиции, качество развития). У США - 14-е место, у Канады - 15-е, у Германии - 16-е, Россия занимает 81-е место из-за больших затрат на оборону, высокого уровня неравенства в обществе, более низкого рейтинга политической стабильности, коррупции, высокой детской смертности.

2. Конкурентоспособность региона

Регион также обладает способностью достигать успеха в экономическом соперничестве. Ведь регион - это место для инвестиций, для бизнеса, трансфертов, туризма, политических мероприятий, места работы, места жительства и пр., поэтому КСП региона - это прежде всего его привлекательность для всего перечисленного. Итак, КСП региона — это способность региона создавать такую институциональную среду, которая обеспечивает устойчивый экономический рост региона, производство конкурентоспособных на мировом рынке товаров и услуг и повышение уровня жизни населения региона. Нужно вести строительство инфраструктурных объектов — дорог, образовательных учреждений, аэропортов, гостиниц, торговых центров и др. Важны также специалисты, правила, стимулы и стандарты.

3. Конкурентоспособность фирмы. КСП фирмы основана на ее способности конкурировать на рынке, сохраняя или усиливая свои позиции. Она основана на разных параметрах:

-фирма должна иметь высокий уровень рентабельности, низкие издержки; высокое качество товаров и услуг. КСП можно увеличить за счет классических факторов: инвестиций в обновление производства; в обучение и развитие персонала; в новые технологии и инновации, в улучшение имиджа корпорации. Фирмы должны минимизировать затраты времени и ресурсов. КСП фирмы (на самом начальном уровне) основана на борьбе за выживание: фирме необходимо отбить атаки со стороны конкурентов, захватить инвестиции, завоевать доверие выгодных потребителей, бороться за ресурсы. Фирмы добиваются конкурентных преимуществ посредством инноваций (ресурсосберегающих, трудосберегающих, информационных). Конкуренты сразу же и обязательно обойдут любую компанию, которая прекратит совершенствование и внедрение новинок.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.