Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Средства массовой коммуникации как социальный институт и вид бизнеса






Классификация СМК может быть произведена: по носителю информации (электронные и пресса); по общей или специальной адресности (горизонтальные и вертикальные); по сервильности (ориентированные на мнение конкретного ньюсмейкера или широкой аудитории, поддерживающие корпоративные интересы или идею открытого общества); по степени участия потребителя информации в процессе коммуникации (односторонняя передача или интерактивный режим); по функции (рекреативной или информационной); по степени готовности продукта на пути к аудитории (специализированные агентства новостей или органы СМИ, работающие непосредственно для аудитории) и т.д.

Формы средств массовой коммуникации (СМК) — СМИ плюс интерактивные сети и пользовательские базы данных, от «селекторных совещаний» и ксерокопирования для нужд ограниченной группы до современных mass–media посредством e–mail (соединение РС в единую сеть через телефонную связь). В результате массово возникают новые формы общения, базы данных, термины и даже жанры. Все это так же «угрожает» популярности ТВ, как в прошлом угрожало ТВ кино — например, cyberspace (кибернетическое пространство), gopher (система поиска данных), Internet (огромная и быстро прогрессирующая компьютерная сеть с программным обеспечением), WWW (World Wide Web или глобальная сеть), on–line (переговоры на линии), Use–Net (доска объявлений), «электронное кладбище». В принципе, современные электронные СМК предоставляют возможность целенаправленного обмена информацией между профессионально заинтересованными пользователями. Благодаря этому упрощаются проблемы отработки адресности со стороны компании, также затратные по времени листание газет или просмотр телепрограмм. Пользователи компьютерных inter–media телевизор практически не смотрят и используют только для отдыха. Однако разработка идет быстрее, чем люди успевают осознать свои новые возможности.

Функции СМК подразделяются на две основные группы — рекреативную (отдых, релаксация) и информационную, что правомерно лишь с точки зрения отдельной личности в составе аудитории. Большинство исследователей не идут далее уровня личности, иногда выделяя как самостоятельные образовательную, просветительскую, агитационную и др. функции. Роли СМК — они же функции, если говорить об уровне общества как системы — также подразделяются на две группы: 1. через усложнение адресности и расширение аудитории — повышение активности социально–пассивной ее части; интеграция и структурирование (поляризация) общества относительно тиражируемых эстетических ценностей, образов, виртуальных истин; возможность незадержанной эволюции необходимой истины (генерация, эмиссия, тиражирование/сукцессия, викарирование); актуализация виртуальной истины в необходимую и творчество виртуальной реальности; в конечном счете — создание новой системы мифов (или реанимация старой забытой); 2. акцептирование и выход на макросоциальную арену творчески агрессивных личностей, создание самой возможности позитивной реализации личности, пассионарный заряд (актуализация личностной «харизмы») которой в более бедной среде реализовался бы в негативной форме до геростратизма (функция любой многоролевой игры — вариации на тему высказывания Достоевского «Красота спасет мир»). Необходимо отметить, что в исторический период потребности человека резко возросли и усложнились. Развитие цивилизации сопряжено с появлением таких потребностей, которые в принципе не могут найти непосредственного удовлетворения и появление СМИ в таком смысле явилось необходимым и спасительным наркотиком общества, «витамином цивилизации». Проще всего обвинять журналистов во вранье для народа, в убийстве принцессы Дианы, в преступном покушении на государственную границу Беларуси, в помехах работе депутатов и т.д. до бесконечности. Однако в отсутствии конкурентной журналистики и склонных к самоутверждению журналистов ничего этого скорее всего просто не было бы — ни границы, ни принцессы. Возможно, существовало бы что-то иное в удовлетворение потребностей народа в общественной жизни, но именно тех ньюсмейкеров, которые борются с прессой с помощью прессы же, просто не было бы на арене жизни.

Потребность человека в продуктах СМК определяется прежде всего тем эстетическим и/или сексуальным удовлетворением во всевозможных сублимированных формах для личностей различных типов, которое может быть и не всегда кажется естественным или достаточно полноценным, но наиболее доступно. Что и составляет первичность функции СМИ. Развитие технических возможностей и усложнение форм — сначала искусства вообще, затем СМК —создало возможность использования аудиовизуальной информации в качестве аналога наркотического средства ухода от реальности в ее виртуальное замещение. Несомненно, данное явление должно дополнить вышесказанное как о функциях СМИ вообще, так и о структурировании аудитории. Однако явление скрытой популярности требует специального изучения — может быть и возможно косвенными методами оценить количество людей, в глубоком уединении предающихся созерцанию так называемого «жесткого порно», но трудно даже представить, дает ли это выход отрицательным эмоциям в разрушительной форме или напротив служит своеобразным громоотводом. Изучению и адекватной оценке поддаются лишь интерактивные СМК, которые не являются предметом данного пособия.

Животные с социальной структурой, к каковым относится и человек (птицы и млекопитающие), испытывают психологический дискомфорт и генетические нарушения индивидуального развития при содержании в эмоционально бедной среде. Возрастающими потребностями человек окончательно отрезал себя от до–цивилизованного прошлого. Обязательно возникают такие потребности, которые не могут удовлетворяться существующими доступными формами общения в общественной сфере жизни, что и заставляет изобретать новые жанры — как в экранной продукции, так и в жизни вообще.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.