Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типы и разновидности фактуры






Тип фактуры Характеристика
Монодийная, или монодия В древнегреческой музыке – сольное пение без или с сопровождением лиры, кифары. В XVI–XVII вв. (Италия) – сольная лирическая ария, мадригал, речитатив в опере (Дж. Каччини, К. Монтеверди). С XVIII в. этот термин обозначает одноголосное пение без сопровождения, то есть принципиально одноголосная мелодия, не предполагающая аккордово-гармонической основы (григорианский хорал, знаменный распев, армянская народная монодия)
Полифоническая Многоголосная фактура, в которой все голоса относительно равноправны.
– имитационная, Многоголосие, в котором поочередно голоса повторяют одну тему или ее часть, точно или видоизменено.
– подголосочная, Многоголосие, в котором одновременно в нескольких голосах (двух, трех) излагаются варианты одной мелодии.
– контрастная Многоголосие, в котором одновременно звучат две контрастные темы
Гомофонно-гармоническая Многоголосие, в котором один голос, называемый мелодией, главенствует, а остальные ее дополняют, то есть аккомпанируют.
– гомофонная Многоголосие, в котором есть мелодия и сопровождающие голоса.
– гармоническая, или аккордовая, хоральная Многоголосие, в котором все голоса звучат подобно хоралу в аккордовом изложении, одинаковом ритме, при этом верхний голос чаще всего выполняет функцию мелодии

 

Так как фактура представляет собой организованное единство всех голосов произведения, то каждый из них должен иметь свою функцию. Функция – это значение того или иного голоса в многоголосии. Наибольшее количество различных функций содержит гомофонно-гармоническая фактура: 1) главный голос – мелодия; 2) второй по важности – басовый голос, или басовая тема; 3) голоса, дополняющие звуки аккорда; 4) дублирующие голоса (чаще в терцию, сексту, октаву); 5) педаль, то есть долгий выдержанный звук (органный пункт); 6) контрапункт – вторая контрастная мелодия, сопровождающая главный мелодический голос; 7) имитирующий голос; 8) подголосок. Во многих случаях, например в камерных вокальных жанрах, музыкальная фактура ограничивается тремя первыми функциями, что никак не умоляет достоинства музыки. В инструментальных оркестровых жанрах функциональный ряд увеличивается, так как исполнительский состав этих сочинений весьма разнообразен и сложность драматургии крупных форм требует использования всего арсенала фактурных средств.

Таким образом, функции голосов в гомофонно-гармони­ческой фактуре следующие:

1. Мелодия – главный голос фактуры, чаще верхний.

2. Басовый голос – фундамент фактуры, нижний.

3. Голоса, дополняющие аккорд, – чаще средние.

4. Дублирующие голоса – повторяющие какой-либо голос, чаще в терцию, сексту, октаву.

5. Педаль – долгий выдержанный звук, чаще в нижних голосах, так называемый органный пункт.

6. Контрапункт – новая контрастная мелодия, сопровождающая главную мелодию.

7. Имитирующий голос – повторяющий какой-либо голос в другом регистре, тембре, динамике.

8. Подголосок – вариант, близкий по интонационно-ритми­ческому облику основной мелодии и излагаемый одновременно с ней.

Во многих музыкальных произведениях, относящихся к камерным жанрам, в фактуре, как правило, используются три – пять из перечисленных функций. В крупных жанрах оркестровой и хоровой музыки на протяжении всего сочинения могут быть применены все названные функции голосов в фактуре. При этом как в первых, так и во вторых возможны: 1) гибкая внутренняя перемена функций голосов; 2) изменение типа самой фактуры. Это два важнейших средства ее развития. На протяжении изложения музыкального произведения фактура развивается, меняется количество голосов в ней, обогащается их функциональное содержание.

Можно говорить о трех главных средствах развития фактуры: 1) смена типов фактуры и их разновидностей, 2) перемена функций голосов и 3) фигурация – рисунок голосов и метод фактурной обработки музыкальной ткани.

Смена типов фактуры происходит чаще всего на структурном уровне сочинения, то есть при переходе от одной части сложной формы к другой, хотя возможны и смены внутри части.

Перемена функций голосов как более мобильное средство может встречаться даже внутри простой формы, например, сразу после изложения темы при ее варьированном повторе: при первом изложении мелодия находится в верхнем голосе, при втором − она помещается в средний или нижний голос, благодаря чему многие остальные голоса тоже меняют свою функцию.

Фигурация – типичное средство для развития аккомпанирующих голосов. Различают три вида фигураций: гармоническую, ритмическую и мелодическую. Гармоническая – это музыкальное движение по звукам разложенных аккордов (простейший способ аккомпанемента в песнях, романсах); ритмическая – повторение в каком-либо остинатном ритме звука, интервала, аккорда; мелодическая – движение по аккордовым и неаккордовым звукам и привнесение мелодии в сопровождающие голоса. Очень часто гармоническая и ритмическая типы фигураций объединяются, в редких случаях все три типа фигураций находятся во взаимодействии, не меняясь на протяжении всего произведения (первая прелюдия до мажор из первого тома «Хорошо темперированного клавира» И.-С. Баха). Фигурационность как музыкальное средство составляет специфику вариационного метода развития и, в частности, проявляется в венских классических фигурационных вариациях. Анализируя перечисленные элементы фактуры, необходимо помнить, что каждое фактурное решение определяется музыкально-эстетическими нормами эпохи, стиля, исполнительским составом, особенностями жанра и замыслом композитора.

Таким образом, выразительные возможности фактуры зависят от ее типа и разновидности, функций голосов, использованных в произведении, средств развития.

Методика анализа средств музыкальной выразительности:

І. Мелодия:

1) образное содержание мелодии (не менее 5–6 предложений) с определением сферы образного содержания, характера музыки, ее эмоционального состояния, настроения;

2) интонационное содержание мелодии: из каких интонаций состоит мелодия, какие интонации преобладают и какова их выразительность с учетом направления движения (вверх или вниз);

3) типы мелодического движения, используемые в мелодии, какие преобладают, какова их выразительность, т.е. анализ мелодического рисунка, выявление вокальной или инструментальной природы мелодии;

4) местоположение кульминации, какими средствами она достигается, каково соотношение стадий волнообразности и выразительное значение этих качеств в мелодии.

 

II. Ритм:

1) каковы особенности ритмического рисунка: какие длительности преобладают, каков контраст между ними;

2) типы ритмических оборотов и их выразительность;

3) типы ритмических мотивов, использованных в мелодии и их выразительность;

4) наличие или отсутствие ритмоформул, т.е. жанровые черты ритма в мелодии.

 

III. Метр:

1) определить тип метрической организации;

2) каковы тип и выразительность размера;

3) наличие или отсутствие метра высшего порядка и при его наличии охарактеризовать выразительность.

 

IV. Лад:

1) определить тип ладовой организации;

2) проанализировать функции звуков в ладу, преобладание устойчивых или неустойчивых звуков и их выразительность в связи с метром и ритмом;

3) определить напряженность лада и наличие характерных ладовых оборотов-интервалов, подчеркивающих ладовый колорит.

 

V. Тональность:

1) тональный план темы и тип тональных соотношений в ней;

2) определить функции тональностей, использованных в мелодии: их историческое содержание, гармоническую функцию, красочно-тембровый колорит и цвет.

VI. Гармония:

1) определить гармонию каденций и их выразительность;

2) определить гармонию кульминационной зоны, объяснить напряженность и динамизм ее в связи с метром, ритмом и интонационным содержанием;

3) выделить наиболее яркие гармонические обороты и определить их выразительность в соответствии с другими средствами.

 

VII. Фактура:

1) определить тип и разновидность фактуры;

2) определить функции голосов в ней и их выразительность;

3) выяснить тип фигурации и какова ее выразительность;

4) определить жанровые черты фактуры и каким образом они влияют на раскрытие музыкального содержания.

В выводах по средствам выразительности необходимо подчеркнуть наиболее важные, главные из них, определяющие содержание музыкальной темы, а также дополнительные, со­здающие ее индивидуальный облик.


 

Тема 15 Средства музыкальной выразительности второй группы: тембр, регистр, диапазон, темп, агогика, динамика, артикуляция (самостоятельное изучение): см. ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ, методические указания по темам для контролируемой самостоятельной работы (стр.)

 


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.