Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Первой группы: мелодия






 

Основополагающим началом музыки является мелодия.

Мелодия – это одноголосно выраженные музыкальная мысль, образ, тема, переданные с помощью интонаций.

Ключевое слово понятия «мелодия» – интонации, так как благодаря им раскрывается сущность музыкальной мысли и образа. Интонация – это наименьший выразительный элемент музыки, состоящий из трех–пяти звуков, образующих эмоционально-смысловое единство. Исходя из того, что музыка в целом есть искусство звукового интонирования, то мелодии как совокупности художественно-выразительных интонаций принадлежит ведущая роль в раскрытии содержания.

Различают пять типов интонаций: секундовую, терцовую, кварто-квинтовую, секстовую и септимовую. Выразительность каждой из них огромна, но в то же время существует и наиболее типичный смысловой диапазон для разных интонаций, выработанный на протяжении истории развития музыки.

Секундовая – генетически связана с речевыми и плачевыми интонациями, идущими от словесной речи и народных плачей-причетов, особенно малосекундовая в нисходящем движении. Она естественно ассоциируется с интонациями вздоха, боли, горя, страдания, мольбы.

Терцовая интонация (мажорная и минорная) во многом определяет общий характер музыки и ее настроение − бодрое, радостное, светлое в первом случае и печальное, грустное, меланхоличное − во втором.

Кварто-квинтовые интонации, как правило, привносят в му­зыкальное содержание заряд энергии, силы, активности и бодрости, особенно при использовании этих интонаций в восходящем направлении, однако в нисходящем движении возможен и противоположный смысловой эффект (как бы слово на выдохе).

Самой лирической называют секстовую интонацию, прежде всего малосекстовую, которая является принадлежностью почти каждой лирической мелодии, использующей ее в скачкообразном движении либо в секстовом диапазоне.

Острой, напряженной, диссонантной считается интонация септимы (уменьшенная, малая и большая), хотя в некоторых случаях ей присущи и другие качества: мягкость, воздушность, полетность, например в романтической музыке Ф. Листа. Каждая мелодия – это органическое единство всех типов интонаций, обретающих в контексте неповторимую индивидуальность и многозначность, а анализ интонационного содержания – главная и первостепенная задача в раскрытии образного содержания музыкального произведения.

Выразительные возможности всех названных интонаций со всей полнотой и глубиной могут быть раскрыты и осмыслены только в их взаимодействии в каждом конкретном произведении. Принадлежность музыки к определенному историческому стилю, национальной школе, типу жанра и композиторского языка накладывает отпечаток на смысловое и эмоциональное значение каждой интонации, использованной в мелодии. При анализе необходимо учитывать и то, что выразительные возможности интонаций меняются, развиваются, обретая новые характеристики.

Понятие мелодии тесно связано с понятием темы. Если тема одноголосна, то эти понятия совпадают, что бывает очень редко; если тема многоголосна, как в большинстве случаев в классической музыке, то тема – это мелодия с сопровождающими голосами в многоголосной фактуре. Таким образом, мелодия – это и тема, и одновременно главный голос темы. Учитывая и другие многочисленные определения темы, в которых говорится о том, что это репрезентант сочинения, главный носитель содержания, образов, мыслей, чувств, характера музыки, ее разнообразных отличительных качеств, подчеркнем значение мелодии в ней как ведущего и основного элемента в передаче художественного замысла композитора. В любой музыкальной миниатюре излагается, как правило, одна тема, в крупных сочинениях их несколько, образующих понятие тематизма или тематического содержания. Рассмотрение тематического содержания и мелодии как одного из уровней музыкальной формы входит в целостный анализ музыкального произведения.

Главными средствами развития мелодии являются три типа мелодического движения и принцип волнообразного движения. Волнообразный принцип развития реализуется с помощью следующих типов мелодического движения: плавного, по секундам и терциям, восходящего и нисходящего (по секундам еще называют поступенным, или гаммообразным); скачкообразного, начиная с кварты (также восходящего и нисходящего), и движения без изменения высоты в двух видах: а) долгим выдержанным звуком, б) повторяющимся звуком. Энергетика, характер и жанровая принадлежность каждого из названных типов движения, то есть его выразительность, имеет и общие, и индивидуальные черты.

Плавное движение ассоциируется с вокальной природой и благодаря ей обладает певучестью, лиризмом; скачкообразное же – имеет танцевальное происхождение и в основе своей выразительности инструментальное начало. Однако это не значит, что они ограничены только этими жанровыми качествами. Движение без изменения высоты долгим выдержанным звуком чаще всего связано с двумя противоположными значениями: либо истаивание энергии (особенно вместе с затухающей динамикой), либо ее накопление, например, свойственное туттийным завершающим аккордам. Характер и смысл движения повторяющимся звуком в большинстве случаев связан с накоп­лением настойчивости, напряженности в раскрытии внутреннего эмоционального состояния. Взаимодействуя друг с другом, разнообразные типы мелодического движения придают каждой мелодии особые смысловые качества и индивидуальную выразительность (табл. 2).

Таблица 2






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.