Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Меры прокурорского реагирования при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью издаваемых правовых актов.






 

Прокурор имеет право при осуществлении надзора за соблюдением законов принести протест, внести представление или вынести постановление, а также направить предостережение о недопустимости нарушения закона, а при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина - принести протест или внести представление.
Кроме того, прокурор имеет право в случае установления факта нарушения закона освободить своим постановлением лиц, подвергнутых административному задержанию по решению несудебных органов, обратиться в суд за защитой прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов государства - Российской Федерации, субъектов РФ - и муниципальных образований. При этом заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд (п. 1 ст. 45 ГПК РФ).

 

Меры прокурорского реагирования

Протест
Прокурор или его заместитель в случае издания правового акта, противоречащего закону (ст. 23 Закона) или нарушающего права человека и гражданина (ст. 28 Закона), приносит протест на правовой акт.
Протест приносится в орган или должностному лицу, которые издали этот акт. Например, протест может быть принесен на приказ руководителя организации, устанавливающий продолжительность рабочего дня свыше норм, установленных ТК РФ. В случае принесения протеста при осуществлении надзора за соблюдением законов протест может быть принесен также вышестоящему должностному лицу либо в вышестоящий орган. В обоих случаях - при осуществлении надзора за соблюдением закона и за соблюдением прав и свобод человека и гражданина - прокурор может обратиться в суд в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством.
Протест должен быть обязательно рассмотрен в течение 10 календарных дней с момента его поступления (представительным органом на ближайшем заседании). Прокурор может установить сокращенный срок рассмотрения протеста. Прокурор также вправе отозвать свой протест, но только до момента рассмотрения его по существу.
О результатах рассмотрения протеста прокурору должно быть сообщено в письменной форме, а в случае рассмотрения протеста на заседании коллегиального органа прокурор должен быть извещен о времени рассмотрения.

Представление
При обнаружении нарушений закона (ст. 24 Закона) или прав и свобод человека и гражданина (ст. 28 Закона) прокурор или его заместитель вносит представление о устранении выявленных нарушений в орган или должностному лицу, которые правомочны устранить допущенные нарушения.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений, их причин и условий, им способствующих: об этих мерах сообщается прокурору в письменной форме.
Например, в ходе проверки подтвердилась информация о нарушении в организации правил охраны труда. Прокурор обязан внести руководителю организации представление об устранении имеющихся нарушений, причин и условий, им способствующих.

Постановление
В случае, если в деяниях должностных лиц, допустивших нарушения законов, содержится состав преступления или административного правонарушения, в зависимости о г характера нарушения закона прокурор выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или постановление о возбуждении дела об административном правонарушении (ст. 25 Закона, ст. 37 УПК РФ, ст. ст. 25.11, 28.4 КоАП РФ).
Например, на основании жалобы профсоюза на лицо, представляющее работодателя, уклоняющееся от ведения переговоров по заключению коллективного договора, прокурор, помимо внесения представления об устранении этого нарушения, выносит постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.28 КоАП РФ. Указанное постановление прокурора об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении (ст. 28.8 КоАП РФ) (подробнее об административной ответственности в сфере трудовых правоотношений см. соот­ветствующий раздел сборника).
Если в нарушении закона усматриваются признаки преступления, прокурор выносит постановление о возбуждении уголовного дела. Привлечение к уголовной ответственности за преступления, связанные с социально-трудовыми отношениями, предусмотрено законодательством в следующих случаях:

1. Если нарушение правил охраны труда лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, привело по неосторожности к причинению вреда здоровью или смерти человека (ст. 143 УК РФ).

2. Если имели место необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение женщины но мотивам ее беременности, а равно необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение с работы женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет. по этим мотивам (ст. 145 УК РФ).

3. Если руководитель предприятия, учреждения или организа­ции независимо от формы собственности из корыстной или иной личной заинтересованности совершил невыплату свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат (ст. 145_1 УК РФ).

4. Если должностное лицо незаконно воспрепятствует проведе­нию собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них, либо принуждает к участию в них, если эти деяния совершены с использованием своего служебного положения либо с применением насилия или с угрозой его применения (ст. 149 УК).

5. Если было допущено нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, которое причинило вред правам и законным интересам граждан (ст. 136 УК РФ).

 

Предостережение
В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25-1 Закона).
В случае неисполнения требований, содержащихся в предостережении прокурора, и при условии, что должностное лицо одновременно допустило правонарушение (административное, уголовное или иное), оно может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

 

Задачи, содержание, объект и предмет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Пределы прокурорского надзора.

Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина — это осуществляемая от имени государства деятельность специально уполномоченных лиц — прокуроров по обеспечению точного исполнения, единообразия применения закона путем своевременного выявления и принятия мер по устранению нарушений, привлечению виновных к ответственности за нарушение прав и свобод человека и гражданина.

Особенности:

- это отрасль практически идентична отрасли надзора за исполнением законов;

- эти отрасли практически во всем сходны;

- практически всякое обеспечение соблюдения прав и свобод человека и гражданина связана с исполнением законов;

- каждому праву и свободе практически соответствует закон, регулирующий эти отношения. Везде есть нормы, обеспечивающие реализацию этого права. Поэтому всякое нарушение прав и свобод связано с нарушением законов. Однако не всякое нарушение закона влечет нарушением прав и свобод;

- надзор за соблюдением прав и свобод – это составная часть надзора за соблюдением законов;

- не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

- не вмешиваются в оперативно — хозяйственную деятельность организаций.

Предмет надзора:

соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В отдельном состоянии надзор за соблюдением прав и свобод появился в 1995 г. Почему? дело в том, что надзор за исполнением законов этими же органами был. Но в объект надзора не входили руководители коммерческие и некоммерческие организаций. Этими предприятиями чаще всего нарушались права и свободы.

Цель прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина — достижение такого положения, когда эти права и свободы реально соблюдаются всеми органами и должностными лицами, когда граждане уверены, что их права и интересы надежно защищены и, что они в случае нарушения этих прав и свобод могут рассчитывать на помощь соответствующих государственных органов, в том числе органов прокуратуры.

Объект надзора – круг органов и учреждений, которые реализуют или обеспечивают права и свободы человека и гражданина

Задачи прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод практически совпадают с задачи прокурорского надзора за исполнением законов:

обязательное вмешательстве прокурора в связи с поступившей информацией о нарушении законов путем принятия мер к выявлению и устранению нарушений законов и способствующих этому обстоятельств;

наиболее полное использование возможностей прокурорского надзора за исполнением законов в предупреждении правонарушений и, в первую очередь, преступлений;

активизация и совершенствование деятельности органов государственного контроля и правоохранительных органов, направленная на обеспечение исполнения законов и подзаконных актов, укрепление законности и правопорядка путем проведения прокурорских проверок;

более активное проведение в жизнь принципа неотвратимости ответственности за совершение правонарушений, ставя вопрос о привлечении к установленной законом ответственности правонарушителей вне зависимости от их должностного и имущественного положения;

доведение до населения и общественности через радио, телевидение, периодическую печать информации о работе органов прокуратуры, в том числе и в области прокурорского надзора за исполнением законов, в особенности о принимаемых ею мерах к устранению нарушений законов и привлечению к ответственности виновных лиц с указанием их фамилий и должностей, состоянии и динамике правонарушаемости в регионах;

выявление пробелов (дефектов) действующего законодательства, потребностей в нормативном регулировании общественных отношений и принятии мер к их устранению путем внесения соответствующих предложений в представительные

(законодательные) органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы

повышение правовой культуры должностных лиц, в особенности руководителей органов, издающих правовые акты и совершающих другие юридически значимые действия, предпринимателей, а также граждан, привитии им потребности точного исполнения законов. В наибольшей мере этому способствует активно осуществляемый прокурорский надзор за исполнением законов в сочетании с проведением специальных предупредительно-профилактических мероприятий.

Но одна из главнейших задач прокуратуры как федерального правозащитного органа — это защита общественных и личных интересов.

Предмет прокурорского надзора позволяет установить в каждом конкретном случае пределы надзора.
Пределы прокурорского надзора - это категория, которая позволяет определить компетенцию прокуроров (объем прав и обязанностей) для установления круга нормативных актов, подлежащих точному и единообразному исполнению, что составляет предмет прокурорского надзора, а также круга органов, законность деятельности которых поднадзорна прокуратуре, исходя из полномочий прокуроров.

 

 

Вопрос № 37. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

 

Статья 27 ФЗ «О прокуратуре РФ». Полномочия прокурора

 

1. При осуществлении возложенных на него функций прокурор:

рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;

использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона.

2. При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.

(в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

3. В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

4. В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ)

 

Изложенный в данной статье перечень полномочий не является исчерпывающим, поскольку предупреждению нарушений прав и свобод человека и гражданина служит вся надзорная деятельность прокурора, а также проводимая им профилактическая работа. Большую роль в предупреждении нарушений играет объявление должностным лицам предостережения о недопустимости нарушения закона, если прокурор обладал достоверными сведениями о готовящихся нарушениях.

В случае если нарушение носит характер административного правонарушения, прокурор возбуждает дело об административном правонарушении, в случае если нарушенные права защищаются в порядке гражданского судопроизводства, прокурор поддерживает исковые требования, выступает в интересах пострадавшего лица, в случае если нарушение носит характер преступления, прокурор принимает предусмотренные законом меры, чтобы лица его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию.

 

Вопрос № 38. Меры прокурорского реагирования при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

 

Статья 28. Протест и представление прокурора

 

Прокурор или его заместитель приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение.

Протесты и представления вносятся и рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены статьями 23 и 24 настоящего Федерального закона.

 

Закон также обязывает прокурора рассматривать и разрешать заявления, жалобы и обращения граждан, содержащие сведения о нарушении законов. Работа с обращениями занимает значительное место в обще объеме работы органов прокуратуры. Обрабатывая заявления и жалобы граждан, прокуроры получают ценную информацию: о преступлениях, совершенных либо на стадиях подготовки; о нарушениях прав и свобод граждан; об органах и должностных лицах нарушивших права граждан; об органах и должностных лицах не выполняющих требования законодательства; а также о нарушениях и несоблюдении законодательства органами прокуратуры.

Вопрос № 39. Задачи, содержание, объект и предмет надзора за исполнением законов судебными приставами.

Предметом данного направления деятельности прокуратуры можно считать исполнение законов судебными приставами и в первую очередь законность принимаемых ими мер и выносимых правовых актов. Основной задачей прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами является обеспечение законности их деятельности, а также защита прав и законных интересов лиц в отношении которых были приняты судебные решения. Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами способствует совершенствованию их деятельности, и, следовательно, надлежащему исполнению решений суда.

 

 

Вопрос № 40.Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов судебными приставами.

Компетенция прокуроров по надзору за исполнением законов судебными приставами определяется системой судов в РФ. Деятельность судебных приставов обеспечивающих установленный порядок деятельности судов (оупдс) находится в ведении территориальных прокуроров. Прокуроры вправе проводить проверки деятельности приставов по оупдс и судебных приставов – исполнителей. В случае поступления жалобы на действия пристава, прокурор вправе вызвать соответствующее должностное лицо для дачи объяснений. Прокурор также вправе затребовать в прокуратуру либо ознакомиться на месте с материалами исполнительного производства, а непредоставление или воспрепятствование законным требованиям прокурора может служить основанием для возбуждения дела об административном правонарушении. Прокурор вправе объявить в письменной форме предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае выявления нарушения закона судебными приставами, прокурор вправе внести представление старшему судебному приставу. В случае выявления нарушений, носящих уголовно наказуемый характер, прокурор вправе внести представление о направлении материалов в орган дознания и предварительного следствия.

 

 

Вопрос № 41. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Полномочия:

-право при предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, за исполнением законов в деятельности которых он осуществляет надзор;

-право на доступ к документам и материалам органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

-право требовать от руководителей органов осуществляющих орд выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;

- право требовать от руководителей органов осуществляющих орд проведения проверок или ревизий деятельности соответствующих органов;

- право на рассмотрение и проверку заявлений и обращений граждан, жалоб на нарушение прав и законных интересов человека и гражданина при осуществлении орд;

- право разъяснять пострадавшим в связи с осуществлением орд порядок защиты их прав и свобод;

-право требовать привлечения лиц осуществляющих орд, к установленной законом ответственности;

-право возбуждать производство об административном правонарушении;

-право давать указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

 

Вопрос № 42 Задачи, содержание объект и предмет надзора за органами, осуществляющими предварительное следствие

Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Главная задача-наблюдение за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия требований закона по защите прав и законных интересов граждан, потерпевших от преступлений.

 

Вопрос № 43 полномочия прокурора при осуществлении надзора за органами, осуществляющими предварительное следствие.

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами.

2. Указания Генерального прокурора Российской Федерации по вопросам дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.