Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Статья 1. Прокуратура Российской Федерации






Статья 71

В ведении Российской Федерации находятся:

о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

Статья 129

1. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

2. Генеральный прокурор Российской Федерации и заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектами Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

4. Иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

5. Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.

 

Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 28.11.2015) " О прокуратуре Российской Федерации"

Статья 1. Прокуратура Российской Федерации

1. Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.

(Например: ФЗ " о противодействии экстремистской деятельности")

 

Также в своей службе прокуроры руководствуются:

Ø международными договорами и соглашениями (Пример: договор о правовой помощи)

Ø Актами президента

Ø Приказами и указаниями Ген. прокурора

Ø Областные и районные прокуроры руководствуются указаниями прокуроров субъектов РФ.

 

Исходя из действующего законодательства не представляется возможным определить конкретное место прокуратуры в системе разделения властей и потому этот вопрос вызывает дискуссии в рядах правоведов.

Ряд ученых предлагает отнести прокуратуру в отдельную " надзорно-законоприменительную" отрасль, таким образов представив ее как исполнительный орган, что не может быть принято, так как прокуратура ведет надзор и за исполнительными органами.

Наиболее правильной представляется точка зрения Н. В. Мельникова, полагающего, что наряду с существующими Российской Федерации ветвями власти следует признать и прокурорскую власть. По своим функциональным признакам она является государственной властью со всеми присущими ей атрибутами. По его мнению, прокурорская власть есть вид государственной власти, осуществляемой в формах прокурорского надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, а также уголовного преследования. Формой выражения этой власти является система органов прокуратуры с подчиненностью нижестоящих органов вышестоящим.
Одной из основных задач прокурорской власти, как и любой другой государственной власти, является защита и обеспечение прав и свобод человека гражданина. Это положение напрямую вытекает из основ конституционного строя Российской Федерации, согласно которым человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод граждан — обязанностью государства. Данная конституционная норма в полной мере относится и к прокуратуре, осуществляющей прокурорскую власть.

 

Наиболее многочисленной является группа ученых, считающих прокуратору конституционным органом с особым статусом. Так, например, Е. И. Козлова и О. Е. Кутафин указывают, что все государственные органы составляют единую систему, в которой органы прокуратуры представляют собой группу с присущими только ей особыми функциями. Особый статус прокуратуры подчеркивают М. В. Баглай, Б. Н. Габричидзе, А. Л. Протопопов, Ф. М. Кобзарев и другие исследователи. Этот статус прокуратуры обусловлен ее социальным предназначением по осуществлению государственного надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов в стране.
Соглашаясь с подобным подходом к определению роли и места прокуратуры, необходимо обратить внимание на то, что особый статус может иметь отдельный государственный орган, например Центральный банк РФ, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Счетная палата РФ. Прокуратура же представляет собой не отдельный государственный орган, а систему государственных органов. Она имеет свою вертикаль подчиненности нижестоящих органов вышестоящим и призвана осуществлять свои полномочия самостоятельно и независимо от какой-либо ветви государственной власти. Система независимых органов государственной власти с особым статусом представляет собой по своему функциональному предназначению и полномочиям особую, отдельную ветвь государственной власти.
Правозащитная функция прокуратуры в Российской Федерации, а также выделение прокурорской власти в качестве самостоятельной ветви власти требуют совершенствования законодательства в части, касающейся независимости прокуратуры. В этой связи следует поддержать предложения исследователей о выделении в Конституции РФ самостоятельного раздела о прокуратуре с описанием в нем задач, функций, объектов надзора прокуратуры, порядка назначения ее высших должностных лиц, а также о создании федерального конституционного закона о прокуратуре, о дополнении понятия «прокурорский надзор» в законодательстве о прокуратуре словом «высший», о включении в федеральный закон о прокуратуре положения об осуществлении прокурорского надзора за исполнением решений Конституционного Суда Российской Федерации. '
Внесение этих изменений в Конституцию РФ и законодательство РФ позволит окончательно утвердиться в российском обществе прокурорской власти как самостоятельной ветви власти.
Таким образом, прокуратура в разделении властей занимает самостоятельное место. Этот статус прокурорской власти позволяет ей с гораздо большей эффективностью обеспечивать и защищать права и свободы человека и гражданина в сравнении с той защитой, которую бы обеспечивала прокуратура, если бы она входила в какую-либо из традиционных ветвей власти либо была просто органом государственной власти с особым статусом. Поэтому прокуратура как независимый орган защищает права и свободы граждан не только по своему функциональному назначению, но и в качестве самостоятельной ветви власти через систему сдержек и противовесов. Независимость прокурорской власти является необходимым условием защиты всех прав ж свобод человека и гражданина.


 

 

7. Правовые основы организации и деятельности прокуратуры РФ

В ст. 3 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I " О прокуратуре Российской Федерации" установлено, что организация и порядок деятельности прокуратуры РФ и полномочия прокуроров определяются:

Конституцией РФ,

ФЗ " О прокуратуре РФ",

другими федеральными законами,

международными договорами РФ.

Конституция РФ в п. " о" ст. 71 относит прокуратуру к исключительному ведению России, что, по сути, исключает возможность регулирования вопросов организации и деятельности прокурорской системы на региональном и тем более местном уровнях:

в силу п. " е" ст. 83 Конституции РФ Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуру Генпрокурора РФ, а также вносит в эту палату Парламента предложение об освобождении Генпрокурора РФ от должности;

согласно п. " з" ст. 102 Конституции РФ, Совет Федерации на основании внесенных главой государства представлений назначает на должность либо освобождает от нее Генпрокурора РФ;

ст. 129 Конституции РФ, наделяя прокуратуру РФ конституционно-правовым статусом, определяет ее как единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генпрокурору РФ. Данная норма также воспроизводит названный выше порядок назначения на должность и освобождения от нее Генпрокурора РФ, устанавливает особый (сопряженный с согласованием региональными властями) порядок назначения на должность прокуроров субъектов РФ, закрепляет исключительные полномочия Генпрокурора РФ по назначению на должность иных прокуроров, а также предопределяет закрепление полномочий, организации и порядка деятельности прокуратуры РФ на уровне федерального закона.

Основным нормативным правовым актом специального характера в системе правового регулирования организации и деятельности прокуратуры является Закон о прокуратуре.

Акты международного права также играют роль регуляторов деятельности прокуратуры. В Федеральном законе от 30.10.2007 N 237-ФЗ " О ратификации Европейской конвенции о передаче судопроизводства по уголовным делам" от 15 мая 1972 года имеется оговорка следующего содержания: " Российская Федерация в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Конвенции заявляет, что по вопросам передачи судопроизводства по уголовным делам с назначенными органами Договаривающихся государств сносится Генеральная прокуратура Российской Федерации".

Процессуальное положение прокурора закрепляют такие законодательные акты, как УПК, ГПК, АПК, КоАП. В ряде законодательных актов прямо говорится об осуществлении надзора за их исполнением органами прокуратуры. В их числе федеральные законы от 10.06.2008 N 76-ФЗ " Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" и от 28.12.2010 N 403-ФЗ " О Следственном комитете Российской Федерации".

К подзаконным актам, распространяющим свое действие на определение порядка деятельности органов прокуратуры РФ, традиционно относят указы Президента РФ и акты Генерального прокурора РФ: приказы, указания и распоряжения, положения и инструкции. При этом большое значение для формирования надзорной практики прокуроров имеют приказы Генерального прокурора РФ.

Важнейшее место среди актов Президента РФ о регулировании деятельности прокуратуры занимает Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденное Указом Президента РФ от 18 апреля 1996 г. № 567. О необходимости принятия названного Положения непосредственно говорится в ст. 8 Закона о прокуратуре. Данным Положением определяются цели и задачи координационной деятельности, ее основные направления, полномочия ее участников.

Аналогичным образом в Законе о прокуратуре решен вопрос о классных чинах прокурорских работников. Так, в его ст. 41 определено, что прокурорам, научным и педагогическим работникам научных и образовательных учреждений системы органов российской прокуратуры присваиваются классные чины в соответствии с занимаемыми ими должностями и стажем работы. Также в Законе о прокуратуре установлено, что порядок присвоения классных чинов регламентируется Положением о классных чинах прокурорских работников, утвержденным Указом Президента РФ от 30 июня 1997 г. № 659 " Об утверждении Положения о классных чинах прокурорских работников Российской Федерации".

Нормативные правовые акты Генпрокурора РФ. В соответствии с Законом о прокуратуре (п. 1 ст. 17) Генпрокурор РФ издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры России и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников. Регулируемые данными актами вопросы охватывают все важнейшие аспекты организационной деятельности системы прокуратуры. В комплексе с организационными вопросами Генпрокурору РФ предоставлено право определять порядок реализации мер материального и социального обеспечения прокурорских работников, предусмотренных Законом о прокуратуре.

 

 

8. Понятие и система принципов организации и деятельности прокуратуры РФ

Принципы организации и деятельности прокуратуры — это основополагающие, руководящие положения, определя­ющие наиболее существенные черты и признаки много­гранной деятельности органов прокуратуры и основные предъявляемые к ней требования.

Основные принципы закреплены в Конституции РФ (ст. 129) и в ФЗ " О прокуратуре РФ" (ст. 4).

Общеправовые принципы организации и деятельности прокуратуры:

законность – этот принцип выражается в требовании точного и единообразного исполнения законов в организации прокуратуры и при осуществлении прокурорского надзора. Лишь с позиции законности производится прокуратурой оценка деятельности поднадзорных ей органов и должностных лиц. Особое значение принцип законности имеет в судопроизводстве, в процессе которого прокурор обязан принимать меры, подчас властные, направленные на пресечение и устранение выявленных нарушений законности. Принцип законности является наиболее общим, так как именно он лежит в основе всех иных принципов организации и деятельности органов прокуратуры;

демократизм – как общеправовой принцип Российского государства провозглашен ст. 1 Конституции РФ. Демократизм прокурорского надзора означает прежде всего его осуществление в интересах народа и от его имени. Проявляется это, в частности, в установлении связей населения с прокурорскими органами, причем связь эта носит двусторонний характер. Закон “О прокуратуре РФ” (ст. 10) возлагает на прокуроров обязанность в установленные сроки рассматривать предложения, заявления и жалобы граждан, государственных и общественных организаций, проводить личный прием граждан;

публичность. Согласно указанному принципу прокуратура в целях охраны личности, государства и общества обязана по долгу службы независимо от усмотрения отдельных лиц и организаций принимать меры к выявлению и своевременному устранению любых нарушений закона, от кого бы эти нарушения не исходили, к восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к установленной законом ответственности (ст. 22 Закона “О прокуратуре РФ”).

Специальные принципы прокурорского надзора:

единство и централизация прокурорского надзора. Органы прокуратуры составляют единую федеральную централизованную систему и действуют на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации (ст. 4 Закона “О прокуратуре РФ”). Единство и централизация прокурорского надзора означают, что вся система прокуратуры сверху донизу организуется на основе единых принципов, руководствуется единым законодательством, преследует единые цели, разрешает единые задачи;

независимость прокурорского надзора. В соответствии с Законом “О прокуратуре РФ” (ст. 4) “органы прокуратуры осуществляют полномочия в пределах своей компетенции независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами”. Действенной гарантией обеспечения независимости прокуроров является предусмотренная Законом “О прокуратуре РФ” недопустимость какого бы то ни было вмешательства в деятельность прокуроров при выполнении ими своих надзорных полномочий. Воздействие в какой бы то ни было форме федеральных органов государственной власти, – говорится в ст. 5 Закона “О прокуратуре РФ”, – органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствовать его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность;

гласность прокурорского надзора – непременный признак демократического общества. Поэтому гласность включена в ст. 4 Закона “О прокуратуре РФ”, именуемую “Принципы организации и деятельности прокуратуры”. В пункте втором части второй названной статьи говорится, что органы прокуратуры “...действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной специально охраняемой законом тайне; информирует федеральные органы государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности”. На принципе гласности основаны и многие формы и методы прокурорского надзора: проверка состояния законности на поднадзорных объектах и государственных структурах, рассмотрение жалоб и заявлений, принесение протестов и представлений, вынесение официальных предостережений, участие в рассмотрении гражданских и уголовных дел, участие в заседаниях представительных органов и т.п.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.