Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исследование речевого мышления






Цель — выявление уровня словарного запаса, дифференцированности ассоциаций, структуры семантического поля, уровня речевого и интеллектуального развития.

Инструкция: будем играть в слова. Я скажу слово, а ты назовешь на него столько слов, сколько придет тебе в голову.

Слова-стимулы Слова-ассоциации
иголки еж звездочка, камень
радость улыбка, смех
замок ключ
дорожка дороги, дорожный
река морской, водяной
слезы слеза, слезка, грустно
смелость храбрый заяц
храбрость храбрый
думать дума о брате
кричать крик
краснеть красный
спать заснул, уснул, спит
радоваться подарку, радость
разбить разбито, чашку
копать раскопал
бежать бег, бегать
добрый доброветь, человек, хороший
старый старичок, стареть
вкусный сладкий, сочный
праздничный наряд
опасный бояться, злой
бравый солдат
ловкий ловить, улов
грязный поросенок, человек
быстро лететь
ловко лов, ловить
красиво дом, комната
тихо тишина, тихий
просто легко
три тридцать
пять пятьдесят

Анализ результатов. Количественный — дано 31 слово, получено 48 слов. Качественный — получено 11 синтагм (слова, которые составляют словосочетания и предложения), 42 парадигмы; слова группируются:

· по ситуациям (например, иголки — ёж, замок — ключ) — 6;

· по синонимам (например, добрый — хороший, просто — легко) — 4;

· по повторам (например, храбрость — храбрый, ловкий — ловить)— 8;

· по звукоподражанию (например, ловкий — улов, спать — спит) — 21;

· по словотворчеству (например, добрый — доброветь, спать —заснул) — 3.

Семантическое поле. В результате получаем семантическое поле, указывающее на интеллектуальные нарушения, а именно на задержку психического развития.

 
 


На рисунке слова, сгруппированные по ситуациям, синонимам и словотворчеству детей — 13, а 8 — это повторы.

Грамматический

Части речи Дано Норма Получено
существительные 8 48 27
глаголы 8 12—18 13
прилагательные 8 4—5 11
наречия 5 3—4 2
числительные 2 2—4 4

Вывод: нарушена номинативная функция речи, очень маленький словарный запас.

 

Использование распространенных педагогических методик может помочь преодолеть задержку в развитии ребенка. К таким методикам можно отнести:

1. Монтессори-педагогика — оптимальный выбор для детей с особенностями в развитии. Дело в том, что в ней обобщен весь мировой опыт педагогических инноваций, проверенных временем. Научно обоснованная, до мелочей выверенная, система Марии Монтессори не перестает удивлять дефектологов и логопедов. Родители не только удивляются, но и активно принимают ее. Ваш малыш с ЗПР получит уникальную возможность работать и развиваться по своим внутренним законам.

Наблюдение для Монтессори-педагога — главный инструмент в работе. Наблюдая за каждым малышом, педагог составляет его психологический и личностный портрет, намечает план работы и вместе с ребенком воплощает его в жизнь, где-то направляя малыша, а где-то предоставляя ему справляться самому. Именно такой подход позволит сделать из малыша не покорного ученика-исполнителя, а человека, который демонстрирует все свои скрытые возможности, формирует самостоятельную личность.

Об интеллектуальном развитии в таких группах и говорить не приходится. Все выпускники Монтессори-групп всегда готовы к школе, читают, пишут, оперируют многозначными числами, умеют работать как самостоятельно, так и в команде.

 

2. Кубики Зайцева — хорошая методика для ребят с ЗПР. Мало того что по кубикам малыши учатся читать даже быстрее своих сверстников, так еще и само обучение проходит радостно, насыщенно, малыши подвижны. Качество обучения очень высокое: уже в 5 лет ребята с ЗПР будто сами, без принуждения, узнали, что такое ударение, заглавная буква, точка, а правила „жи-ши”, „ча-ща”, „чу-щу” вообще не подвергаются сомнениям. Многие дети с ЗПР гиперактивны, невнимательны, с трудом усваивают понятия „буква”, „слог”, „слово”.

Кубики Зайцева — единственная на сегодняшний день методика, где эти понятия даны в доступной игровой форме, придуманы „обходные” пути в обучении и задействованы все сохранные функции организма.

 

3. Прекрасно подтолкнут развитие малыша занятия с кубиками Lego, сендтерапия (с использованием песка), игровая терапия, сказкотерапия. Главное для родителей малыша с ЗПР — никогда не опускать руки. И тогда на приеме у психолога, да и на детской площадке, вы сможете по праву гордиться своим малышом и собой гораздо больше, нежели другие: ведь вы совершили маленький подвиг — изменили судьбу крохотного человечка в лучшую сторону!






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.