Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рейтинговые агентства






 

Практически во всех странах за последние двадцать лет бурными темпами развивалась рейтинговая деятельность. Если в конце 80-х годов она существовала фактически только в США, а в мире насчитывалось около 30 рейтинговых агентств, то сейчас их уже около 100.

В начале века, когда в США появились первые рейтинговые агентства, рейтинговая культура была особенностью исключительно Америки. Для эмитентов в США стало привычным делом получать необходимые рейтинги. Долгое время в Японии и европейских странах рейтинги оставались экзотикой и их присваивали в основном крупным компаниям, которые вели международные операции. Стремительно мировая рейтинговая деятельность начала развиваться с конца 80-х годов, в последние несколько лет превратившись в настоящий бум. Сейчас, согласно исследованиям рейтингового агентства Fitch, под контроль рейтингов попадает 80 % мировых трансграничных потоков заёмного капитала и многое другое.

Такой всплеск рейтингов произошел из-за глобализации финансового рынка, из-за формирования единого валютного и финансового пространства, а также из-за развития коммуникационных и информационных технологий. Помимо этого, рейтинги все активнее используют для регулирования рынка капитала.

Несмотря на то, что количество рейтинговых агентств постоянно растет, ведущую роль на мировом финансовом рынке играют три американских агентства: Fitch Ratings, Moody's, Standard & Poor's. Хотя у разных агентств обозначения рейтинга несколько отличаются, как правило, самый высокий рейтинг — ААА. Затем по убывающей: АА, А, ВВВ и т. д. Самый низкий кредитный рейтинг обычно обозначается буквой D (дефолт — неплатежеспособность компании). В таблице представлена интерпретация значения рейтингов крупнейших мировых агентств

Таблица 14.Значения рейтингов

Moody's Standard and Poor's Fitch Краткое описание
Ааа ААА ААА Наивысшая степень надежности, наименьший риск дефолта
Аа1 АА+ AA+ Высокая степень надежности Риск умеренный, однако может временами меняться в зависимости от состояния экономики.
Аа2 АА AA
Аа3 АА- AA-
А1 А+ A+ Степень надежности выше среднего по рынку/отрасли Вероятность выплаты основной суммы долга и процентов оценивается как высокая. Во время экономических потрясений факторов риска больше, и они значительные.
А2 А A
А3 А- A-
Ваа1 ВВВ+ BBB+ Средняя степень надежности Возможности выплаты основной суммы долга и процентов оцениваются как адекватные, однако воздействие неблагоприятного изменения экономической ситуации признается значимым.
Ваа2 ВВВ BBB
Ваа3 ВВВ- BBB-
Ва1 ВВ+ BB+ Спекулятивная степень Возможны задержки выплаты процентов и основной суммы долга.
Ва2 ВВ BB
Ва3 ВВ- BB-
В1 В+ B+ Высоко спекулятивная степень  
В2 В B
В3 В- B-
Саа ССС+ CCC Существенный риск, эмитент в тяжелом положении На данный момент существует большая неопределенность относительно того, будут ли платежи по основной сумме и процентам выплачены вовремя, или лишь благоприятное стечение обстоятельств позволит выплатить долг вовремя. В случае неблагоприятного стечения обстоятельств весьма вероятно прекращение платежей.
-- ССС --
-- ССС- --
Са -- -- Преддефолтное состояние  
С -- --
-- -- DDD Дефолт, отказ от исполнения долговых обязательств  
-- -- DD
D D D

 

В условиях мирового финансового кризиса рейтинговые агентства упрекались в необъективности оценок. Кроме того, ведущая тройка агентств находится под юрисдикцией США, что усиливает влияние этой страны на потоки мировых финансов. В целях снижения зависимости целый ряд стран, в том числе и Россия. Важным шагом к созданию собственных независимых агентств можно считать принятие Федерального закона от 13.07.2015 N 222-ФЗ «О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации»[38].

Кредитное рейтинговое агентство – это юридическое лицо, созданное в организационно-правовой форме хозяйственного общества в соответствии с законодательством Российской Федерации, внесенное Банком России в реестр кредитных рейтинговых агентств и осуществляющее рейтинговую деятельность. Рейтинговая деятельность представляет собой профессиональную деятельность, осуществляемую на постоянной основе, состоящую в совокупности из подготовки, присвоения, подтверждения, пересмотра, отзыва кредитных рейтингов и прогнозов по кредитным рейтингам на основе анализа информации в соответствии с методологией и сопровождающаяся распространением информации о присвоенных кредитных рейтингах и прогнозах по кредитным рейтингам любым способом, обеспечивающим доступ к ней неограниченного круга лиц. В результате оценки рейтингуемому лицу присваивается кредитный рейтинг, отражающий мнение о способности рейтингуемого лица исполнять принятые на себя финансовые обязательства (кредитоспособность, финансовая надежность, финансовая устойчивость) или о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств или финансовых инструментов, выраженное с использованием рейтинговой категории.

Правовой статус рейтинговых агентств имеет следующие особенности:

- рейтинговые агентства должны создаваться в форме хозяйственных обществ (п. 1. ст. 3 закона ««О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации»);

- деятельность рейтинговых агентств не подлежит обязательному лицензированию, однако осуществлять рейтинговую деятельность могут только те лица, которые внесены в реестр кредитных рейтинговых агентств Банком России;

- рейтинговому агентству запрещается совмещать рейтинговую деятельность с иными видами деятельности (например, производственной, страховой, банковской);

- минимальный размер собственных средств (капитала) для кредитного рейтингового агентства устанавливается в сумме 50 миллионов рублей (п.2 ст. 3);

- доля кредитной организации, участников банковской группы, участников банковского холдинга, некредитной финансовой организации или участника страховой группы в уставном капитале кредитного рейтингового агентства не может превышать 20 процентов (п. 6 ст. 6), это необходимо для обеспечения независимости и объективности деятельности агентства;

- рейтинговые аналитики должны соответствовать требованиям к знаниям и профессиональному опыту, предъявляемым кредитным рейтинговым агентством и установленным нормативным актом Банка России

- агентство должно раскрывать методологию присвоения рейтингов, а также порядок сопоставления присвоенных рейтингов с международной шкалой п. 1 ст. 13).

- присвоенные кредитным рейтинговым агентством кредитные рейтинги и прогнозы по кредитным рейтингам подлежат раскрытию на официальном сайте кредитного рейтингового агентства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в открытом доступе (п. 1. ст. 14).

Контроль за деятельностью национальных рейтинговых агентств осуществляет Банк России. В случае неисполнения в установленный Банком России срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных при осуществлении деятельности кредитного рейтингового агентства, Банк России вправе:

1) потребовать от кредитного рейтингового агентства замены лиц, входящих в органы управления и внутреннего контроля кредитного рейтингового агентства;

2) исключить сведения о рейтинговом агентстве из реестра кредитных рейтинговых агентств.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.