Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Скандинавский эпос.






Основные памятники древнеисландской художественной литературы распадаются на три группы: песни «Эдды», поэзия скальдов и прозаические саги.

«Эддой» называется сборник песен, частью мифологического и морально-поучительного (дидактического), частью героического содержания. Сборник составлен в XIII в., по данным языка и стиля, из песен разного времени – от IX до конца XII в., – анонимных и сохранившихся в устной традиции. Свое название сборник получил в XVII в. от первого издателя, который увидел в нем источник прозаического трактата по вопросам поэтики исландца Снорри Стурлусона, носившего заглавие «Эдда» (написан около 1222 – 1223 гг.), и перенес это заглавие на изданную им рукопись.

В отличие от младшей, или прозаической, «Эдды» Снорри, более старый песенный сборник принято называть старшей, или поэтической, «Эддой».

Мифологические песни «Эдды» заключают сказания о богах и поучения житейской мудрости, обличенные в мифологическую форму божественных установлений. Они основаны на развитой системе языческих верований в мифологии, окончательно сложившейся у скандинавских народов в «эпоху викингов», но уходящей своими корнями в мифологические представления древних германцев.

Верховный бог скандинавской мифологии Один (у западных германцев – Водан) – отец и родоначальник богов, творец и устроитель земли, создатель рода человеческого. Один – бог войны, дарующий победу в битвах. Из других богов наибольшим почитанием пользовался Тор (у западных германцев Донар) – бог грозы, вооруженный каменным молотом (орудие каменного века), которым он поражает враждебных богам великанов. «Рыжебородый Тор» является покровителем земледелия.

Особое место среди богов занимает Локи, известный лишь в скандинавской мифологической традиции и представляющий злое, разрушительное начало, может быть, первоначально – бог огня. Локи стоит между богами и великанами и будет сражаться против богов в последней битве перед концом мира. Среди богинь первое место занимает Фригг, жена Одина, богиня любви и покровительница браков, олицетворение рождающего начала в природе.

Надземному миру, в котором обитают боги, скандинавская мифология противопоставляет обиталище людей – «срединную землю» («Мидгард») – и подземное царство мертвых («Нифльхейм»), в котором царствует великанша Хель. Представление о подземном царстве мертвых, связанное с погребением в курганах, древнее веры в Валагаллу, но продолжает существовать с ней рядом; в результате слагается компромиссное представление: в царстве Хель отправляются все умершие, кроме героев, удостоившихся Валгаллы. Кроме богов, скандинавская мифология знает духов природы (следствие первобытных анимистических представлений), великанов, царство которых лежит за морем, и карликов («альбов» или «двергов»), скрывающихся в недрах земли. Великаны, олицетворяющие стихийные, разрушающие силы природы, находятся в непрестанной борьбе с богами и людьми. Карлики владеют несметными сокровищами в недрах гор и являются искусными кузнецами. Таким «мудрым альбомом» является, например, волшебный кузнец Веланд, о котором рассказывает одна из героических песен «Эдды» («Слово о Веланде»).

Из героических песен «Эдды» большая часть посвящена сказаниям о Зигфриде, о гибели Нибелунгов (Атилла и Гунтер), об Эрманарике и Сванхильде, т.е. эпическим сюжетам, сложившимся у континентальных германцев (готов, бургундов, франков) в эпоху «великого переселения народов». Эти песни проникли в Норвегию, по-видимому, в VI – VII вв. через северную Германию и подверглись там, а затем в Исландии дальнейшей поэтической переработке. В песнях «Эдды» об их первоначальной родине свидетельствуют упоминания о франкских и готских витязях, о горах Рейна и гуннских степях, хотя в то же время появляется и новый, скандинавский пейзаж, с его глетчерами и горными водопадами. Имена эпических героев получили скандинавскую форму: вместо Гунтера и Хагена – Гуннар и Хогни, вместо Атиллы и Эрманарика – Атли и Иормунрек, Зигфрид называется Сигурдом, Кримхильда носит имя Гудруны. Появляются новые действующие лица, известные только скандинавской эпической традиции, например Оддруна, сестра Атли и возлюбленная Гуннара. В «эпоху викингов» героический эпос отражает мифологические представления воинской религии Одина: Один и его валькирии принимают участие в судьбе героев; в позднейших исландских источниках (Сага о Волсунгах») Сигурд и его предки ведут свой род от Одина.

Составитель «Эдды» расположил собранные им исландские героические песни в последовательности развития сюжета, рассматривая их, по-видимому, как эпизоды одного сказания. На самом деле собранные в «Эдде» героические песни возникли независимо друг от друга, в разное время и содержат разные, часто противоречивые версии, отражающие последовательное развитие устной поэтической традиции на скандинавской почве, в Норвегии и Исландии. Наиболее ранние по своему содержанию и стилю произведения приближаются к древнегерманскому типу краткой героической песни, представленному в немецкой «Песне о Хильдебранте». Более поздние обширнее по объему и переходят от сжатого эпического рассказа к психологически углубленному, раскрывающему отношения между действующими лицами.

Среди героических песен «Эдды» встречаются в небольшом числе и более поздние сказания скандинавского происхождения (например, цикл песен о Хельги), с мотивами родовой мести, морских набегов и любви героя и валькирии. Песни эти, как и некоторые другие, не вошедшие в «Эдду», свидетельствуют о самостоятельных эпических сюжетах, возникших на скандинавском севере.

ИСЛАНДСКИЕ САГИ

Исландцы, как и ирландцы, имеют богатую прозаическую литературу на родном языке, так называемые саги.

По своему происхождению эта литература восходит к устным рассказам о первых поселенцах, прикрепленным к определенной местности и ее обитателям. Такие семейные предания рассказывались на посиделках.

Существовали рассказчики саг, которые славились своим искусством.

Начало письменной обработке саг положили исторические труды исландских клириков, писавших на родном языке и проявлявших исключительный интерес к родному прошлому. Среди них особое значение имела «Книга об исландцах» (около 1130 г.) и «Книга о занятии земли» (начало 13 в.) Арии Торгильссона.

Большинство исландских родовых саг записано в период от последней четверти 12 до конца 13 в. События, описываемые в сагах, относятся по преимуществу к концу «эпохи викингов», до окончательной христианизации Исландии (примерно 950 -1030).

В передаче исторических фактов, личных и географических имен родовые саги отличаются большой достоверностью. Обычно родовые саги охватывают историю нескольких поколений. Они начинаются с кратких родословных; затем следует путешествие за море, служба в дружине норвежского короля; прославление в морских походах; возвращение на родину, женитьба, ведение своего хозяйства; соперничество между знатными родами, нескончаемые кровавые столкновения.

Герои родовых саг не идеализированы, как в героическом эпосе. Мы узнаем в них людей варварского общества. Они гордятся своей физической силой, своим мужеством. Классическую биографию викинга и скальда содержит «Сага об Эгиле».

Героем «Саги о Ньяле» является старый и мудрый Ньяль, который по вине своих сыновей становится жертвой кровавой распри. Враги Ньяля сжигают его в доме вместе со всей семьей, спасается только зять Ньяля, который в течение ряда лет мстит всем убийцам Ньяля.

Исландские саги имеют исторический и бытовой характер. Они рисуют правдивую картину хозяйственного быта, семейных и общественных отношений. Элемент чудесного наличествует в них лишь в форме бытовых суеверий - веры в вещие сны, в колдовство и заклинания, в привидений и оборотней.

Романтические мотивы преобладают в более поздних сагах, нередко уже лишенных исторической достоверности. Среди низ известна «Сага о Фритьофе».

Многие бытовые и исторические саги выводят нас за пределы Исландии. Так, в «Саге об Эйрике Красном» рассказывается об открытии исландскими мореплавателями Гренландии и Северной Америки. В некоторых сагах упоминаются походы викингов в Древнюю Русь. Довольно рано у исландцев слагаются исторические саги о норвежских королях.

Существовали саги легендарного и исторического содержания. Эти «саги древних времен» прикреплены к именам полуисторических и легендарных героев ранней эпохи викингов. Уже современники называли их «лживыми сагами» или «бабушкиными сказками» («Сага об Орвар-Одде», герой которой живет 300 лет). В форме саг обрабатываются в это время и песни героического эпоса. К середине 13 в. относятся «Сага о Волсунгах» и «Сага о Тидреке» (Дитрихе Бернском).

Так называемые «рыцарские саги» являются переводами с французского эпических поэм каролингского цикла («Саги о Карле Великом»), стихотворных романов о короле артуре и его рыцарях, о Тристане и Персевале.

К началу 14 в. древнеисландская литература окончательно исчерпала свои творческие возможности.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.